Ампир

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АМА
АМБ
АМВ
АМГ
АМД
АМЕ
АМЁ
АМЗ
АМИ
АММ
АМН
АМО
АМП
АМР
АМС
АМТ
АМУ
АМФ
АМХ
АМЬ

Ампир (от франц. empire — империя), стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, Ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и.). Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. Крайним проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития Ампир, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, — повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома. Ампир получил самобытные национальные черты в Великобритании, Дании, Италии; в России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах. Русский Ампир дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Ленинграда, архитектор К. И. Росси), общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806—23, архитектор Ампир Д. Захаров, и Горный институт, 1806, архитектор Ампир Н. Воронихин, — в Ленинграде), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804—18, скульптор И. П. Мартос) и прикладного искусства («Гурьевский сервиз», 1809—18, Императорский фарфоровый завод в Петербурге). Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле Ампир, построенным архитектором Ампир Г. Григорьевым (дома Селезневой, 1814, ныне Музей Ампир С. Пушкина, и Станицкой, 1817—22, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно расположенными и уютными интерьерами.

Ампир Н. Воронихин. Портик Горного института в Ленинграде. 1806. Ампир.

Ампир Н. Воронихин. Портик Горного института в Ленинграде. 1806.

Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Музей в Фонтенбло. Ампир.

Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Музей в Фонтенбло.

К. И. Росси. Арка Главного штаба в Ленинграде. 1819 — 29. Ампир.

К. И. Росси. Арка Главного штаба в Ленинграде. 1819 — 29.

Веер с росписью по рис. Ш. Персье и П. Фонтена. Ампир.

Веер с росписью по рис. Ш. Персье и П. Фонтена.

П. Ф. Томир. Бронзовые часы с группой «Минин и Пожарский» (вольная копия группы И. П. Мартоса). Эрмитаж. Ленинград. Ампир.

П. Ф. Томир. Бронзовые часы с группой «Минин и Пожарский» (вольная копия группы И. П. Мартоса). Эрмитаж. Ленинград.

  Ампир сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.

Ж. Ф. Шальгрен. Триумфальная арка на площади Звезды в Париже. 1806 — 37. Ампир.

Ж. Ф. Шальгрен. Триумфальная арка на площади Звезды в Париже. 1806 — 37.

 

Ваза с женской фигурой из Гурьевского сервиза. 1809 — 18. Императорский фарфоровый завод. Ампир.

Ваза с женской фигурой из Гурьевского сервиза. 1809 — 18. Императорский фарфоровый завод.

  Лит.: Некрасов Ампир И., Русский ампир, М., 1935; Bourgeois E., Le style Empire, ses origines et ses caractères, P.,1930.

  И.М.Глозман.

Так же Вы можете узнать о...


Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в СССР, один из фондов экономического стимулирования; создаётся на предприятиях (объединениях), в организациях за счёт отчислений из прибыли с целью стимулирования заинтересованности производственных коллективов в повышении эффективности производства.
Агахи Мухаммад Риза (1809 — 1874), узбекский писатель, историк и переводчик.
Варбола (в древнерусских летописях — «город Воробийный» или «Воробьев нос»), сильно укрепленное (вал высотой до 10 м) городище в Эстонской ССР (Раплаский район).
Джут (скотоводч.) Джут, дзуд (монг.), зимняя бескормица скота в районах отгонного животноводства, вызванная обледенением пастбищ.
Киркенес (Kirkenes), город и порт на севере Норвегии, на побережье Баренцева моря.
Маршалла план, так называемая программа восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны 1939—45 путём предоставления ей экономической помощи со стороны США.
Папанин Иван Дмитриевич [родился 14 (26).11.
Сан-Франсиско-де-Макорис (San Francisco de Macoris), город на С.
Трико (франц. tricot, от tricoter — вязать), 1) плотная костюмная ткань из шерстяной, полушерстяной, хлопчатобумажной пряжи с примесью химических волокон.
Шунгизит, см. в ст. Шунгиты.
Беннеттиты (Bennettitales), группа ископаемых древовидных голосеменных растений, близких современным саговникам.
Говард-план (Howard Plan), система организации учебно-воспитательной работы, основанная на принципе индивидуального обучения.