образование и культурно-просветительные учреждения"> образование и культурно-просветительные учреждения"> образование и культурно-просветительные учреждения">

Азербайджанская Советская Социалистическая Республика XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АЗА
АЗБ
АЗГ
АЗД
АЗЕ
АЗИ
АЗН
АЗО
АЗП
АЗУ
АЗХ

XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения

  Первые школы на территории современного А. возникли в 5 в. В них учились дети знати и духовенства. После завоевания А. Арабским халифатом (7 в.) при мечетях для распространения ислама были учреждены мектебы, в которых детей обучали чтению Корана и грамоте на арабском языке С 10 — 11 вв. при мечетях ряда азербайджанских городов возникли медресе — школы повышенного типа. С 11 в. в мектебах был введён язык фарси. Несмотря на то, что мектебы и медресе в основном готовили мусульманское духовенство, они сыграли положительную роль в распространении грамотности; в них получили образование известные поэты и мыслители (Абу-ль-Ала Ганджеви, Мехсети Ганджеви, Хагани, Ширвани, Низами Ганджеви, Насирэддин Туей и др.). В 17 — 18 вв. в крупных городах мектебы и медресе открывались и отдельно от мечетей. Форма обучения в этих школах была индивидуальной. Наряду с чтением Корана изучались язык фарси, родная литература. Срок обучения был неопределённым и нередко доходил в мектебах до 5 — 6 лет, а в медресе до 15 — 20. В 19 в. после присоединения Северного А. к России стали возникать начальные русские школы. Передовые люди А. боролись за создание школ светского типа с преподаванием на родном языке, за развитие сети русских школ и увеличение в них числа учащихся-азербайджанцев.

  В 1-й половине 19 в. значительную роль в развитии народного образования сыграли азербайджанские просветители А. Бакиханов и М.Ф. Ахундов. Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. азербайджанские педагоги Р.И. Эфендиев, Н.Н. Нариманов, Дж. Мамедкулизаде, С.С. Ахундов, С.М. Ганизаде, Ф. Агазаде и др. вместе с передовыми рус. педагогами Закавказья А.О. Черняевским, Д.Д. Семеновым и др. выступали за развитие школьного образования.

  В 1865 в Баку была открыта реальная прогимназия (реорганизованная в 1874 в реальное училище) и учреждена женская гимназия. В 1875 появились городские, низшие технические и ремесленные училища. В 1887 в А. возникли т. н. русско-татарские начальные училища. В отличие от обычных русских школ в них обучались только азербайджанцы, и наряду с русским преподавался азербайджанский язык В конце 19 в. увеличилась сеть русских школ. Помимо казённых училищ создавались частные и общественные школы. В 1914/15 учебном году было 943 начальные школы (61,2 тыс. уч-ся), 18 высших начальных (4,7 тыс. учащихся), 15 средних (7,2 тыс. учащихся); в школах всех типов обучалось 73 тыс. детей. Но основная масса детей, особенно азербайджанцев, не училась. В начальных школах они составляли 36,1% учащихся, в средней школе — 11%, главным образом дети имущих слоев. Девочек-азербайджанок в школах было менее 2 тыс. В дореволюционном А. имелось всего 3 средние специальные учебные заведения, вузов не было. Грамотность составляла 9,2%.

  После Великой Октябрьской социалистической революции в корне изменился культурный облик А. В 1918 Бакинский Совнарком опубликовал декларацию о введении в республике всеобщего бесплатного обучения на родном языке и отделении школы от церкви. Были созданы совет по народному образованию и комиссия по составлению программ и учебников. В 1920 был издан ряд декретов по вопросам просвещения («О свободе совести», «О мобилизации работников просвещения» и др.), утверждено положение «О единой трудовой школе Азербайджанской ССР». Развернулась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения.

  Постановлением 3-й сессии Азербайджанского ЦИК (май 1928) в А. было введено всеобщее начальное обучение. С 1928/29 уч. г. школы перешли с арабской на латинскую графическую основу письменности. С начала 30-х гг. в крупных городах, а с 1935 повсеместно началось осуществление всеобщего 7-летнего обучения. Расширилась школьная сеть. Грамотность (по данным переписи 1939) достигла 82,8%. В том же году азербайджанская письменность была переведена на основу русской графики.

  В 1951 в А. завершился переход ко всеобщему 7-летнему обучению. По переписи 1959, грамотность составила среди мужчин 98,8%, среди женщин 96% (в сельской местности соответственно 98,7% и 96,1%). С 1959 осуществляется всеобщее обязательное 8-летнее обучение. С 1966 начался переход ко всеобщему среднему образованию, который в основном будет завершен в 1970. Создана сеть учебных заведений различных типов. В 1968 насчитывалось 1171 дошкольное учреждение (95,1 тыс. детей). В 1968/69 уч. г. в 5643 общеобразовательных школах всех типов обучалось 1330 тыс. учащихся. Имеются республиканский Дворец пионеров и школьников в Баку, 84 дома пионеров, 10 станций юных техников, натуралистов и туристов, 21 спортивная школа.

  Значительного развития достигло профессиональное образование. В 1968/69 уч. г. в 70 профессионально-технических учебных заведениях обучалось 32 тыс. учащихся, в 78 средних специальных учебных заведениях — 69,2 тыс. учащихся, в 12 вузах — 95 тыс. студентов. В числе крупнейших вузов: Азербайджанский университет им. С.М. Кирова, институт нефти и химии им. М. Азизбекова, политехнический институт, педагогический институт им. В.И. Ленина, педагогический институт языков им. М.Ф. Ахундова, медицинский институт им. Н. Нариманова, Консерватория им. У. Гаджибекова.

Город Нахичевань. Площадь им. Ленина. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.

Город Нахичевань. Площадь им. Ленина.

  В 1913 в А. было лишь 25 массовых библиотек (книжный фонд 13 тыс. томов). В 1968 в республике работали 2650 массовых библиотек (фонд книг и журналов 21,1 млн. экземпляров), в том числе 197 библиотек (509 тыс. экземпляров) находились в ведении колхозов. Крупнейшие библиотеки: Республиканская библиотека им. М.Ф. Ахундова, библиотека Азербайджанского государственного университета, Фундаментальная библиотека АН Азербайджанской ССР, Центральная библиотека им. В.И. Ленина (все в Баку). В 1968 имелось 1725 клубных учреждений, 38 музеев, крупнейшие из них: филиал Музея им. В.И. Ленина, Музей истории А., Музей искусств им. Р. Мустафаева, Музей азербайджанской литературы им. Низами, С.-х. музей (все в Баку).

<a target=<a target=Т. Т. Салахов. Портрет композитора Кара Караева. 1960. Третьяковская галерея. Москва. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика." alt="Т. Т. Салахов. Портрет композитора Кара Караева. 1960. Третьяковская галерея. Москва."> Азербайджанская Советская Социалистическая Республика." alt="Т. Т. Салахов. «Ремонтники». 1961. Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку.">

Т. Т. Салахов. Портрет композитора Кара Караева. 1960. Третьяковская галерея. Москва. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.

Т. Т. Салахов. Портрет композитора Кара Караева. 1960. Третьяковская галерея. Москва.

Т. Т. Салахов. «Ремонтники». 1961. Азербайджанский музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку.

 

Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы), Азербайджан.

Азербайджанская ССР. Герб государственный. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.

Азербайджанская ССР. Герб государственный.

Азербайджанская ССР. Флаг государственный. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.

Азербайджанская ССР. Флаг государственный.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Азербайджана.
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Азербайджана
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Цирк
XX. Кино
XXI. Художественная самодеятельность
Так же Вы можете узнать о...


Перовский Лев Алексеевич [9(20).9.1792—9(21).
Страны света, стороны горизонта, четыре главные точки горизонта: север, юг, восток и запад.
Эвфорион, см. Евфорион.
Вето (от лат. veto — запрещаю), в Древнем Риме право римского магистрата (так называемая интерцессия) на постановления и действия другого магистрата.
Индустриально-педагогические техникумы, готовят мастеров производственного обучения для профессионально-технических учебных заведений.
Масла растительные жирные, растительные жиры, продукты, извлекаемые из масличного сырья и состоящие в основном (на 95—97 %) из триглицеридов — органических соединений, сложных полных эфиров глицерина и жирных кислот (см.
Прерывность и непрерывность, философской категории, характеризующие как структуру материи, так и процесс её развития.
Товарищеский суд, в СССР выборный общественный орган, призванный активно содействовать воспитанию граждан в духе коммунистического отношения к труду, к социалистической собственности, соблюдения правил социалистического общежития, уважения чести и достоинства граждан.
Автократия (от греческого autokráteia — самовластие, самодержавие), форма правления, представляющая собой неограниченное и бесконтрольное полновластие одного лица в государстве (см.
Гаскар Пьер Гаскар (Gascar) (псевдоним; настоящая фамилия Фурнье, Fournier) Пьер (р.
Категорический императив (от лат. imperativus — повелительный), термин, введенный немецким философом И.
Морские караси (Diplodus), род рыб семейства спаровых отряда окунеобразных.
Респираторные острые заболевания

(ОРЗ), катары верхних дыхательных путей, группа инфекционных заболеваний (в основном вирусного происхождения), характеризующихся главным образом поражением верхних дыхательных путей.
Фабрично-заводских советов движение, движение итал.
Аристоник (Aristynikos) (ум. 129 или 128 до н.
Грин Джон Ричард Грин (Green) Джон Ричард (12. 12. 1837, Оксфорд, — 7.
Конструктивная математика, абстрактная наука о конструктивных процессах, человеческой способности осуществлять их и о их результатах — конструктивных объектах.
Ногайский шлях, один из основных путей набегов кочевников на русские земли в 13—17 вв.