Азербайджанская Советская Социалистическая Республика XVIII. Драматический театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АЗА
АЗБ
АЗГ
АЗД
АЗЕ
АЗИ
АЗН
АЗО
АЗП
АЗУ
АЗХ

XVIII. Драматический театр

  Истоки театрального искусства азербайджанского народа — в древнейших народных празднествах и плясках. Элементы театральности содержались во многих видах народного творчества, сопровождавшего трудовые процессы. Были они и в календарных празднествах («новруз» — наступление весны, «кевседж» — подготовка к зиме) и в обрядах («году-году» — призывание солнца в ненастные дни и дождя в дни засухи) и др.

  Первичные формы театральных представлений связаны с синкретическим творчеством ашугов; к ним относятся также коллективный мужской танец «яллы», выступления канатоходцев, фокусников (кяндирбазов), представления дервишей и др. С давних времён получили распространение представления азербайджанского народного театра — оюн и тамаша, из которых наиболее известны: «Кечал-пехлеван» («Плешивый богатырь»), «Кафтаркос» («Гиена»), «Марал оюну» («Оленья игра»), «Хан-хан» («Повелитель-судья»), «Тапдыг-чобан» («Пастух Тапдыг»), «Тенбель гардаш» («Брат-лентяй»), «Коса-коса» (игра в масках) и др. Древнейшим явлением театральной культуры А. был кукольный театр «Килим-арасы» («Из-за ковра»), представления которого высмеивали уродливые стороны быта, обличали социальное неравенство, несправедливость. В средние века возник и в дальнейшем получил широкое распространение азербайджанский религиозно-мистериальный театр, отражавший в своих представлениях («Шабих») идеологию феодального общества.

  Воздействие прогрессивной культуры и искусства русского народа, усилившееся в начале 19 в. с присоединением Северного А. к России, способствовало возникновению профессионального театра в А. Основой развития национального театра стала драматургия родоначальника азербайджанской реалистической литературы, выдающегося писателя и драматурга М. Ф. Ахундова. Некоторые из его комедий были поставлены на русском языке ещё при жизни драматурга в Петербурге (1851) и Тифлисе (1852). В 1873 в Баку состоялись первые представления комедий Ахундова «Гаджи Кара» («Приключение скряги») и «Везир Ленкоранского ханства» (на азербайджанском языке), в которых участвовали видный общественный деятель Г. Зардаби и его ученики — будущие драматурги Н.Ф. Везиров, А. Адигезалов и др. Эта дата считается датой возникновения азербайджанского профессионального драматического театра.

К концу 19 в. спектакли на азербайджанском языке ставились во многих городах А. — в Гандже, Шуше, Шемахе, Нахичевани и др. Последователи Ахундова, выдающиеся азербайджанские просветители, драматурги Н.Ф. и Г. Везировы, Н.Н. Нариманов, А.Б. Ахвердов, С.С. Ахундов, Дж. Мамедкулизаде, У. Гаджибеков и др. были также активными организаторами театральных постановок. В репертуар азербайджанского дореволюционного театра входили пьесы этих авторов, включались также произведения русских (Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой) и западно-европейских (У. Шекспир, Мольер, Ф. Шиллер) драматургов. Драматургия А. 19 в. («Горе Фахреддина» Н.Ф. Везирова, «Разорённое гнездо», «Несчастный юноша», «Волшебница пери» Ахвердова и др.) была проникнута просветительскими и демократическими идеями, разоблачала нравы патриархально-феодального общества, религиозный фанатизм.

  Огромное влияние на развитие азербайджанского театра оказала русская Революция 1905—07. В это время возникали новые театр, коллективы — «Товарищество мусульманских драматических артистов», труппа «Гамийет» («Содействие»), просветительного общества «Ниджат» («Спасение»), «Сафа» («Чистота») с театральными секциями при них, расширялся круг драматургов, актёров, возрастало значение театра в культурной жизни А. Значительный вклад в развитие театра внесли выдающиеся актёры Г. Араблинский, Дж. Зейналов и др.

  После установления Советской власти в А. (1920) были созданы условия для подлинного расцвета азербайджанского театра. Правительство Азербайджанской ССР национализировало театры, объединило разрозненные театральные труппы. В 1920 был создан Объединённый государственный театр, ныне Азербайджанский театр им. М. Азизбекова, деятельность которого отражает развитие национальной театральной культуры Советского А. Значительное влияние на развитие азербайджанской советской драматургии и театра оказало творчество Гусейна Джавида, Дж. Джабарлы. Опираясь на лучшие национальные традиции, театр систематически обращался к постановке мировой классики, разрабатывал в сотрудничестве с азербайджанскими драматургами значительные темы современности. Работа над пьесами «Невеста огня», «Севиль», «Алмас», «В 1905 году», «Яшар» Дж. Джабарлы, отразившими пафос революционной борьбы и торжество социалистической революции, была важнейшим этапом в творчестве театра. В 1930 театр выступал на Всесоюзной олимпиаде национальных театров в Москве, где высокое признание получили драматургия Дж. Джабарлы и мастерство актёров А.М. Шарифзаде, У. Раджаба, М.А. Алиева, С. Рухуллы и др. В 30 — 40-е гг. театр поставил спектакли, разнообразные по жанру и стилю: «Князь» и «Сиявуш» Гусейна Джавида: «Хаят» М. Ибрагимова: «Вагиф», «Ханлар», «Фархад и Ширин» С. Вургуна; «Гачах Наби» С. Рустама; а также «Гроза» Островского, «Гибель эскадры», «Платон Кречет» Корнейчука, «Отелло», «Макбет» Шекспира и др. В годы Великой Отечественной войны героическую борьбу советского народа, его патриотизм отражали спектакли: «Вэфа» Расула Рзы, «Месть» З. Халила, «Львиное логово» М.Г. Тахмасиба и др. Оптимизмом были проникнуты постановки последующих лет: «Утро Востока» Э. Мамедханлы, «Светлый путь» И. Эфендиева, «Айдынлыг» С. Рахмана и др. В 50—60-е гг. театр стремился к созданию спектаклей, отражающих трудовые подвиги и будни советских людей, проблемы морали и нравственности, коммунистического воспитания молодого поколения: «Бухта Ильича» Д. Меджнунбекова, «Глазной врач» И. Сафарли, «На дальних берегах» Г. Сеидбейли и И. Касумова, «Пламя» М. Гусейна, «Деревенщина» М. Ибрагимова, «Ты всегда со мной» И. Эфендиева, «Без тебя» Ш. Курбанова и др. Театр постоянно обращается к русской и западно-европейской классике — «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Антоний и Клеопатра», «Гамлет» Шекспира и др.

  В республике работают также: Русский драматический театр им. С. Вургуна (основан в 1923, Баку), Театр юного зрителя им. М. Горького (азербайджанская и русская труппы, Баку), Театр кукол (Баку), Театр азербайджанской драмы им. Дж. Джабарлы (Кировабад), Музыкально-драматический театр им. Дж. Мамедкулизаде (Нахичевань), Армянский театр им. М. Горького (Степанакерт), театры в гг. Агдам, Мингечаур, Сумгаит.

  Значительный вклад в развитие национального искусства внесли народные артисты СССР: М. Алиев, М. Давудова, С. Рухулла, А. Искендеров, А. Алекперов, О. Курбанова; народные артисты Азербайджанской ССР: И.Г. Идаятзаде, Д. Кязим Зия, Р. Тахмасиб, С. Гаджиева, Ф.К. Кадри, М. Марданов, М.С. Санани, Б.Г. Шекинская; артисты А.М. Шарифзаде, У. Раджаб и многие др.

Кадры из кинофильмов студии «Азербайджанфильм»:«Аршин мал алан». Режиссеры Р. Тахмасиб и Н. Лещенко. 1945. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.

Кадры из кинофильмов студии «Азербайджанфильм»:«Аршин мал алан». Режиссеры Р. Тахмасиб и Н. Лещенко. 1945.

  Подготовка театральных кадров с 1923 была сосредоточена в бакинском театральном техникуме, с 1945 — в Азербайджанском государственном институте искусств им. М. Алиева. В 1944 в Баку основано Азербайджанское Театральное общество.

 

  Лит.: Чэфэров Ч., Азэрбаjчан драм. театры. (1873-1941), Бакы, 1959.

  К. А. Косимое.

 

Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы), Азербайджан.

Азербайджанская ССР. Герб государственный. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.

Азербайджанская ССР. Герб государственный.

Азербайджанская ССР. Флаг государственный. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика.

Азербайджанская ССР. Флаг государственный.

I. Общие сведения
II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Азербайджана.
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Азербайджана
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. Естественные и технические науки
2. Общественные науки
3. Научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Цирк
XX. Кино
XXI. Художественная самодеятельность
Так же Вы можете узнать о...


Кассоне (итал. cassone), тип деревянного сундука-ларя, распространённый в Италии в средние века и в эпоху Возрождения.
«Лёгкая кавалерия», движение советской молодёжи, возникшее по инициативе комсомольцев в 1926 как форма участия в государственном и общественном контроле.
Народонаселения закон, специфический экономический закон, выражающий динамику рабочей силы и характер её использования в процессе производства.
Подпоследовательность (математическая), последовательность Северо-Западная пограничная провинция (СЗПП), провинция на северо-западе Пакистана.
Тлюстенхабль, посёлок городского типа в Теучежском районе Адыгейской АО Краснодарского края РСФСР, в 25 км от железнодорожной станции Энем (на линии Краснодар — Новороссийск).
Цитварное семя, неправильное название высушенных нерасцветших соцветий цитварной полыни; содержит не менее 2% сантонина.
Альмерия (Almeria), город и порт в Испании, в Андалусии, на Средиземном море.
Бюро партийное, бюро первичной партийной организации; бюро партийного комитета, исполнительный орган, руководящий текущей работой партийной организации.
Григорович Дмитрий Павлович [25.1(6.2).1883, Киев, — 26.
Инкарнат, цвет тела в живописи; см. Карнация.
Крейтер Владимир Михайлович [24.10(5.11).1897, Кузнецк, ныне Новокузнецк Кемеровской области, — 31.
Мидлотиан (Midlothian), графство в Великобритании, в Шотландии, у южного побережья залива Ферт-оф-Форт.
Пальмира (город в Колумбии) Пальмира (Palmira), город на З. Колумбии, в долине р.