Албания КавказскаяБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Албания Кавказская, одно из древнейших государств на территории восточного Закавказья, населённое разноплеменными народами, в том числе албанцами (на побережье Каспийского моря, в нижнем течении pp. Араке и Куры). Особое место Албания Кавказская в истории определялось тем, что на её территории были расположены «ворота Кавказа» (город Чола, в районе современного Дербента), являвшегося мостом между Европой и Азией. Археологические раскопки на территории Азербайджанской ССР (в Мингечауре, Чухуркабале, Софулу, Кабале, Топрахкале, Хыныслах и др.), сведения античных авторов (Арриан, Плиний, Страбон, Аппиан, Плутарх и др.) и армянских летописцев (Фавст, Егише, Хоренаци, Корюн и др.) свидетельствуют, что в конце 1-го тыс. до н. э. население Албания Кавказская занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством и различными ремёслами. На этой материальной базе сложились отношения раннерабовладельческой собственности и возникло государство, возглавляемое царём и глвным жрецом. На рубеже нашей эры в Албания Кавказская сохранялись ещё пережитки первобытнообщинной собственности (одна из форм — храмовая собственность). Остатки крепостных ворот города Кабала (начало н. э.). Куткашенский район Азербайджанской ССР. Наскальные изображения Албания Кавказская показывают, что здесь из первобытно-магических действий развивались графика, живопись, народные танцы и театр, музыка, устное художественное творчество. Верховным божеством, которому поклонялись в Албания Кавказская, считалась Луна. Главным городом к началу нашей эры была Кабала. Руины её сохранились в современном Куткашенском районе Азербайджанской ССР. Руины храма 5—6 вв. Село Лекит Кахского района Азербайджанской ССР. В 1 в. до н. э. народ Албания Кавказская вместе с народами Армении и Грузии вёл героическую борьбу против вторжений древних римлян в Закавказье (походы Лукулла в 69— 67 и Помпея в 66—65 до н.э.). В 3—5 вв. н. э. складываются феодальные отношения, ускорившие утверждение здесь христианства как государственной религии. Христианскую церковь в Албания Кавказская возглавлял автокефальный албанский католикос. В 5 в. Албания Кавказская была одним из активных участников антисасанидского восстания (450—451), руководимого армянским князем Варданом Мамиконяном. В 6 в. Сасаниды ликвидировали династию албанских царей, но в 7 в. в результате продолжавшейся борьбы Албания Кавказская против гнёта сасанидских шахиншахов независимость её была восстановлена. Виднейшим правителем её в 7 в. был Джеваншир Гирдыманский [638—670]. При нём получила широкое развитие албанская письменность и была составлена «История агван», принадлежащая перу армянского историка Мовсеса Каганкатваци, являющаяся основным источником истории Албания Кавказская В современных сёлах Азербайджанской ССР Лекит и Кум сохранились архитектурные памятники Албания Кавказская 5 — 6 вв. В 8 в. большая часть населения Албания Кавказская была мусульманизирована Халифатом. В течение 9—10 вв. албанским князьям удавалось несколько раз на недолгое время восстанавливать царскую власть в Албания Кавказская Затем большая часть земель Албания Кавказская вошла в состав азербайджанских феодальных государств — Ширвана и др. Часть современных азербайджанцев является потомками древнего населения Албания Кавказская
Лит.: История Азербайджана, т. 1, Баку, 1958; Вопросы истории Кавказской Албании. Сб. ст.. Баку, 1962. З. И. Ямпольский.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|