Анималистический жанр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АНА
АНБ
АНВ
АНГ
АНД
АНЕ
АНЖ
АНЗ
АНИ
АНК
АНЛ
АНН
АНО
АНР
АНС
АНТ
АНУ
АНФ
АНХ
АНЦ
АНЧ
АНШ
АНЬ
АНЭ
АНЮ

Анималистический жанр, изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе. Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок, среды его обитания (например, в станковой живописи и скульптуре, в эстампе): декоративная выразительность фигуры, силуэта, расцветки особо существенна в парковой скульптуре, росписях, мелкой пластике; часто (особенно в иллюстрациях к сказкам, басням, в аллегорических и сатирических изображениях) животное «очеловечивается», наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного (например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе). Об острой наблюдательности художников-охотников свидетельствуют изображения зверей и птиц в первобытном искусстве; ярко жизненны стилизованные фигуры животных в памятниках звериного стиля (в том числе у скифов), в искусстве Древнего Востока, Африки, Океании, древней Америки, в народном творчестве многих стран. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках; в средние века в Европе были распространены аллегорические и фольклорные, сказочные образы птиц и зверей. В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры (Пизанелло, А. Дюрер), но собственно Анималистический жанр (связанный во многом с пейзажем, натюрмортом, бытовым жанром) и художники-анималисты появились в Китае в периоды Тан (Хань Хуан, 8 в.) и Сун (Му-ци, 13 в.), а в Европе — в 17 в. в Нидерландах (П. Поттер, А. Кёйп) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), в 18 в. во Франции (Ж. Б. Удри), России (И. Ф. Гроот) и др. В 19 — начале 20 вв. наряду с романтическим восхищением силой и ловкостью зверя (А. Л. Вари во Франции) определяется стремление к точному изучению животных (Дж. Одюбон в США, К. Труайон во Франции, скульпторы П. К. Клодт, Е. А. Лансере в России, А. Гауль в Германии, К. Томсен в Дании), часто в естественной обстановке их жизни (Б. Лильефорс в Швеции, А. С. Степанов в России), или к их яркой пластической характеристике (скульптор Ф. Помпон во Франции, В. А. Серов в России). Творчество ведущих советских анималистов (живопись, скульптура, эстамп, иллюстрации к научным и детским книгам и т. д.) отмечено тонким знанием животного мира (воспринятого в тесной связи с жизнью природы и человека), сочетанием познавательных задач с остротой характеристики и декоративной выразительностью образов (В. А. Ватагин, И. С. Ефимов, Е. И. Чарушин, И. Г. Фрих-Хар, Д. В. Горлов, Е. М. Рачёв, Г. Е. Никольский, В. И. Курдов, А. М. Лаптев, Б. Я. Воробьев, А. Старкопф и др.).

Пизанелло. «Борзая собака». Рисунок пером и акварелью. 1-я пол. 15 в. Лувр. Париж. Анималистический жанр.

Пизанелло. «Борзая собака». Рисунок пером и акварелью. 1-я пол. 15 в. Лувр. Париж.

Ф. Помпон. «Филин». Бронза. 20 в. Пти-пале. Париж. Анималистический жанр.

Ф. Помпон. «Филин». Бронза. 20 в. Пти-пале. Париж.

В. А. Ватагин. «Медведь». Дерево. 1956. Анималистический жанр.

В. А. Ватагин. «Медведь». Дерево. 1956.

П. Поттер. «Молодой бык». 1647. Маурицхёйс. Гаага. Анималистический жанр.

П. Поттер. «Молодой бык». 1647. Маурицхёйс. Гаага.

А. С. Степанов. «Лоси». 1889. Третьяковская галерея. Москва. Анималистический жанр.

А. С. Степанов. «Лоси». 1889. Третьяковская галерея. Москва.

 

Фигура петуха из Бенина. Африка. Бронза. 15—17 вв. Частное собрание. Париж. Анималистический жанр.

Фигура петуха из Бенина. Африка. Бронза. 15—17 вв. Частное собрание. Париж.

  Лит.: Ватагин В. А., Изображение животного, М., 1967; Piper R., Das Tier in der Kunst, Мünch., 1922.

Резное изображение акулы. Дерево, инкрустированное перламутром. Соломоновы острова. Меланезия. Британский музей. Лондон. Анималистический жанр.

Резное изображение акулы. Дерево, инкрустированное перламутром. Соломоновы острова. Меланезия. Британский музей. Лондон.

  А. М. Комаров.

Так же Вы можете узнать о...


Испанская революция 1834 - 43 Испанская революция 1834—43, см. в ст. Испанские революции 19 века.
Леррус Алехандро Леррус, Леррус Гарсиа (Lerroux Garcia) Алехандро (1864, Ла-Рамбла, — 27.
Нугуш, Большой, река в Башкирской АССР, правый приток р.
Рациональные нормы потребления, см. Нормы потребления.
Тангир (немецкий Tangier) в полиграфии, желатиновая плёнка с рельефным точечным или иным рисунком, применяемая для получения тоновых участков в литографской и цинкографской репродукции штриховых изображений.
Черепнин Николай Николаевич [3(15).5.1873, Петербург, — 27.
Ацетатные волокна, один из основных видов искусственных волокон; получают из ацетилцеллюлозы.
Гветадзе Ражден Матвеевич [28.7(9.8).1897, с.
Игуасу (национальные парки) Игуасу, два сопредельных национальных парка: в Аргентине (Iguazu, провинция Мисьонес, площадь 55 000 га, основан в 1909) и Бразилии (Iguaçú, штат Парана, площадь 140000 га, основан в 1939).
Курт Эрнст Курт (Kurth) Эрнст (1.6.1886, Вена, — 2.8.1946, Берн), швейцарский музыковед.
Невский машиностроительный завод им. В. И. Ленина, крупное предприятие энергомашиностроения СССР.
Прохоровы, русские фабриканты, владельцы Трёхгорной мануфактуры (ныне Московский хлопчатобумажный комбинат «Трёхгорная мануфактура»), одного из старейших текстильных предприятий страны.