Захаров Андреян ДмитриевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Захаров Андреян (Адриан) Дмитриевич [8(19).8.1761, Петербург, — 27.8(8.9).1811, там же], русский архитектор, представитель ампира. Родился в семье служащего Адмиралтейств-коллегий. Учился в петербургской АХ (1767—82) у А. Ф. Кокоринова и И. Е. Старова, затем в Париже (1782—1786) у Ж. Ф. Шальгрена. С 1794 академик петербургской АХ. Среди первых работ Захаров Андреян Дмитриевич — ряд построек в Гатчине («Львиный мост», «Ферма», «Птичник» и др.), проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания АН (1803—04), выполненный в традициях французской градостроительной школы, где единство ансамбля достигалось общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. В 1805 Захаров Андреян Дмитриевич был назначен главным архитектором Адмиралтейства, в его ведении сосредоточились руководство строительством и проектирование гражданских и производственных зданий и сооружений. Здание Адмиралтейства в Ленинграде (1806—23) является величайшим памятником рус. архитектуры стиля ампир. Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров Андреян Дмитриевич создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). В центре здания — монументальная башня со шпилем, ставшая символом города. Внутри этой башни Захаров Андреян Дмитриевич сохранил старый шпиль Адмиралтейства (архитектор И. К. Коробов). Композиция 2 крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Новое значение получает скульптура. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. В интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки. А. Д. Захаров. Проект здания Провиантских складов в Петербурге. 1806—1808. Музей Академии художеств СССР. Ленинград. Захаров Андреян Дмитриевич создал также проекты застройки Провиантского о. (1806—08) и Галерного порта (1806—09), ряд проектов для Кронштадта (Андреевский собор, построенный в 1806—17, не сохранился), проекты казённых строений и церквей для губернских и уездных городов России подчёркнуто монументального характера. С 1787 преподавал в АХ (среди учеников — архитектор А. И. Мельников). А. Д. Захаров.
Лит.: Гримм Г. Г., Архитектор Андреян Захаров. М., 1940; Аркин Д., Захаров и Воронихин, М., 1953; Пилявский В. И., Лейбошиц Н. Я., Зодчий Захаров, Л., 1963. А. Д. Захаров. Здание Адмиралтейства в Ленинграде. 1806—23. Лестница вестибюля. Е. Н. Сильверсван.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|