Армянская Советская Социалистическая Республика XIV. Литература

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АРА
АРБ
АРВ
АРГ
АРД
АРЕ
АРЁ
АРЖ
АРЗ
АРИ
АРК
АРЛ
АРМ
АРН
АРО
АРП
АРР
АРС
АРТ
АРУ
АРФ
АРХ
АРЦ
АРЧ
АРШ
АРЫ
АРЬ

XIV. Литература

Армянский фольклор. Из глубины веков до нас дошли памятники народного творчества, хранящие сведения о жизни и борьбе племён древней А. Высокой поэтической культурой отличаются мифические сказания о предке армян Гайке, об Ара Прекрасном, Ваагне, эпические отрывки об Арташесе и Сатеник, о Тигране и Аджааке, использованные армянским историком Мовсесом Хоренаци в его знаменитой книге «История Армении». У армянских историков сохранились также отрывки из эпических циклов «Персидская война» и «Таронская война». Популярный жанр армянского фольклора — народные сказки о борьбе добрых и злых сил, о светлом и тёмном царствах, о бесстрашных богатырях. Историко-познавательная и художественная ценность представляют исторические предания, легенды и эпические песни о царях, полководцах, философах, историках, писателях. Вершиной армянского народного творчества является эпос «Давид Сасунский», в котором дано художественное обобщение героической борьбы народа против ига Арабского халифата. В эпосе выражены высокие идеалы и свободолюбивый дух армянского народа.

Е. С. Кочар. Монумент «Давид Сасунский» в Ереване. Бронза, базальт. 1959. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Е. С. Кочар. Монумент «Давид Сасунский» в Ереване. Бронза, базальт. 1959.

  В песенном творчестве особое место занимает поэзия гусанов — народных певцов, о которых упоминается ещё в армянских литературных памятниках 5 в. Несмотря на церковные запреты, гусаны продолжали традиции народной поэзии языческих времён. В века сельджукского, монголо-татарского, а затем турецкого и иранского владычества распространение нашли песни пандухта — скитальца, изгнанного с родной земли. В трудовых песнях, пословицах, поговорках, магических заклинаниях запечатлено тяжёлое историческое прошлое армянского народа.

  После Великой Октябрьской социалистической революции в армянском фольклоре отразилось политическое, экономическое и духовное возрождение народа, воспеты создатели и герои новой жизни. Известный армянский сказ «Ленин-вождь» по праву считается одним из лучших произведений современного устного творчества народов СССР.

  А. Т. Ганаланян.

Древнеармянская литература. Армянское письменное слово начинается с клинописных надписей (начало 1-го тыс. до н. э.), дошедших до нас от урартов. В 1 в. до н. э. в период расцвета в А. эллинистической культуры в столицах Тигранакерте и Арташате ставились трагедии на греческом языке и, по всей вероятности, гусанские представления на армянском языке.

  С провозглашением в А. официальной религией христианства (301), уничтожались памятники языческой культуры. В церковном богослужении использовались греческий и сирийский языки. Задачу создания письменности на армянском языке осуществил учёный и политический деятель Месроп Маштоц. В 5 в. получила распространение оригинальная и переводная литература. Большое значение для развития художественной литературы имели труды историографов Агатангехоса (Агафангела), Павстоса Бузанда, Егише, Лазара Парбеци, Мовсеса Хоренаци.

  В 7 — начале 8 вв., когда страна находилась под игом Арабского халифата, преобладали схоластико-догматическая литература, религиозные песни (шараканы). Тем не менее светская литература продолжала развиваться (Давтак Кертог), творили талантливые историки-писатели (Себсос, Овнан Мамиконян, Мовсес Каганкатваци, Гевонд).

  После освобождения от ига Халифата в 10 в. возникли предпосылки для армянского Возрождения. В литературе оно связано с именем гениального поэта средневековья Григора Нарекаци, который выразил гуманистические идеалы в лирической поэме «Книга трагедий» и в «Песнях». Нарекаци отделил поэзию от церковного богослужения, воспел реальный мир, природу, красоту человека. Носителями политических идеалов армянского Возрождения стали историки-писатели 10 в. Ованес Драсханакертци, Товма Арцруни.

  С вторжением в страну византийцев в 11 в., затем сельджуков развитие А. вновь затормозилось; условия изменились лишь в 12 в., когда в А. стали править изгнавшие сельджуков Захариды. В Киликии, на юго-западе М. Азии, образовалось независимое феодальное армянское царство (1080—1375). Появились крупные поэты — Ованес Имастасер (Иоанн Саркаваг), Нерсес ШноралиЭлегия на взятие Эдессы»), Григор Тга («Элегия на взятие Иерусалима»), Нерсес Ламбронаци; видными баснописцами были Мхитар Гош и в начале 13 в. Вардан Айгекци, автор «Лисьей книги», вобравшей в себя народную сатиру, направленную против феодализма.

  Прогрессивно мыслящие поэты уже с 13 в. начали писать на разговорном народном языке — среднеармянском; Фрик заложил основы поэзии социального протеста, Константин Ерзнкаци явился зачинателем любовной лирики. Они были выдающимися представителями гуманистической поэзии.

  Начиная с 16 в. армянское книгопечатание развивалось в Венеции, Константинополе, Риме, Амстердаме, Мадрасе, Калькутте и др. местах, где существовали армянские колонии.

  Большое значение в поэзии имела тема скитальчества (пандухтства) с выражением тоски по родине. Ованес Ерзнкаци (13 в.), Ованес Тулкуранци (14—15 вв.), Мкртыч Нагаш (14—15 вв.), Григор Ахтамарци (16 в.), Нерсес Мокаци и самый видный представитель светской поэзии Наапет Кучак (16 в.) вносили жизнеутверждающие настроения, противостоявшие церковному мировосприятию.

  В 13—16 вв. достигает высокого развития жанр поэмы, выдающимися представителями которого явились Григор Церенц, Хачатур Кечареци, Аракел Сюнеци (его «Адамова книга» ставит под сомнение религиозные догмы), Аракел Багишеци, Симеон Апаранци и др. Говоря о жизнеутверждающей силе средневековой армянской поэзии, возникшей в эпоху монголо-татарского и сельджукских нашествий, в высшей степени неблагоприятную для всех вообще проявлений литературной деятельности, В. Я. Брюсов писал: «... Средневековая армянская лирика есть истинное торжество армянского духа во всемирной истории» («Поэзия Армении», Ер., 1963, с. 351).

  В 18 в. в литературу вошли Багдасар Дпир, Петрос Кафанци, Нагаш Овнатан и великий поэт-ашуг Саят-Нова, в своей любовной лирике отразивший противоречие гуманистических идеалов и феодальной действительности. Произведения многих армянских деятелей сохранились в манускриптах. Из них более 500 авторов вошло в историю армянской литературы 5—18 вв.

Открытие улицы Саят-Нова в Ереване. 1963. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Открытие улицы Саят-Нова в Ереване. 1963.

  М. Мкрян.

Новая армянская литература. В литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв. главенствующим направлением был классицизм. Его представители — О. Ванандеци, П. Минасян, А. Багратуни, Е. Томачян, Э. Гюрмюзян и др., воссоздавая страницы борьбы армянского народа с иноземными поработителями, пробуждали национальное самосознание.

  Древний армянский язык (грабар) был недоступен широким кругам читателей. Литературу на понятном языке представляла ашугская поэзия, получившая особое распространение в 1-й половине 19 в. С 20-х гг. появились писатели т. н. «переходного периода», которые откликались на насущные вопросы современности и пытались перейти к новоармянскому языку — ашхарабару (А. М. Аламдарян и М. Д. Тагиадян). В 40—50-х гг. выразителем идей национального пробуждения в поэзии выступил поэт Г. Алишан. Утверждение прогрессивного романтизма в армянской литературе связано с именем просветителя-демократа Хачатура Абовяна. Венец творчества Абовяна — исторический роман «Раны Армении» (1841—43, 1 изд., 1858), рисующий героическую борьбу армянского народа против иранского ига и освобождение Восточной А. с помощью России. Традиции Абовяна продолжало литературное поколение 50—60-х гг. Прогрессивные силы армянской общественности группировались вокруг журнала «Юсисапайл»Северное сияние»), издававшегося в Москве под редакцией С. Назаряна. В журнале сложилась гражданская поэзия С. Шахазиза. Ему принадлежит замечательная поэма «Скорбь Левона» (опубл. 1865).

  В развитии армянской общественной мысли и литературы значительную роль сыграл революционер-демократ М. Налбандян, идейный соратник Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

  В Западной А. в 50—60-х гг. 19 в. выступили публицисты М. Мамурян, Г. Чилинкирян, С. Воскан и соратник Налбандяна — А. Свачян. Утверждение романтизма в литературе западных армян связано с творчеством М. Пешикташляна и П. Дуряна, отразивших пафос национально-освободительного движения.

  В 70—80-х гг. продолжателем традиций Абовяна явился Р. Патканян. В цикле «Военные песни» (1878) он выразил стремление армянского народа с помощью России добиться освобождения от турецкого ига. Развитие социально-бытового романа связано с именем Перча Прошяна, в романах которого «Сое и Вартитер» (1860), «Из-за хлеба» (1879), «Мироеды» (1889) и др. отражено социальное расслоение армянской деревни. Романист и педагог Газарос Агаян в романе «Арутюн и Манвэл» (1867) выразил горячую веру в силу просвещения; его повесть «Две сестры» (1872) говорит о необходимости борьбы с социальным злом.

  Основоположником реалистической драматургии выступил Габриел Сундукян. Его реалистическое искусство особенно сказалось в комедии «Пэпо» (пост. 1871, изд. 1876). Творчество Сундукяна оказало влияние на дальнейшее развитие армянской драматургии и театра.

  Аналогичную роль в литературе западных армян сыграл сатирик и драматург Акоп Паронян. В сатирических произведениях 70— 80-х гг. он достиг больших социально-политических обобщений («Высокочтимые попрошайки», 1891; «Столпы нации», кн. 1—3, 1879—80; «Записки Ососа», «Дядя Багдасар», 1886; и др.), подверг осмеянию буржуазное общество, разоблачал царящий в султанской Турции произвол.

  Выразителями идей национально-освободительного движения 70—80-х гг. стали: публицист, редактор газеты «Мшак» («Труженик») Г. Арцруни, романисты Церенц и Раффи. В своих романах («Джалаледдин», 1878; «Хент», 1880), а также «Кайцер» (1878, опубл. т. 1—3, 1883—90) Раффи призывал к освобождению от турецкой тирании путём вооруженного восстания при помощи России. Он сыграл большую роль в развитии армянской прозы, особенно исторического романа («Давид-бек», 1881—82, «Самвел», 1886).

  В 80—90-х гг. ведущим направлением становится критический реализм. Выступает плеяда прозаиков — Нар-Дос (М. З. Ованнисян), Мурацан (Г. Тер-Ованисян), В. Папазян, А. Арпиарян, Г. Зохраб, Т. Камсаракан, а также романист и драматург А. Ширванзаде, в творчестве которого нашёл глубокое отражение процесс утверждения буржуазных отношений в Закавказье (роман «Хаос», 1898; драма «Из-за чести», 1905, и др.). Ованес Иоаннисян обогатил армянскую поэзию народными мотивами, жанровым и ритмическим многообразием, переводами из европейских и русских поэтов. В поэзии Ал. Цатуряна, особенно в годы первой русской Революции 1905—07, выражен протест трудового народа против «сильных мира сего».

  Синтезом традиций армянской литературы 19 в. было творчество Ованеса Туманяна. Он создал цикл реалистических поэм, в которых запечатлены картины родной природы, жизнь народа с её социальными противоречиями, национально-освободительная борьба («Стенания», 1890, «Ануш», опубл. 1892, «Поэт и Муза», 1899, и др.). Туманян мастерски осуществил обработку народного эпоса «Давид Сасунский» (1902).

Мастер Погос. Хачкар («крест-камень») из Гошаванка. 1237. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Мастер Погос. Хачкар («крест-камень») из Гошаванка. 1237.

  Крупнейшим поэтом конца 19 и 1-й половины 20 вв. был Аветик Исаакян. Трагические судьбы армянского народа наложили печать на его творчество 90-х гг. и последующих лет (сб. «Песни и раны», 1897). Реакция после Революции 1905—07 углубила мотивы пессимизма в его поэзии (поэма «Абул Ала Маари»). Новая ступень развития армянской поэзии ознаменована творчеством В. С. Теряна. Его сборник стихов «Грёзы сумерек» (1908), изысканных по форме, приобрёл большую популярность.

  Из нового поколения поэтов начала 20 в. выделяются Сиаманто (А. Ярчанян), Д. Варужан, М. Мецаренц, Р. Севак. Все они в той или иной степени испытали влияние западноевропейского (главным образом французского) символизма, однако в лучших произведениях остались верны традициям армянской классической литературы.

  В начале 20 в. с ростом рабочего движения в Закавказье и в А. создаются предпосылки для возникновения революционной пролетарской литературы. В этом процессе видная роль принадлежит выдающимся деятелям Коммунистической партии С. Г. Шаумяну и С. С. Спандаряну, заложившим основы марксистско-ленинской эстетики и литературной критики в А. Основоположником армянской пролетарской литературы был А. М. Акопян. В конце 90-х гг. 19 в. он выступил как выразитель настроений широких масс. Первая русская революция вызвала к жизни сб. «Звон зари» (1907) поэтессы Ш. А. Кургинян. В этот же период выступили пролетарские писатели М. Петросян, Арази (М. Арутюнян) и А. Варданян.

  А. М. Инджикян.

Советская армянская литература. После установления Советской власти в А. (1920) впервые в истории армянского народа возникли условия для подлинного расцвета литературы и искусства. Важнейшими факторами развития армянской литературы стали демократические и реалистические традиции классики, общий рост армянской социалистической культуры, крепнущие связи с культурами других народов СССР. Формирование советской литературы происходило в острой идейно-политической борьбе. На сторону революции перешли видные представители дореволюционной армянской литературы: О. Туманян, В. Терян, О. Иоаннисян, А. Ширванзаде, А. Исаакян, Нар-Дос, Д. Демирчян. Развитию новой литературы способствовала марксистская литературная критика (А. Б. Каринян, А. Сурхатян, П. Макинцан, А. Г. Гюликевхян), особенно работы теоретика-марксиста А. Ф. Мясникяна (Мясникова).

  Глубокое отражение жизнь армянского народа на новом этапе его истории нашла в творчестве поэта революции Егише Чаренца. Поэмы Чаренца («Неистовые толпы», 1919; «Всепоэма», 1920—21; «Чаренц-наме», 1922; и др.), стихи и баллады («Баллада о Владимире Ильиче, мужике и паре сапог», 1924; «Ленин и Али», 1925) впитали революционный пафос народа. Сборники его стихов «Эпический рассвет» (1930) и «Книга пути» (1933) создали традиции, которые были продолжены следующими поколениями армянских поэтов.

  Значительными явлениями в поэзии 20—30-х гг. стали «Восточные поэмы» А. Вштуни, эпическая поэма «Ширканал-большевик» (1925) пролетарского поэта А. М. Акопяна, стихи и басни детского писателя А. Хнкояна, лирические стихи Г. Б. Сарьяна, Г. Г. Маари, С. Таронци, поэма «Рушанская скала» (1930) Наири Зарьяна. Армянская проза 20—30-х гг. характеризуется тематическим и жанрово-стилистическим многообразием. Крупнейшим её представителем был Стефан Зорьян — автор повестей «Председатель ревкома» (1923), «Девушка из библиотеки» (1925), романа «История одной жизни» (т. 1—2, 1934—39). С. Зорьян показал героические характеры людей, вдохновленных идеями социализма.

  Принципы реалистического искусства получили своеобразное преломление в творчестве Акселя Бакунца. В сборниках рассказов «Тёмное ущелье» (1927), «Сеятели чёрных пашен» (1933), в исторической хронике «Киорес» (1935) развенчивается мнимая прелесть патриархальной жизни. Другим видным армянским прозаиком явился Дереник Демирчян, показавший в своих рассказах и повестях («Сато», «Нигяр», «Рашид» и др.) формирование новой морали советского человека, рожденной в процессе социалистического труда. Духовному развитию труженика посвящены рассказы пролетарского писателя М. Арази. С политическими памфлетами выступил Лер-Камсар.

  Под влиянием Октябрьской революции произошёл перелом в творчестве Аветика Исаакяна. В 1919—22 он создал поэму «Мгер из Сасуна» на основе армянского народного эпоса. В 1930—36 жил за рубежом. Вернувшись на родину в 1936, поэт развернул плодотворную литературную и общественную деятельность. В традициях реалистической прозы написаны его рассказы («Трубка терпения», «Пастораль» и др.). Заметными произведениями 30-х гг. явились автобиографические романы «Жизнь на древней римской дороге» (1934) В. О. Тотовенца, «Детство и юность» (1930) Г. Г. Маари, «В садах Силихтара» (1935) 3. И. Есаян, повести «Родник Егнар» (1935) М. Армена, «Кикос» (1929) М. К. Дарбиняна. Вехой в развитии армянской прозы явился роман Наири Зарьяна «Ацаван» (кн. 1—2, 1937—47), в котором показано укрепление позиций социализма в деревне.

  В развитии армянской драматургии и театра большую роль сыграли комедия «Храбрый Назар» (1923) Дереника Демирчяна, политическая комедия «Кум Моргана» (1926, изд. 1930) А. Ширванзаде, сатирическая поэма «Капказ-зрелище» (1925) Егише Чаренца, историко-революционая драма «В кольце» (1935) В. Б. Вагаршяна, историческая трагедия «Шах-наме» М. Джанана. В целом армянская литература 20—30-х гг. достигла заметных успехов в создании образа нового героя — строителя социалистического мира.

  В годы Великой Отечественной войны 1941—45 армянская литература служила патриотическому воспитанию народа, завоеванию победы над врагом. В этот период с большой силой звучали публицистика Аветика Исаакяна, Дереника Демирчяна, историка И. А. Орбели, книги очерков («Рождение героев», 1942; «Накануне», 1943) писателя-фронтовика Рачия Кочара, стихи «Боевой клич» (1941) Исаакяна, поэма «Голос Родины» (1942) Н. Зарьяна, героические баллады Г. Б. Сарьяна, философская поэма «Библейское» (изд. 1946) Ованеса Шираза, патриотическая лирика поэтов-фронтовиков Т. Гурьяна, Г. М. Боряна, А. С. Сагияна, Р. К. Ованесяна, исторические новеллы В. Г. Хечумяна. Появились исторические романы «Вардананк» (кн. 1—2, 1943—46) Демирчяна, «Царь Пап» (1944) С. Зорьяна, трагедия «Ара Прекрасный» (1944) Н. Зарьяна. В послевоенные годы опубликованы романы: «Дети Большого дома» (1952) Р. Кочара, «Тегеран» (1952) Г. С. Севунца, «В пустыне» (1952) С. Е. Аладжаджяна, «Арарат» (1950) А. С. Сираса, «Ходедан» (1956) Х. Т. Даштенца, повести «На берегу Севана» (1951) и «Пленники барсова ущелья» (1954—55) В. С. Ананяна. В театрах А. были поставлены комедии «У родника» (1949) и «Опытное поле» (1950) Н. Зарьяна, героическая драма «На высотах» (1948) Г. Боряна.

  Ведущим жанром в послевоенный период становится поэзия. Создаются произведения высокого гражданского пафоса. Особо выделяются сборники стихов «Новая дорога» (1949) Г. Г. Эмина и «Мои родные» (1951) С. Б. Капутикян. Плодотворно работали Зарьян, Сарьян, Сармен, Шираз, Сагиян, Ованесян, Ваагн Давтян, Паруйр Севак.

  Современная армянская литература развивает художественные традиции предыдущих десятилетий социалистического строительства. Сборники стихов — «Раздумья на полпути» (1960) Капутикян, «Человек на ладони» (1963) П. Севака, «Две дороги» (1962) Эмина, «Перед закатом» (1964), «Песнь скал» Сагияна, «Летняя гроза» (1964) и «Песнь сына» В. Давтяна, «Чудесный садовник» (1956) и «Молчание моря» (1964) Ованесяна, «После оттепели» (1965) М. Е. Маркарян, «Сквозь тени» (1967) Р. Н. Давояна — яркие страницы армянской поэзии. В 1959 опубликована поэма П. Севака «Несмолкающий колокол». В числе изданных романов и повестей значительную художественную ценность представляют «Земля» (1954) и «Полководец Мхитар» С. Х. Ханзадяна, «Ширак» (1954) Ахавни, «На перепутьях» (1946) А. А. Саинян, «Господин Петрос и его министры» (1958) Зарьяна, «На пороге лета» (1959) А. Степанян, «Сеятели не вернулись» Б. А. Овсепяна, «Саят-Нова» (т. 1—2, 1961—63) З. М. Дарьяна, «Судьба армянская» (1966) С. Б. Айвазяна, «Воскан Ереванци» (1962) О. А. Гукасяна, «Наапет» Кочара, «Книга бытия» Хечумяна, «Август» Г. И. Матевосяна, «Лепестки ромашки» З. Халапяна, «Урци маран» Х. Рачяна. Выделяются рассказы Р. Г. Арамяна, А. А. Авакяна, Г. Севана, М. Д. Саркисяна, В. А. Петросяна. Современности посвящены драматический памфлет «Умирающая флора» (1961), драма «Последние гвоздики» (1957) Г. А. Тер-Григоряна, пьесы «Под одной крышей» (1958) Боряна, «Розы и кровь» А. А. Араксманяна.

<a target=Сцена из спектакля Армянского драматического театра им. Г. Сундукяна «Егор Булычев и другие» М. Горького. 1952. Армянская Советская Социалистическая Республика." alt="Сцена из спектакля Армянского драматического театра им. Г. Сундукяна «Под одной крышей» Г. М. Боряна. 1957.">

Сцена из спектакля Армянского драматического театра им. Г. Сундукяна «Егор Булычев и другие» М. Горького. 1952. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из спектакля Армянского драматического театра им. Г. Сундукяна «Егор Булычев и другие» М. Горького. 1952.

Сцена из спектакля Армянского драматического театра им. Г. Сундукяна «Под одной крышей» Г. М. Боряна. 1957.

Г. С. Ханджян. Из иллюстраций к поэме П. Севака «Несмолкающий колокол». Тушь, кисть. 1965. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Г. С. Ханджян. Из иллюстраций к поэме П. Севака «Несмолкающий колокол». Тушь, кисть. 1965.

  Армянские критики и литературоведы работают над теоретической разработкой проблем социалистического реализма, изучают взаимосвязи между литературами братских народов, активно участвуют в творческом развитии советской армянской литературы.

  Армянская советская литература оказывает благотворное влияние на литературную художественную жизнь армянских колоний за рубежом. Прогрессивные писатели Г. Аддарян, В. Вагян (Ливан), А. Андреасян, К. Ситал (США), Ш. Шахнур (Франция), Дев (Иран) и др. поддерживают тесные связи с Советской А.

  С. Б. Агагабян.

 

  Лит.: Армянские беллетристы. Сб. под ред. Ю. Веселовского и М. Берберяна, т. 1 — 2, М., 1893—94; Современные армянские поэты, М., 1903; Современная армянская литература, М., 1906; Армянская муза. Сб. под ред. Ю. Веселовского и Г. Халатянца, М., 1907; Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней, под ред. и с предисл. В. Брюсова, М., 1916; Сборник армянской литературы, под ред. М. Горького, П., 1916; Армянские сказки, пер. и примеч. Я. Хачатрянца, М., 1933; Антология армянской поэзии, под ред. С. С. Арутюняна и В. Я. Кирпотина, М., 1940; Армянская поэзия в переводах В. Брюсова, Ер., 1956; Антология армянской советской литературы, Ер., 1957; Назарянц С., Обозрение истории гайканской письменности в новейшие времена, Каз., 1846; Абегян М., История древне-армянской литературы, т. 1, Ер., 1948; Орбели И., Армянский героический эпос, Ер., 1956; Шаумян С., Избр. про-изв., т. 1—2, М., 1957—58; Спандарян С., Статьи, письма, документы, М., 1958; Ганаланян О., Очерки армянской литературы XIX—XX вв., Ер., 1957; История армянской советской литературы, М., 1966; Бабаян А. С., Армянские литературные связи (1920—1960). Материалы к библиографии, Ер., 1960.

Армянская Советская Социалистическая Республика (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапетутюн), Армения (Айастан — Страна армян).

Армянская ССР. Флаг государственный. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Армянская ССР. Флаг государственный.

Армянская ССР. Герб государственный. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Армянская ССР. Герб государственный.

I. Общиесведения

Лорийский пейзаж. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Лорийский пейзаж.

  Армянская ССР образована 29 ноября 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации, 5 декабря 1936 вошла непосредственно в Союз ССР. Расположена на Ю. Закавказья. Граничит на С. с Грузинской ССР, на В. с Азербайджанской ССР, на Ю. с Ираном, на З. с Турцией. Площадь 29,8 тыс. км2. Население 2493 тыс. чел. (на 15 января 1970, перепись). Столица — Ереван (до 1937 по-русски Эривань). В республике 34 района, 23 города (в 1913 было 3) и 28 посёлков городского типа.

Интерьер глхатуна. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Интерьер глхатуна.

II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Армении
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Армении
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание и телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Объединённая энергосистема (ОЭС), электроэнергетическая система, образовавшаяся в результате объединения нескольких отдельных энергосистем, сохраняющих самостоятельное административное управление при общем оперативном управлении с единого диспетчерского пункта.
Алимов Мирзорахмат [р. 22.12.1890 (3.1.1891), Ходжент, ныне Ленинабад Таджикской ССР], мастер орнаментальной росписи по дереву, народный художник Таджикской ССР (1959).
Магистральный канал, в орошении главный распределительный канал оросительной сети, подающий воду самотёком на орошаемые земли из реки, водохранилища, канала; в осушении основной проводящий канал осушительной сети, собирающий воду из осушительных каналов и отводящий её в водоприёмник.
Христос (греч. Christos, буквально — помазанник), Иисус, в христианском церковном учении основатель христианства.
Кимантайте Казимира Мартыновна [р. 29.6(12.7).
Талимарджан, город (с 1975) в Нишанском районе Кашкадарьинской области Узбекской ССР, в Каршинской степи.
Дольные единицы, единицы, составляющие определённую часть (долю) от установленной единицы физической величины.
Рождество Христово, один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа.
Военно-научные общества (ВНО), добровольные самодеятельные организации в Вооружённых Силах СССР.
Пайде, город, центр ского района Эстонской ССР, в 92 км к юго-востоку от Таллина.
Артиллерийский наблюдательный пункт, специально оборудованное место, с которого ведётся разведка противника, наблюдение за полем боя и осуществляется управление огнем и маневром артиллерийских подразделений и частей в бою.
Межотненское городище, остатки укрепленного поселения 9—13 веков на левом берегу реки Лиелупе, в Бауском районе Латвийской ССР.
Чойбалсан (город в МНР) Чойбалсан (до 1921 — Сан-Бейсе, до 1941 — Баян-Тумен), город на В.
Конрад Николай Иосифович [1(13).3.1891, Рига, — 30.
Торговый капитал, капитал, функционирующий в сфере товарного обращения; обособившаяся часть промышленного капитала, обслуживает стадию реализации товарного капитала.
Закаталы, город, центр Закатальского района Азербайджанская ССР, на р.
Светланов Евгений Федорович (р. 6.9.1928, Москва), советский композитор, дирижёр и пианист, народный артист СССР (1968).