Дюрер Альбрехт

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЮА
ДЮБ
ДЮВ
ДЮГ
ДЮД
ДЮЗ
ДЮЙ
ДЮК
ДЮЛ
ДЮМ
ДЮН
ДЮП
ДЮР
ДЮС
ДЮТ
ДЮФ
ДЮЧ
ДЮШ

Дюрер (Dürer) Альбрехт (21.5.1471, Нюрнберг, — 6.4.1528, там же), немецкий живописец, рисовальщик, гравёр, теоретик искусства. Крупнейший художник немецкого Возрождения. Учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, и в 1486—89 — живописи в мастерской М. Вольгемута, восприняв принципы поздней готики; сильное влияние на Дюрер Альбрехт оказали гравюры на меди М. Шонгауэра с их графической тонкостью и реалистическими раннеренессансными элементами. Работы, выполненные Дюрер Альбрехт в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490—94), типичны для немецкого искусства 15 в., сочетавшего черты поздней готики и Возрождения. В дальнейшем воздействие гуманистических учений, подкреплённое посещением Италии (1494—95 и 1505—07) и Нидерландов (1520—21), усилило стремление Дюрер Альбрехт к научно обоснованным методам художественного познания мира. Он всё углублённее изучал натуру, размышлял над проблемами природы искусства, законами красоты и гармонии, разрабатывал учение о пропорциях. Многосторонность устремлений, неутомимость исканий Дюрер Альбрехт проявились и в его картинах, акварелях, рисунках, гравюрах, и в его теоретических трудах («Руководство к измерению...», 1525; «Наставление к укреплению городов...», 1527; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528).

  Свежая непосредственность впечатления отличает ранние пейзажные акварели Дюрер Альбрехт («Вид Триента», 1495, Художественная галерея, Бремен; «Домик у пруда», около 1495—97, Британский музей, Лондон), где он стремился уловить цвета натуры и связывающую их свето-воздушную среду. В дальнейшем в его живописи укрепляется новаторское для немецкого искусства стремление к полной логической ясности образной структуры, к строго упорядоченному размещению пластических объёмов в пространстве, к чёткому сопоставлению локальных цветов (многофигурные композиции: «Дрезденский алтарь», около 1496, Картинная галерея, Дрезден; алтарь Паумгартнеров, 1502—04, Старая пинакотека, Мюнхен; «Поклонение Троице», 1511, Художественно-исторический музей, Вена); опорой художнику служил опыт итальянского искусства, в том числе колористические достижения венецианской школы («Поклонение волхвов», 1504, Галерея Уффици, Флоренция; «Праздник чёток», 1506, Национальная галерея, Прага; «Мария с младенцем», 1512, Художественно-исторический музей, Вена; см. илл.). Дюрер Альбрехт не утратил при этом необычайной зоркости наблюдений, огромной жизненной яркости образов и выразительности деталей, идущей от традиций немецкой готики напряжённой экспрессии. Универсальность дарования Дюрер Альбрехт особенно полно выразилась в его рисунках (около 900) — точнейших аналитически-детальных натурных штудиях, композиционных набросках и завершённых станковых листах.

<a target=Дюрер А. «Заяц». Акварель, белила. 1502. Графическое собрание Альбертина. Вена. Дюрер Альбрехт." alt="Дюрер А. «Праздник чёток». 1506. Национальная галерея. Прага."

Дюрер А. «Заяц». Акварель, белила. 1502. Графическое собрание Альбертина. Вена. Дюрер Альбрехт.

Дюрер А. «Заяц». Акварель, белила. 1502. Графическое собрание Альбертина. Вена.

Дюрер А. Портрет Хиеронимуса Хольцшуэра. 1526. Картинная галерея. Берлин-Далем. Дюрер Альбрехт.

Дюрер А. Портрет Хиеронимуса Хольцшуэра. 1526. Картинная галерея. Берлин-Далем.

Дюрер А. Портрет матери. Уголь. 1514. Гравюрный кабинет. Берлин. Дюрер Альбрехт.

Дюрер А. Портрет матери. Уголь. 1514. Гравюрный кабинет. Берлин.

Дюрер А. «Поклонение Волхвов». Средняя часть «Алтаря Паумгартнеров». 1502—04. Старая пинакотека. Мюнхен. Дюрер Альбрехт.

Дюрер А. «Поклонение Волхвов». Средняя часть «Алтаря Паумгартнеров». 1502—04. Старая пинакотека. Мюнхен.

Дюрер А. Портрет молодой женщины. Около 1506. Картинная галерея. Берлин-Далем. Дюрер Альбрехт.

Дюрер А. Портрет молодой женщины. Около 1506. Картинная галерея. Берлин-Далем.

Дюрер А. «Праздник чёток». 1506. Национальная галерея. Прага.

<a target=<a target=А. Дюрер. «Четыре всадника». Гравюра на дереве из цикла «Апокалипсис». 1498. Дюрер Альбрехт." alt="А. Дюрер. «Четыре всадника». Гравюра на дереве из цикла «Апокалипсис». 1498." Дюрер Альбрехт." alt="А. Дюрер. «Мария с младенцем». 1512. Художественно-исторический музей. Вена."

А. Дюрер. «Четыре всадника». Гравюра на дереве из цикла «Апокалипсис». 1498. Дюрер Альбрехт.

А. Дюрер. «Четыре всадника». Гравюра на дереве из цикла «Апокалипсис». 1498.

А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека. Мюнхен. Дюрер Альбрехт.

А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека. Мюнхен.

А. Дюрер. 1498. Прадо. Мадрид. Дюрер Альбрехт.

А. Дюрер. 1498. Прадо. Мадрид.

А. Дюрер. «Мария с младенцем». 1512. Художественно-исторический музей. Вена.

  С особой интенсивностью и упорством Дюрер Альбрехт работал в гравюре (около 350 рисунков для гравюр на дереве и около 100 гравюр резцом на меди), создав многие шедевры мировой графики. В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498) он обратился к теме конца мира, отвечавшей общественным настроениям переломной эпохи, когда назревали мощные классовые и религиозные битвы; здесь Дюрер Альбрехт воплотил в захватывающих фантастических образах своё ожидание грозного возмездия, всемирно-исторических перемен. В последующих циклах «Большие страсти» (около 1497—1511), «Жизнь Марии» (около 1502—11) и «Малые страсти» (1509—11), с их героикой и лирикой, драматизмом и умиротворённостью, он довёл до совершенства ритмический строй линий, то нежных и хрупких, то полных силы и внутренней динамики. В резцовых гравюрах на меди проявилось тяготение Дюрер Альбрехт к ясности линии и объёма, к богатству пластических форм и светотеневых переходов, к передаче чувственного многообразия материального мира. Достигнув изумительной тонкости графического языка уже в гравюрах, созданных около 1500—03 («Св. Евстафий», «Немезида»), Дюрер Альбрехт пришёл в трёх так называемых «мастерских» гравюрах 1513—14 к своим высшим достижениям: «Всадник, смерть и дьявол» (1513) — образ непоколебимого следования своему долгу, стойкости перед любыми искушениями; в «Меланхолии» (1514) воплощены внутренние конфликты и беспокойство творческого духа человека; «Св. Иероним» (1514) явился гуманистическим прославлением пытливой мысли исследователя, а в изображении освещённой солнцем комнаты есть пленительная поэзия мирного уюта. В гравюре, как и в живописи и рисунке, Дюрер Альбрехт постоянно возвращался к изображению обнажённой фигуры, изучению её пропорций, следуя примеру итальянских художников Возрождения («Адам и Ева», гравюра на меди, 1504). Значительное место в гравюрах занимают мотивы народного быта, полные жизненных сил образы крестьян (гравюры на меди: «Три крестьянина», около 1497; «Пляшущие крестьяне», 1514).

Дюрер А. «Пляшущие крестьяне». 1514. Резцовая гравюра на меди. Дюрер Альбрехт.

Дюрер А. «Пляшущие крестьяне». 1514. Резцовая гравюра на меди.

Дюрер А. «Св. Иероним». Резцовая гравюра на меди. 1514. Дюрер Альбрехт.

Дюрер А. «Св. Иероним». Резцовая гравюра на меди. 1514.

Дюрер А. «Три крестьянина». Около 1497. Резцовая гравюра на меди. Дюрер Альбрехт.

Дюрер А. «Три крестьянина». Около 1497. Резцовая гравюра на меди.

Дюрер А. «Всадник, смерть и дьявол». Резцовая гравюра на меди. 1513. Дюрер Альбрехт.

Дюрер А. «Всадник, смерть и дьявол». Резцовая гравюра на меди. 1513.

  Дюрер Альбрехт — один из величайших портретистов в мировом искусстве. Уже ранние его опыты поражают зрелым мастерством (портрет отца, 1490, Галерея Уффици). Широк диапазон его портретных образов — от лиричного, задушевного женского портрета (около 1506, Картинная галерея, Берлин-Далем) до потрясающе правдивого портрета матери (уголь, 1514, Гравюрный кабинет, Берлин-Далем), от юношеской любознательности молодого человека (1521, Картинная галерея, Дрезден), самоуглубления Эразма Роттердамского (гравюра на меди, 1526), спокойной собранности Якоба Муффеля (1526, Картинная галерея, Берлин-Далем) до неуёмной горячности Хиеронимуса Хольцшуэра (1526, там же) и гневного неистовства пожилого бюргера (1524, Прадо, Мадрид). Столь же разнообразны автопортреты Дюрер Альбрехт (1493, Лувр, Париж; 1498, Прадо; 1500, Старая пинакотека). Все эти портреты роднят гуманистические устремления художника, гордое самосознание его моделей, ощущение внутренней напряжённости и духовной энергии человека, пытливости его ума и силы чувства. Художественные искания Дюрер Альбрехт завершила живописная композиция-диптих «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека), поражающая пластической мощью и мужественной энергией в изображении лиц и драпировок; четыре обобщённых характера-темперамента связывает общий гуманистический идеал независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.

А. Дюрер. «Четыре апостола». 1526. Старая пинакотека. Мюнхен. Дюрер Альбрехт.

А. Дюрер. «Четыре апостола». 1526. Старая пинакотека. Мюнхен.

  Дюрер Альбрехт представлял собой новый для Германии ренессансный тип художника, окончательно порвавшего со средневековой анонимностью творчества. Он завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом, дружил с виднейшими гуманистами, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров. Дюрер Альбрехт, причислявшийся Ф. Энгельсом к титанам эпохи Возрождения, сумел как художник и мыслитель дать глубоко национальное претворение ренессансным идеям; своеобразие творчества Дюрер Альбрехт — в тесном переплетении немецких традиций, начал беспокойной экспрессии, живописности, стремительной фантазии с присущим Высокому Возрождению чётким выражением пластически-пространственной структуры реального мира. Искусство Дюрер Альбрехт, многогранно отразившее бурную эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524—1526, было важным элементом общественного прогресса. Об этом говорят и народные тенденции творчества Дюрер Альбрехт, и верность художника ренессансным гуманистическим идеалам, и его неуклонное стремление к реалистическому отражению богатства и диалектической сложности реальной жизни.

 

  Соч.: Дневники, письма, трактаты, пер. с нем., т. 1—2, Л.—М., 1957.

 

  Лит.: Либман М. Я., Дюрер, М., 1957; Нессельштраус Ц., Альбрехт Дюрер. 1471—1528, Л.—М., 1961; [Гершензон-Чегодаева Н.], Альбрехт Дюрер, М., 1964; Flechsig Е., Albrecht Dürer, Bd 1—2, В., 1928—31; Musper Th., Albrecht Dürer, der gegenwärtige Stand der Forschung, Stuttg., 1952; Waetzold W., Dürer und seine Zeit, Köln, 1953; Wölfflin Н., Die Kunst Albrecht Dürers, Münch., 1953; Panofsky Е., The life and art of A. Dürer, Princeton, 1955; Winkler F., Albrecht Dürer, B., 1957.

  К. М. Кобер. ГДР.

 

Так же Вы можете узнать о...


Владимир Андреевич Храбрый (15.7.1353 — 1410), удельный князь серпуховский и боровский, русский полководец; сын князя Андрея Ивановича, внук Ивана Калиты.
Детектив (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю), сыщик, следователь.
Калифорнийские финансовые группы, коалиция крупных финансистов и промышленников Запада США, объединяющая несколько самостоятельных монополистических групп: «Банк оф Америка» (группа Джаннини), «Уэстерн банкорпорейшен» (Лос-Анджелес), группа Сан-Франциско.
Курнаков Николай Семенович [24.11(6.12).1860, Нолинск, ныне Кировской области, — 19.
Модуляция света ,модуляция колебаний электромагнитного излучения оптического диапазона (видимого света, ультрафиолетового и инфракрасного излучений).
Партия демократических реформ «», либерально-буржуазная партия в России.
Риккетсии, мелкие болезнетворные бактерии, размножающиеся только в клетках хозяина; названы по имени американского учёного Х.
Сун (династия в Китае) Сун, династия и империя в Китае (960— 1279).
Хамбер (Humber), эстуарий рр. Уз (Йоркширский Уз) и Трент на В.
Абовян (город) Абовян, город, центр Абовянского района Армянской ССР.
Большой Уран, Большой Чуран, река в Оренбургской области РСФСР, правый приток р.