Армянская Советская Социалистическая Республика XVIII. Драматический театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АРА
АРБ
АРВ
АРГ
АРД
АРЕ
АРЁ
АРЖ
АРЗ
АРИ
АРК
АРЛ
АРМ
АРН
АРО
АРП
АРР
АРС
АРТ
АРУ
АРФ
АРХ
АРЦ
АРЧ
АРШ
АРЫ
АРЬ

XVIII. Драматический театр

  Возникновение армянского театра относится к 1-му тыс. до н. э. Существовали трагедийные (актёры дзайнарку-гусаны и вохпергаки) и комедийные (актёры катакергаки и катака-гусаны) представления. В 69 до н. э. при царе Тигране II было построено театральное здание в г. Тигранакерте. Его сын Артавазд II создал театр в Арташате, где выступала труппа актёра Язона. В 4 в. н. э. представления устраивались при дворе Аршака II. Имелись театральные здания, построенные по типу античных амфитеатров. Первые дошедшие до нашего времени драматургические произведения — драматическая поэма Ованеса Ерзнкаци (О. Плуз) и «Адамова книга» Аракела Сюнеци. В 17—19 вв. театр развивался в армянских колониях во Львове (школьный театр), в Москве, Венеции, Вене, Мадрасе, Калькутте и др. В 1810 в Константинополе были поставлены первые армянские спектакли под руководством М. Бжишкяна. В 1846—66 здесь работал профессиональный театр «Арамян татрон» (под руководством О. Гаспаряна), гастролировавший в Тбилиси, Ереване, Теоризе. В 1836 Г. Шермазанян создал в Тбилиси театр под названием «Шермазанян дарбас». В 50-х гг. 19 в. в Константинополе работало несколько любительских театров, на сцене которых шли пьесы М. Пешикташляна, С. Экимяна, Т. Терзяна и др. В начале 60-х гг. на основе любительских трупп были организованы армянские профессиональные театры «Аревелян татрон» под руководством Экимяна в Константинополе (в 1861) и под руководством Г. Чмшкяна в Тбилиси (в 1863). Деятельность тбилисской труппы, появление произведений основоположника армянской реалистической драматургии Г. Сундукяна («Пэпо», «Хатабала», «Ещё одна жертва» и др.) определили утверждение критического реализма на армянской сцене. В конце 19 — начале 20 вв. реалистические традиции национальной драматургии получили выражение в творчестве А. Пароняна («Дядя Багдасар»), А. Ширванзаде («Из-за чести», «Евгине», «Арменуи» и др.), Л. Шанта («Старые боги»). В это время начали творческую деятельность драматурги В. Папазян («Утёс»), С. Тараян («Сократ» и др.), Э. Тер-Григорян, Нар-Дос, Л. и М. Манвелян, Д. Демирчян и др.

  В 60—70-х гг. 19 в. армянские театры открылись в Ереване, Нахичевани-на-Дону и некоторых других городах (Александрополь, Баку, Шуша, Ганджа).

  С конца 70-х гг. 19 в., в результате преследований армянских театров в Константинополе со стороны турецкого правительства, многие видные актёры переехали в Закавказье: П. И. Адамян, Сирануйш, Астхик, А. Рачья, М. Мнакян, М. Нвард и др. В это время на армянской сцене в Тбилиси выступали крупные актёры-реалисты: Г. А. Чмшкян, М. О. Амрикян, Г. З. Тер-Давтян, Вардуи, К. Арамян, С. Чмшкяни др. В развитии армянского театра 80-х гг. 19 в.особенно выделяется сценическая деятельность трагика П. И. Адамяна, в творчестве которого ярко выразился протест против социального и национального гнёта. Последующее развитие армянского театра конца 19 — начала 20 вв.связано с именами Сирануйш и О. А. Абеляна, продолжавших традиции реалистического и одновременно романтически приподнятого искусства П. И. Адамяна и Г. А. Чмшкяна. Появилось новое поколение актёров и режиссёров: Г. А. Петросян, О. М. Севумян, О. М. Майсурян, А. Р. Арменян, О. Г. Зарифян,И. С. Алиханян, С. А. Адамян, О. Н. Гулазян, Асмик, А. Т. Восканян, В. К. Папазян, М. Г. Манвелян, Г. К. Аветян, А. М. Вруйр, О. К. Степанян, Е. М. Дурян-Арменян и др. Характерная черта развития армянского театра этого периода — создание сети народных театров (в Ереване, Шуше, Баку, Тбилиси и др.), где наряду с профессиональными актёрами выступали любители. В работе этих театров участвовали А. Г. Харазян, П. А. Араксян, О. Г. Тер-Григорян, Г. Н. Пирумян и др. Развитию армянского дореволюционного театра способствовала революционно-демократическая и марксистская критика. Ещё в начале 60-х гг. 19 в.Микаэл Налбандян в своих статьях писал об общественном значении армянского театра. В начале 20 в. появились выступления в печати С. Г. Шаумяна и С. С. Спандаряна, которые призывали театр стать на службу народу. В годы 1-й мировой войны 1914—18 идашнакского господства в А. (1918—20) передовые деятели культуры, стремясь сохранить реалистические традиции армянского театра, вели борьбу против декадентства, пессимизма, мистики.

  Победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла широкую перспективу для развития армянского театра. С 1918 армянские актёрские труппы организовывались в городах Советской России, на Украине, в Ср. Азии. После установления Советской власти в Закавказье (1920—21) были созданы армянские театры в А., Азербайджане, Грузии. В 1921 в Ереване организован Театр им. Г. Сундукяна, ставший крупнейшим драматическим театром А. (открылся в 1922 спектаклем «Пэпо» Сундукяна). Становление этого театра связано с деятельностью режиссёров Л. А. Калантара, А. С. Бурджаляна, А. К. Гулакяна, В. М. Аджемяна, актёров Р. Н. Нерсесяна, В. Б. Вагаршяна, А. М. Аветисяна, А. Т. Восканян, Асмик, О. Н. Гулазян, В. К. Папазяна, Г. Д. Джанибекяна, Р. Т. Вартанян,С. О. Гарагаш, М. М. Джанана, А. М. Хачаняна и др. В 1920 создан Бакинский армянский государственный театр, где работали О. А. Абелян, Жасмен, Х. О. Арутюнян, А. А. Ованесян, Л. Г. Ерамян, Т. Х. Сарян и др. В армянском театре, организованном в 1921в Тбилиси (ныне им. С. Шаумяна), выступали И. С. Алиханян, О. М. Майсурян, А. С. Мамиконян, М. Г. и А. К. Бероян, А. Г. Лусинян и др. В репертуаре армянских советских театров большое место заняли пьесы Сундукяна, Ширванзаде, Пароняна, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, М. Горького, А. П. Чехова, Софокла, У. Шекспира, Ф. Шиллера, Бомарше, Лопе де Вега, К. Гольдони, Г. Ибсена. Были поставлены пьесы советских авторов Д. Демирчяна, В. Б. Вагаршяна, К. А. Тренева, Б. А. Лавренева, Н. Ф. Погодина и др. С 30-х гг. 20 в. в репертуаре армянского театра начинает занимать ведущее место тематика, отражающая советская действительность, становление нового человека — строителя социализма.

  За годы Советской власти создана большая сеть армянских театров: театры юного зрителя в Тбилиси (в 1929), в Ереване (в 1929), театр им. Мравяна в Ленинакане (в 1928), где работали актёры Л. Б. Зорабян и Ц. К. Америкян, Театр им. Абеляна в Кировакане (в 1931), армянские театры в Сухуми (в 1928), Батуми (в 1931), Степанакерте (в 1932), Кировабаде (в 1935) и др. В Ереване работают Азербайджанский театр им. Дж. Джабарлы (с 1929), Театр кукол (с 1935), Русский драматический театр им. К. С. Станиславского (с 1937), Ереванский армянский драматический театр (с 1969).

Миниатюра из Евангелия Мугни. 11 в. Матенадаран. Ереван. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Миниатюра из Евангелия Мугни. 11 в. Матенадаран. Ереван.

  Среди театральных деятелей Армянской ССР: народные артисты СССР А. М. Аветисян, В. М. Аджемян, Г. Д. Джанибекян, народные артисты Армянской ССР Г. А. Акопян, Л. А. Алавердян, А. А. Аразян, А. Н. Арзуманян, А. А. и Г. С. Арутюнян, К. Т. Арцрунян, А. А. Асрян, Г. А. Ашюгян, О. А. Буниатян, В. К. Вардересян, В. Т. Вартанян, О. Н. Гулазян, Т. О. Дилакян, Л. Б. Зорабян, Р. Н. Капланян, М. К. Костанян, Д. М. Малян, В. Х. Маргуни, А. А. Масчян, А. А. Мкртумян, Б. П. Нерсесян, А. Б. Пашаян, Т. Х. Сарьян, М. М. Симонян, В. Х. Степанян, Г. Х. и И. Г. Данзас, Ж. А. Товмасян, Г. Х. Хажакян, К. М. Хачванкян, Ж. С. Элоян и др.; театральные художники М. А. Арутчян, С. М. Тарян, Г. Б. Якулов, С. А. Арутчян и др.

  В процессе овладения методом социалистического реализма, в работе над образом человека новой эпохи обогащались реалистические традиции армянского театрального искусства. Оно характеризуется высокой культурой, романтической приподнятостью, которые всегда отличали армянский театр.

  В 1944 открыт Театральный институт с актёрским, режиссёрским, театроведческим факультетами. В 1940 в Ереване создано Армянское театральное общество.

 

  Лит.: Гоян Г., 2000 лет армянского театра, т. 1—2, М., 1952; Ризаев С., Театры Советской Армении. Справочник, Ер., 1965.

Б. Б. Арутюнян.

Цирк. Первый советский армянский цирковой коллектив создан в 1956 (в 1961 получил название «Ереван»). Цирк А. широко известен в СССР, гастролировал за рубежом; является заслуженым коллективом Армянской ССР. Среди артистов армянского цирка: народные артисты Армянской ССР В. А. Арзуманян (Арзуманов), А. Акопян, заслуженные артисты Армянской ССР Е. Б. Аванесова, Ш. М. Геворкян, А. А. Магдесян, братья М. А. и Р. А. Акопян, Л. Г. Енгибарян (Енгибаров), С. И. Исаакян, Р. Г. Манукян, П. П. Щетинин, Н. А. Ширай и др.

Армянская Советская Социалистическая Республика (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапетутюн), Армения (Айастан — Страна армян).

Армянская ССР. Флаг государственный. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Армянская ССР. Флаг государственный.

Армянская ССР. Герб государственный. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Армянская ССР. Герб государственный.

I. Общиесведения

Лорийский пейзаж. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Лорийский пейзаж.

  Армянская ССР образована 29 ноября 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации, 5 декабря 1936 вошла непосредственно в Союз ССР. Расположена на Ю. Закавказья. Граничит на С. с Грузинской ССР, на В. с Азербайджанской ССР, на Ю. с Ираном, на З. с Турцией. Площадь 29,8 тыс. км2. Население 2493 тыс. чел. (на 15 января 1970, перепись). Столица — Ереван (до 1937 по-русски Эривань). В республике 34 района, 23 города (в 1913 было 3) и 28 посёлков городского типа.

Интерьер глхатуна. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Интерьер глхатуна.

II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Армении
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Армении
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание и телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Богнар Йожеф Богнар (Bognar) Йожеф (р. 5.2.1917, Сомбатхей), венгерский экономист, общественный и государственный деятель, член-корреспондент АН ВНР (1965).
Гипергенные месторождения, седиментогенные месторождения, экзогенные месторождения, месторождения полезных ископаемых, связанные с древними и современными геохимическими процессами на поверхности Земли.
Зимон Гюнтер Зимон, Симон (Simon) Гюнтер (11.5.1925, Берлин, — 25.
Копорский чай, капорский чай, кипрей узколистный (Epilobium angustifolium), многолетнее травянистое растение из рода кипрей.
Международные премии Мира Ìåæäóíàðоäíûå ïðеìèè Ìиðà, ó÷ðåæäåíû íà 1-ì Âñåìèðíîì êîíãðåññå ñòîðîííèêîâ ìèðà â апреле 1949; ïðèñóæäàþòñÿ Всемирным Советом Мира (ÂÑÌ) äåÿòåëÿì íàóêè, êóëüòóðû è èñêóññòâà çà ëó÷øèå ïðîèçâåäåíèÿ ëèòåðàòóðû è èñêóññòâà, íàó÷ные ðàáîòû è êèíîôèëüìû, ñïîñîáñòâóþùèå óêðåïëåíèþ ìèðà ìåæäó íàðîäàìè.
Острова * Частично Тихий океан. ** Частично Атлантический океан.
Редкоземельные элементы (РЗЭ; в минералогии — TR, от лат.
Стокса закон, закон, определяющий силу сопротивления F, испытываемую твёрдым шаром при его медленном поступательном движении в неограниченной вязкой жидкости: Фотонный ракетный двигатель, гипотетический ракетный двигатель, тяга которого создаётся направленным истечением фотонов.
Юнгман Йосеф Юнгман (Jungmann) Йосеф (16.7.1773, Гудлице, близ Бероуна, — 14.
Биномиальные коэффициенты, коэффициенты в формуле разложения Ньютона бинома.