Армянская Советская Социалистическая Республика XVI. Музыка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
АА АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АИ АЙ АК АЛ АМ АН АО АП АР АС АТ АУ АФ АХ АЦ АЧ АШ АЩ АЭ АЮ АЯ
АРА
АРБ
АРВ
АРГ
АРД
АРЕ
АРЁ
АРЖ
АРЗ
АРИ
АРК
АРЛ
АРМ
АРН
АРО
АРП
АРР
АРС
АРТ
АРУ
АРФ
АРХ
АРЦ
АРЧ
АРШ
АРЫ
АРЬ

XVI. Музыка

Армянская монодическая музыка своими корнями уходит в глубь тысячелетий. Ооразование её основ происходило параллельно с формированием национального разговорного языка. В 3 в. до н. э. оформилось качественное своеобразие армянской музыки: сложились одноголосный склад и система основных выразительных средств, определились первоначальные ветви: крестьянская, культовая (языческая) и народно-профессиональное искусство гусанов. Вслед за принятием христианства (301) закладываются основы новой ветви — музыки христианской церкви.

  Общий подъём армянской культуры в 4—7 вв. глубоко затронул и область музыки. В крестьянской песне расширяются жанры, тематика, ладовая основа, круг интонаций. Параллельно с народным и народно-профессиональным искусством развивается и профессиональная церковная музыка. С конца 4 в. в высших школах вводится обучение пению и песнетворчеству. На основе широкого использования выразительных средств народной музыки создаются псалмы, шараканы, в дальнейшем — гандзы, аветиси и другие виды духовной песни. Среди первых авторов и учителей духовной музыки были: Месроп Маштоц (4—5 вв.), Саак Партев (4—5 вв.), Иоан Мандакуни (5 в.), Комитас (6—7 вв.) и др. В 5 в. систематизируются гласы, в 7 в. Барсег Чон составляет первый сборник отобранных шараканов, в 8 в. Степанос Сюнеци производит вторую систематизацию гласов, в 8—9 вв. изобретаются системы нотописи — хазы. В трудах Давида Анахта (Непобедимого), Давида Керакана, Степаноса Сюнеци и др. освещались основные вопросы эстетики и теории музыки (учение о звуке и др.).

Замок Тигнис. 9—10 вв. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Замок Тигнис. 9—10 вв.

  Последующее значительное развитие армянской музыки происходит в 10—13 вв. после освобождения народа из-под ига чужеземных завоевателей. Прогрессивные идеи жизнеутверждения и гуманизма, характерные для армянского Возрождения, отразившиеся в эпосе «Давид Сасунский», оказывают огромное влияние на развитие музыки. Появляются крупные, мелодически развитые духовные и светские вокальные пьесы лирического, созерцательного, эпического или драматического характера — т.н. таги, образующие профессиональную ветвь монодической музыки, в которой прослеживается влияние гусанской музыки. Из эпохи 10—13 вв. до нас дошли крестьянские песни различных жанров: трудовые (в их числе оровелы — песни пахаря), любовные, песни о природе, эпические, обрядовые, бытовые, сатирические, молодёжные песнепляски и др.; выдающиеся образцы тагов крупнейшего поэта средневековья Григора Нарекаци и др. авторов; гусанские айрены. В эту же эпоху совершенствуется нотопись, завершается формирование учения о гласах и хазах — «манрусум». Поэт и музыкант Нерсес Шнорали (12 в.) окончательно формирует Шаракноц (сборник шараканов) и Патараг (литургия), в которых ярко выявляются параллели с народной музыкой. Передовую музыкально-эстетическую мысль эпохи представляют произведения Ованеса Имастасера (Иоанн Саркаваг, 11—12 вв.), в которых даётся близкое к материалистическому толкование источника художественного творчества, и Ованеса Ерзнкаци (13 в.), где обосновывается равенство духовного и светского начал в музыке и критикуется христианско-аскетическая концепция церкви. Сохранилось огромное количество объёмистых рукописных томов, содержащих хазовые записи средневековых духовных произведений, а также светских песен и тагов.

Монастырь Санаин. 10—13 вв. Слева направо: колокольня, трёхнефный гавит, четырёхстолпный гавит; сзади — церковь Аменапркич и церковь Аствацацин. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Монастырь Санаин. 10—13 вв. Слева направо: колокольня, трёхнефный гавит, четырёхстолпный гавит; сзади — церковь Аменапркич и церковь Аствацацин.

  После захвата А. в 16 в. Турцией и Ираном в народном творчестве превалируют песни тоски и горя, развиваются жанры исторических песен и песен пандухта (скитальца, ушедшего на поиски заработка), усиливаются социальные мотивы. В профессиональном творчестве церковные песнопения оттесняются на второй план светскими тагами (выдающийся образец — «Крунк» — о тяжёлой доле народа).

О. М. Шокорев. Кафе «Крунк» в Ереване. 1965. Армянская Советская Социалистическая Республика.

О. М. Шокорев. Кафе «Крунк» в Ереване. 1965.

  На рубеже 17—18 вв. возникает армянское ашугское искусство, продолжающее развиваться и в дальнейшем. Среди крупных ашугов — Нагаш Овнатан, Багдасар Дпир, Саят-Нова, Ширий (О. Карапетян), Дживани (С. Бенкоян-Левонян), Шерам (Г. Талян) и др.

  В 1813—15 А. Лимонджян изобрёл и ввёл в практику новую армянскую нотопись, с помощью которой Н. Ташчян записал 3 тома произведений средневековой духовной музыки. В начале 19 в. на традициях средневековой городской музыки возникла городская народная песня нового времени, в том числе жанр национально-патриотической песни.

  В А. издревле известны народные музыкальные инструменты: бамбир, пандир, вин, джутак, кнар, чнар, тавих (струнные); сринг, шепор, пог, ехджерапог, галарапог, авагпог (духовые); тмбук, цыцга, кшоц (ударные) и др. Некоторые из них исчезли, другие модифицировались. Современная народно-инструментальная музыка включает песенные, танцевальные мелодии, развёрнутые эпические и обрядовые пьесы. В ансамблевой игре, при унисонном исполнении, для отдельных инструментов принято свободное импровизирование, в результате чего, наряду с тембровой полифонией, возникают также элементы гетерофонии, широко применяется выдержанный тон. Инструменты (сольные и ансамблевые): струнные — кяманча, кямани (смычковые), саз, чонгур, уд, тар, канон (щипковые), сантур (ударный) и др.; духовые — блул, паракапзук, дудук, зурна; ударные — доол, даф (хавал), нагара и др.

  Во всех формах армянской древней, средневековой и современной народной музыки обнаруживается самобытное мелодическое мастерство, основанное на широком использовании различных приёмов мотивно-тематического развития. Армянская монодия интонационно уравновешена, основана на обширной системе разнообразных диатонических ладов и обладает богатейшей ритмикой. Глубоко эмоциональная, в целом она отличается сдержанностью чувства. Монодическая музыка явилась основой для создания многоголосной музыки нового времени, развитие которой началось в 19 в.

  Во 2-й половине 19 в. возникает новая композиторская школа, совершенствуется профессиональное музыкальное творчество. Создаются армянские общества, ведущие музыкально-просветительскую работу, возникают музыкальные профессиональные труппы (в т. ч. опереточные), музыкальные ансамбли европейского типа, выходят музыкальные периодические издания. Композиторы Г. Еранян, Н. Ташчян, Г. Корганов, Т. Чухаджян и др. в своих произведениях применяют европейскую технику композиции. Музыка широко входит в спектакли драматического театра. В 1868 Чухаджян создаёт первую армянскую оперу «Аршак II», затем несколько опер и оперетт (пост. в Константинополе и в различных городах Бл. Востока, Кавказа и Вост. Европы).

  В Восточной А. в этот период в музыке решается проблема создания национально-самобытного стиля на основе синтеза народной мелодики с европейскими композиционными средствами. Многие армянские музыканты получают образование в школе Нерсесян (Тбилиси), Геворкянской семинарии (Эчмиадзин), музыкальном училище при Тбилисском отделении Русского музыкального общества, в русских и зарубежных консерваториях. С 80-х гг. 19 в. начинается интенсивная запись народных песен. Появляются хоровые обработки Х. М. Кара-Мурзы и М. Г. Екмаляна, обработки народных танцев Н. Ф. Тиграняна. Организуются народные хоры, распространяющие многоголосие. Высокохудожественные образцы сольной и хоровой музыки на основе переработки народной музыки создаёт Комитас (Согомон Геворкович Согомонян). Им были изучены богатейшие образцы фольклора, осмыслены его самобытные черты, осуществлена обработка народных песен. Творчество Комитаса ознаменовало новый этап в развитии армянской музыки. Произведения А. А. Спендиарова — две симфонические сюиты «Крымские эскизы» (1903, 1912), симфоническая картина «Три пальмы» (1905), героическая песня «Туда, туда, на поле чести» (1914) по Х. Абовяну, «К Армении» (1915) и др. закладывают основу национальной симфонической и вокально-симфонической музыки. В области романса выдающихся успехов добивается Р. О. Меликян (цикл «Осенние строки»). А. Т. Тигранян создаёт оперу «Ануш» (1908—12), определившую новое стилистическое направление в армянской опере; её основой становится народный музыкальный язык. Своеобразный жанр детской оперы создаёт А. М. Манукян. Выступают со своими произведениями композиторы Сюни (Г. О. Мирзоян), А. С. Маилян, А. Г. Тер-Гевондян, С. В. Бархударян и др.

  Армянское музыковедение досоветского периода связано главным образом с теоретическим осмыслением народной и средневековой профессиональной музыки, выявлением её национальных традиций, самобытности. В этой области, помимо Комитаса, создали ценные труды В. Д. Корганов, Е. Тнтесян и др. Собиранием народной музыки занимался музыковед, композитор и педагог С. А. Меликян.

  Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. многие армянские исполнители выступают в России и Зап. Европе: певицы Н. О. Корганян (Н. Дариали), Е. О. Корганян (Е. Терян-Корганова), М. О. Корганян (Светаде), Н. А. Папаян, М. А. Бабаян; певцы А. С. Шахмурадян, Т. О. Налбандян; скрипачи И. Р. Налбандян, Д. Г. Давтян и др. Ряд крупных композиторов и исполнителей ведут музыкальную деятельность в армянских колониях. Среди них — константинопольские ученики Комитаса: Б. Каначян (хоры, опера «Абега»и др.), В. М. Срвандзтян (песни, романсы, хоры), В. С. Саргсян (хоры, песенная опера «Ануш»), М. Т. Тумаджан (фольклорист). Среди других композиторов О. Р. Перперян, Г. Алемшах, Гоарик Газаросян и др. В числе армянских исполнителей, живущих за рубежом, скрипач В. Козикян, певцы К. Зобян, Д. Ованесян (Румыния), виолончелист и композитор Т. Алексанян, пианист Р. Петросян, певцы Ш. Азнавур, Ж. Сергоян, певица Лин Дурян (Франция), скрипач М. Парикян (Англия), певец А. Токатян, певицы Л. Амара, Л. Чугаезян (США), арфистка Ш. Милтонян (Италия) и др.

  Большого развития достигло музыкальное искусство А. за годы Советской власти. Оно опирается на достижения классики и богатство народной музыки. Ширится творческое содружество с музыкальными культурами братских советских народов, осваивается опыт мировой реалистической музыки.

  К первым крупным произведениям советской армянской музыки относятся «Эреванские этюды» (1925) и опера «Алмаст» (1928, пост. 1930) А. А. Спендиарова, вокальные циклы «Змрухты» и «Зарвар» (оба изд. 1928) Р. О. Меликяна. Оперы создали А. Г. Тер-Гевондян («Седа», 1923), А. С. Маилян (детские оперы-картины). В 30-х гг. творчество армянских композиторов шире охватывает современную советскую, а также историко-революционную тематику. На арену выходит новое поколение композиторов, среди которых особое место занимает А. И. Хачатурян. Многие его сочинения (концерты, балеты, симфонии и др.) явились крупным вкладом в развитие советской музыки. Популярность получили произведения А. Л. Степаняна (оперы «Храбрый Назар», пост. 1935; «Сасунци Давид», 1936; «На рассвете», пост. 1938), А. Г. Тер-Гевондяна (балеты «Невеста огня», 1934; «Анаит», пост. 1940), А. С. Маиляна (опера «Сафа», 1939), К. О. Закаряна, Л. А. Ходжа-Эйнатова, С. А. Баласаняна и др.

Опера «Алмаст» А. Спендиарова. Сцена из спектакля Армянского театра оперы и балета им. А. Спендиарова. 1940. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Опера «Алмаст» А. Спендиарова. Сцена из спектакля Армянского театра оперы и балета им. А. Спендиарова. 1940.

  В годы Великой Отечественной войны 1941—45 в армянской музыке усиливаются гражданские и героико-трагедийные мотивы. Были созданы 1-я симфония А. Л. Степаняна (1943), поэма «Армения» Г. Е. Егиазаряна (1942), произведения Т. Г. Тер-Мартиросяна, М. С. Мазманяна и др. А. И. Хачатурян выступает со 2-й симфонией — одним из лучших произведений советской симфонической музыки, большую популярность завоёвывает его балет «Гаянэ» (пост. 1942, Ленинградский театр оперы и балета).

  В послевоенные годы, наряду с развивающимся творчеством композиторов старшего и среднего поколений, крепнет талант выступивших за годы войны молодых — А. А. Бабаджаняна, А. Г. Арутюняна, Э. М. Мирзояна и др. Развивается вокально-симфоническая музыка. Среди множества кантат особую популярность завоёвывает «Кантата о Родине» (1948) А. Г. Арутюняна; таким же успехом пользуется его поэма «Сказание об армянском народе» (1961). А. И. Хачатурян создал балет «Спартак» (пост. 1956, Ленингр. театр оперы и балета), А. А. Бабаджанян написал «Героическую балладу» (1950). Появляются оперы «Давид-бек» (1950) А. Т. Тиграняна, «Нунэ» и «Героиня» (1950) А. Л. Степаняна, балет «Севан» (1956) Г. Е. Егиазаряна, «Симфонические танцы» (1945) и «Вечное движение» (1957) для скрипки с оркестром Э. М. Мирзояна. Продолжают развиваться жанры оперетты и музыкальной комедии (А. С. Айвазян, В. А. Тигранян, В. А. Котоян, С. Х. Джрбашян, А. П. Долуханян). С камерно-инструментальным произв. успешно выступают композиторы Э. О. Багдасарян, Э. А. Абрамян, Г. М. Сарьян, Г. М. Чеботарян и др. В области песни ярко выступает А. М. Сатян («Песни Араратской долины» и др.). Г. О. Чтчян создаёт цикл романсов на слова Е. Чаренца. Особенно большие успехи достигнуты в области симфонической и камерной музыки (А. Л. Степанян, А. А. Бабаджанян, Л. А. Ходжа-Эйнатов, А. Г. Арутюнян, Д. Г. Тер-Татевосян, Э. С. Оганесян, Г. Е. Егиазарян, Э. М. Мирзоян, К. А. Орбелян и др.). Среди композиторов, успешно выступивших в послевоенные годы: А. Р. Тертерян, А. В. Аджемян, Г. М. Ахинян, Г. А. Арменян, Э. Е. Арутюнян, Г. Г. Овунц, Э. А. Аристакесян, Т. Е. Мансурян.

  Среди армянских советских музыковедов: С. А. Меликян, М. Агаян, А. А. Адамян, Х. С. Кушнарёв, А. И. Шавердян, А. К. Кочарян, Г. Г. Тигранов, М. О. Мурадян, Р. А. Атаян, Г. Ш. Геодакян и др.

  Высокое развитие за годы Советской власти получило музыкально-исполнительское искусство А. Среди его представителей певицы и певцы: народные артисты СССР А. Б. Даниелян, Г. М. Гаспарян, Т. Т. Сазандарян, П. Г. Лисициан, Н. М. Ованесян, народная артистка РСФСР и Армянской ССР З. А. Долуханова, народные артисты Армянской ССР Ш. М. Талян, А. М. Айдинян, А. Е. Тер-Абрамян; дирижёры: народный артист Армянской ССР К. С. Сараджев, народные артисты СССР А. Ш. Мелик-Пашаев, М. А. Тавризян, народные артисты Армянской ССР Г. Е. Будагян, С. Г. Чарекян, О. А. Чекиджян; хормейстеры: народный артист СССР Т. Т. Алтунян, народный артист Армянской ССР А. А. Тер-Ованесян; скрипачи: народный артист Армянской ССР А. К. Габриэлян, заслуженный артист Армянской ССР Ж. Е. Тер-Меркерян; пианист Ю. С. Айрапетян; виолончелистки М. В. Абрамян, К. А. Георгиян и др.

  В Ереване работают Академический театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова (с 1933), Театр музыкальной комедии им. А. Пароняна (с 1942). В составе филармонии (с 1932) — симфонический оркестр, камерный оркестр, хоровая капелла, квартет им. Комитаса (с 1925), эстрадный оркестр (1938). При радио и телевидении — симфонический оркестр (1966), ансамбль народных инструментов (1926), при хоровом обществе — хоровая капелла (1966). В А. имеются: Консерватория им. Комитаса (основана в 1923), средняя специальная музыкальная школа, 5 музыкальных училищ (Ереван, Ленинакан, Кировакан, Кафан), 53 музыальные школы. При институте искусств АН Армянской ССР имеются отделы музыки и народного музыкального творчества. Союз композиторов А. основан в 1933.

 

  Лит.: Кушнарев Х., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Атаян Р., Армянская народная песня, М., 1965; Шавердян А., Очерки по истории армянской музыки XIX — XX вв. (досоветский период), М., 1959; его же, Комитас и армянская музыкальная культура, Ер., 1956; Тигранов Г., Армянский музыкальный театр, т. 1—2, Ер., 1956—60; Асафьев Б., Очерки об Армении, М., 1958; Музыка Советской Армении. Сб. статей, М., 1960; Арутюнян М., Армянская ССР, М., 1957 (серия «Музыкальная культура союзных республик»).

  Р. А. Атаян.

Армянская Советская Социалистическая Республика (Айкакан Советакан Социалистакан Анрапетутюн), Армения (Айастан — Страна армян).

Армянская ССР. Флаг государственный. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Армянская ССР. Флаг государственный.

Армянская ССР. Герб государственный. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Армянская ССР. Герб государственный.

I. Общиесведения

Лорийский пейзаж. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Лорийский пейзаж.

  Армянская ССР образована 29 ноября 1920. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации, 5 декабря 1936 вошла непосредственно в Союз ССР. Расположена на Ю. Закавказья. Граничит на С. с Грузинской ССР, на В. с Азербайджанской ССР, на Ю. с Ираном, на З. с Турцией. Площадь 29,8 тыс. км2. Население 2493 тыс. чел. (на 15 января 1970, перепись). Столица — Ереван (до 1937 по-русски Эривань). В республике 34 района, 23 города (в 1913 было 3) и 28 посёлков городского типа.

Интерьер глхатуна. Армянская Советская Социалистическая Республика.

Интерьер глхатуна.

II. Государственный строй
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Армении
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Армении
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
XIII. Печать, радиовещание и телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Святой Нос, название нескольких мысов по побережью Северного Ледовитого океана: 1) на южном берегу моря Лаптевых (Якутская АССР, при входе в пролив Дмитрия Лаптева); 2) на Тиманском берегу Баренцева моря (Архангельская область РСФСР); 3) на Кольском полуострове, на берегу Баренцева моря, между Терским и Мурманским берегами.
Стан, 1) на Руси в 11—17 вв. название военного лагеря, который обычно разбивался на возвышенном месте и укреплялся повозками (колымагами), тыном (забором), реже рвом и земляным валом.
Тонопласт (от греч. tоnos — натяжение, напряжение и plastos — вылепленный, оформленный), мембрана, окружающая клеточную вакуоль и сходная по структуре с мембранами эндоплазматической сети.
Фокин Михаил Михайлович [11(23).4.1880, Петербург, – 22.
Чехословацкое телеграфное агентство (Československa Tiskova Kancelář; ЧТК), информационное агентство ЧССР; государственная служба.
Южная Австралия (South Australia), штат Австралийского Союза у побережья Б.
Аполлон (дневная бабочка) Аполлон (Parnassius apollo), дневная бабочка семейства парусников (Papilionidae).
Биотические факторы среды, совокупность влияний, оказываемых на организмы жизнедеятельностью других организмов.
Видообразование, процесс возникновения новых видов.
Гидролизер, аппарат для проведения реакции гидролиза в крахмалопаточном производстве.