Армянская Советская Социалистическая Республика XVII. Танец. Балет

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АРА
АРБ
АРВ
АРГ
АРД
АРЕ
АРЁ
АРЖ
АРЗ
АРИ
АРК
АРЛ
АРМ
АРН
АРО
АРП
АРР
АРС
АРТ
АРУ
АРФ
АРХ
АРЦ
АРЧ
АРШ
АРЫ
АРЬ

XVII. Танец. Балет

Армянское танцевальное искусство унаследовало многовековые традиции. Сохранилось огромное количество «парйэргэр» (плясовые песни — песнепляски), «парэр» или «хагэр» (пляски); перчые исполняются в сопровождении пения, вторые — игрой на музыкальных инструментах. Метр мелодий: 2/4, 3/8, 4/4, 6/8, 7/8, 9/8. Часто в одной и той же мелодии сочетаются разные метры. Большую роль играют припевы в одну, две и более строки — остатки древних магических заклинаний, часть которых в своём развитии приобрела новое, светское содержание. Размер плясовых песен 5—13 слогов в строке. Виды армянских песнеплясок и плясок очень многообразны по содержанию и форме. Один из самых древних видов песнеплясок — эпический «випакан», форма которого называется «тцандыр гйонд» (медленный, коллективный, многолюдный). Родственными эпическим были скорбно-поминальные песнепляски — «сыго парэр» (остатки культа предков), а также медленные коллективные «гйонды». Остатки былых тотемических песнеплясок (коллективные, сольные и дуэтные) продолжают исполняться и ныне: «давапар» (верблюжья пляска), «арчи пар» (медвежья), «хазхаз» (гусиная), «кррынгавэн» (журавлиная), «шорор», «хынки тцар» (ладанное дерево) и др. Обрядовые пляски «тцисайин» были связаны с циклом годовых праздников: на сретение устраивались пляски вокруг костра, на масленицу (до нач. 20 в.) танцевали в масках, на вознесение пели и плясали гадальные песнепляски, на преображение обливали друг друга водой (дабы вызвать дождь для осеннего посева). Разнообразные пляски исполнялись во время свадебных сговоров, свадебных и послесвадебных обрядов. Во время похорон вплоть до начала 20 в. исполняли «тагманпарэр» (похоронные пляски на кладбище). Были распространены также дорожные танцы, колдовские, военные (часто на бутафорских лошадях). Особняком стояли пляски канатных плясунов (ларахагац-пайлеванов) и борцов. Широко известны трудовые пляски пастухов, пахарей, сеятелей, косарей, молотильщиков, ткачей, гончаров, мясников. Из них интересны пляски «кочари» (подражания овцам и козлам в армянских Дионисиях). Распространены бытовые пляски, в том числе шуточные, песнепляски проклятия, целебные, любовные, детские. Хореография народных армянских танцев очень разнообразна и характеризуется богатством танцевальных фигур.

  В 1938 создан народный ансамбль песни и пляски А., а в 1958 — ансамбль танца А., которые в своих программах используют традиции народного танцевального искусства, создают новые формы народной хореографии на материале современного народного фольклора.

  В Институте археологии и этнографии АН Армянской ССР группой фольклористов-собирателей народного танца и театроведов ведётся сбор и изучение танцевальных народных материалов и этнографических данных.

  С. С. Лисициан.

Профессиональное балетное искусство в А. получило развитие только после установления Советской власти. В 1923 в Ереване В. А. Аристакесян открыл студию танца, где преподавались классический экзерсис, кавказские («азиатские») и бальные танцы, позже и армянские народные танцы. В 1924 С. С. Лисициан открыла студию ритмопластики. В 1926 А. А. Сирунян и А. А. Дуринян организовали новую студию. В 1930 создан техникум ритма, пластики и физкультуры, затем в 1931 — профессиональная студия ритма и пластики (все они под художественным руководством С. С. Лисициан). В 1934 профессиональная студия была реорганизована в хореографический техникум (с 1936 — Государственное хореографическое училище). В Ереванском театре оперы и балета в 1933 была сформирована балетная труппа. Первое её выступление состоялось в том же году в опере «Алмаст» А. А. Спендиарова. Тогда же был поставлен балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, в 1935 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. В 1939 И. И. Арбатов поставил первый национальный балет «Счастье» А. И. Хачатуряна на сюжет из современной колхозной жизни. Актуальность содержания, живописные массовые сцены, самобытная музыка, в которой широко использованы и развиты нар. мелодии, определили успех хореографии балета.

Озеро Айгерлич. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Озеро Айгерлич.

  В 30-е гг. в труппе работали: Л. П. Воинова-Шиканян, Р. Л. Тавризян, Е. Х. Араратова, З. М. Мурадян и др. Среди нац. балетов, пост. в 40-е и последующие годы, «Анаит» А. Г. Тер-Гевондяна (1940), «Хандут» на муз. А. А. Спендиарова (1945), «Гаянэ» (1947) и «Спартак» (1961) А. И. Хачатуряна, «Севан» (1956) и «Озеро грёз» (1968) Г. Е. Егиазаряна, «Мармар» (1957), «Вечный идол» (1966) и «Антуни» (1969) Э. С. Оганесяна, «Ахтамар», «Ивушка», «Лоренци Сако» Г. М. Ахиняна (1966, на тексты О. Туманяна), «Прометей» Э. А. Аристакесяна (1967), «Бессмертие» К. А. Орбеляна (1969). Труппа ставит классич. балеты: «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни (1941), «Жизель» А. Адана (1960), «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева (1943), «Раймонда» А. К. Глазунова (1945), «Медный всадник» Г. М. Глиэра (1949) и др.

  Большую роль в формировании и развитии балетного театра А. сыграли балетмейстеры народный артист Армянской ССР И. И. Арбатов (Ягубян), заслуженный деятель искусств Латвийской ССР и заслуженный деятель искусств Армянской ССР Е. Я. Чанга, заслуженный деятель искусств Армянской ССР М. С. Мартиросян (главный балетмейстер театра); артисты балета: народные артисты Армянской ССР Л. П. Воинова-Шиканян, В. Ш. Галстян, Т. Г. Григорян, С. А. Минасян, З. М. Мурадян, Л. В. Семанова, Р. Л. Тавризян, В. Г. Ханамирян; засл. артисты Арм. ССР Е. Х. Араратова, В. А. Борисов, А. Т. Гарибян, Дж. А. Калантарян, Б. О. Овнанян и др.

 

  Лит.: Лисициан С. С., Запись движения (Кинетография, М.—Л., 1940).

Армянская Советская Социалистическая Республика (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапетутюн), Армения (Айастан — Страна армян).

Армянская ССР. Флаг государственный. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Армянская ССР. Флаг государственный.

Армянская ССР. Герб государственный. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Армянская ССР. Герб государственный.

I. Общиесведения

Лорийский пейзаж. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Лорийский пейзаж.

  Армянская ССР образована 29 ноября 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации, 5 декабря 1936 вошла непосредственно в Союз ССР. Расположена на Ю. Закавказья. Граничит на С. с Грузинской ССР, на В. с Азербайджанской ССР, на Ю. с Ираном, на З. с Турцией. Площадь 29,8 тыс. км2. Население 2493 тыс. чел. (на 15 января 1970, перепись). Столица — Ереван (до 1937 по-русски Эривань). В республике 34 района, 23 города (в 1913 было 3) и 28 посёлков городского типа.

Интерьер глхатуна. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Интерьер глхатуна.

II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Армении
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Армении
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание и телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Нартский (Нартовский) эпос, эпос кавказских народов: кабардинцев, черкесов, адыгейцев, осетин.
Пелагич Васо Пелагич (Пелагиħ) Васо (1838, Горни-Жабар,— 25.
Раздаточная коробка, механизм для распределения крутящего момента между ведущими осями многоосного автомобиля.
Сиротино, посёлок городского типа в Ворошиловградской области УССР.
Термоэлемент, электрическая цепь (или часть цепи), составленная из разнородных проводников или полупроводников и позволяющая использовать в практических целях одно из термоэлектрических явлений.
Фризы, народ, живущий в Нидерландах (главным образом в провинции Фрисландия), а также в северо-западных районах ФРГ, включая Северо-Фризские острова и о.
Эвакуация медицинская в Вооруженный Силах СССР, система мероприятий, осуществляемых военно-медицинской службой по эвакуации раненых (пораженных) и больных с поля боя или из очага массового поражения и их доставке в медицинские учреждения (т.
Анталкидов мир, царский мир, заключён в 387 (или 386) до н.
Брадфорд, Брэдфорд (Bradford), город в Великобритании, в графстве Западный Райдинг в составе конурбации Западный Йоркшир, на восточных склонах Пеннин.
Гаплоид (от греч. haplóos — одиночный, простой, ординарный и éidos — вид), организм, имеющий в соматических клетках гаплоидный (одинарный) набор хромосом, составляющий половину хромосомного набора диплоидной (моноплоид) или полиплоидной (полигаплоид) материнской особи.
Диабет сахарный, сахарное мочеизнурение, хроническое заболевание, характеризующееся расстройством всех видов обмена веществ, в первую очередь углеводов, вследствие абсолютной либо относительной (чаще) недостаточности в организме гормона поджелудочной железы — инсулина.