Бетховен Людвиг ван

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
БА БВ БД БЕ БЁ БЖ БЗ БИ БЛ БО БП БР БУ БХ БЫ БЬ БЭ БЮ БЯ
БЕА
БЕБ
БЕВ
БЕГ
БЕД
БЕЕ
БЕЖ
БЕЗ
БЕЙ
БЕК
БЕЛ
БЕМ
БЕН
БЕО
БЕП
БЕР
БЕС
БЕТ
БЕХ
БЕЦ
БЕЧ
БЕШ
БЕЩ
БЕЭ
БЕЯ

Л. Бетховен. Бетховен Людвиг ван.

Л. Бетховен.

Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (крещён 17.12.1770, Бонн, — 26.3.1827, Вена), немецкий композитор. Родился в семье фламандского происхождения. Дед Бетховен Людвиг ван был руководителем придворной боннской капеллы, отец — придворным певцом. Бетховен Людвиг ван рано научился играть на клавесине, органе, скрипке, альте, а также на флейте. С 1781 занятиями Бетховен Людвиг ван руководил Х. Г. Нефе — композитор, органист и видный эстетик. Вскоре Бетховен Людвиг ван стал концертмейстером придворного театра и помощником органиста капеллы. В 1789 он слушал лекции по философии в Боннском университете. Взгляды Бетховен Людвиг ван на явления политической и социальной жизни отличались воинствующим демократизмом и свободолюбием. В формировании республиканских убеждений композитора огромную роль сыграли революционные события во Франции 1789 и антифеодальное движение в Рейнской области. Увлечение Бетховен Людвиг ван музыкой революционной Франции оставило значительный след в его творчестве.

  Композиторская деятельность Бетховен Людвиг ван началась в 1782 (вариации для клавира на тему марша композитора Э. К. Дреслера). 2 юношеские кантаты (1790) — первые вокально-симфонические сочинения Бетховен Людвиг ван В 1787 юный Бетховен Людвиг ван посетил Вену и взял несколько уроков у В. А. Моцарта. В 1792 он навсегда покинул родину и переселился в Вену, где прожил почти безвыездно до конца жизни. Первоначальной целью Бетховен Людвиг ван при переезде в Вену было совершенствование в композиции под руководством И. Гайдна. Однако занятия с Гайдном длились недолго. Среди учителей Бетховен Людвиг ван были также И. Г. Альбрехтсбергер и А. Сальери. Бетховен Людвиг ван быстро завоевал известность и признание — сначала как лучший в Вене пианист и вдохновенный импровизатор, а позже как композитор. Яркое новаторское творчество Бетховен Людвиг ван вызывало ожесточённые споры. Игра Бетховен Людвиг ван соединяла глубокий, бурный драматизм и широкую, певучую кантилену.

  В расцвете творческих сил Бетховен Людвиг ван проявлял колоссальную работоспособность. В 1801—12 появляются такие выдающиеся произведения, как соната до диез минор (т. н. «Лунная», 1801), юношески жизнерадостная 2-я симфония (1802), «Крейцерова соната» (1803), «Героическая» (3-я) симфония, сонаты «Аврора» и «Аппассионата» (1804), опера «Фиделио» (1805), 4-я симфония (1806), выражающая романтическое восприятие природы. В 1808 Бетховен Людвиг ван заканчивает одно из наиболее популярных симфонических произведений — 5-ю симфонию и одновременно «Пасторальную» (6-ю) симфонию, в 1810 — музыку к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт», в 1812 — 7-ю («апофеоз танца», по определению Р. Вагнера) и 8-ю («юмористическую», по выражению Р. Роллана) симфонии.

  С 27-летнего возраста Бетховен Людвиг ван страдал глухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжёлый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховен Людвиг ван совсем от них отказаться.

  Годы 1813—17 отмечены понижением творческой деятельности. С 1818 начинается новый подъём творчества композитора; он создаёт последние 5 фортепианных сонат (1816—22) и 5 струнных квартетов (1823—26). Вершина творчества «позднего» Бетховен Людвиг ван — 9-я симфония (1824).

  К концу жизни Бетховен Людвиг ван испытывал тяжёлую материальную нужду и одиночество. Он не слышал даже самых громких звуков оркестра, для общения с собеседниками пользовался тетрадями. Композитор находил поддержку только среди небольшого круга друзей, разделявших его передовые взгляды.

  Инструментальное и, прежде всего, симфоническое творчество Бетховен Людвиг ван имеет ярко выраженный программный характер. Основное содержание героических по замыслу произведений Бетховен Людвиг ван можно выразить словами: «Через борьбу к победе». Диалектическая борьба противоречий жизни находит у Бетховен Людвиг ван яркое художественное воплощение, особенно в произведениях сонатной формы — симфониях, увертюрах, сонатах, квартетах и т.д. Бетховен Людвиг ван широко разработал принцип сонатности, основанный на противопоставлении и развитии контрастирующих между собой тем, а также противоречивых элементов внутри отдельных тем. По сравнению с произведениями непосредственных предшественников Бетховен Людвиг ван по венской классической школе — В. А. Моцарта и Й. Гайдна — бетховенские симфонии и сонаты выделяются большими масштабами построения, основной тематический материал подвергается интенсивной протяжённой разработке, углубляется связь между разделами формы, обостряются противоречия между контрастирующими эпизодами, темами. Бетховен Людвиг ван исходил из оркестрового состава, утвержденного Гайдном, и лишь немного его расширил, но при этом он добивался огромной мощи оркестрового звучания, ярких контрастов. Бетховен Людвиг ван преобразил старинный менуэт, входивший в состав симфоний и сонат, в скерцо, придав этой «шутке» широкий выразительный диапазон — от могучего искрящегося веселья (в 3-й симфонии) до выражения тревоги, беспокойства (в 5-й симфонии). Особая роль отведена Бетховен Людвиг ван финалам в симфониях и кодам (заключениям) в увертюрах, симфониях и сонатах; они призваны выразить победные чувства.

  Бетховен Людвиг ван — величайший композитор-симфонист. Он создал 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, 2 мессы и другие симфонические сочинения. К высшим достижениям бетховенского симфонизма принадлежат 3-я («Героическая») и 5-я симфонии; идея последней выражена композитором в словах: «Борьба с судьбой». Активным героическим характером отличается 5-й фортепианный концерт, созданный в одно время с 5-й симфонией, 6-я симфония, содержащая ряд реалистических картин сельской жизни, отразила восторженную любовь Бетховен Людвиг ван к природе.

  Вершина всей творческой жизни композитора — 9-я симфония. Бетховен Людвиг ван впервые в истории этого жанра ввёл хоровой финал («К радости» на слова Ф. Шиллера). Развитие основного образа симфонии идёт от грозной и неумолимой трагедийной темы первой части к теме светлой радости в финале. Близка к 9-й симфонии по своему замыслу «Торжественная месса» (1823) — величественное монументальное произведение философского характера, мало связанное с традициями культовой музыки.

  Единственная опера Бетховен Людвиг ван «Фиделио» (пост. 1805, Вена, 2-я ред. — 1806, 3-я — 1814) посвящена героическому поступку женщины, спасшей от смерти своего мужа — жертву мстительности и произвола губернатора — и разоблачившей тирана перед народом. Стилистически «Фиделио» примыкает к типу «оперы спасения», возникшему в период Великой французской революции, и вместе с тем открывает путь к симфонизации оперы. Героической теме посвящен и балет Бетховен Людвиг ван «Творения Прометея» (пост. С. Вигано, 1801).

  Камерная музыка Бетховен Людвиг ван включает 32 фортепианные сонаты (не считая 6 юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для скрипки и фортепиано, 16 струнных квартетов, 7 фортепианных трио и много др. ансамблей (струнные трио, септет для смешанного состава). Лучшие камерные сочинения Бетховен Людвиг ван — сонаты «Патетическая», «Аппассионата» для фортепиано, «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано, и др. — отличаются масштабностью замыслов, страстным, напряжённым драматизмом, смелым расширением выразительных средств инструментов. Среди квартетов Бетховен Людвиг ван центральное место принадлежит 3 квартетам, опус 59 (написаны по заказу русского посла в Вене А. К. Разумовского), сочетающим проникновенный лиризм с яркой народностью образов (в 2 из этих квартетов использованы мелодии русских народных песен). В последних камерных сочинениях Бетховен Людвиг ван — сонатах для фортепиано №№ 28—32 и квартетах №№ 12—16, проявляются стремления к углублённой, сосредоточенной выразительности, а также к причудливости форм, субъективной созерцательности, предвосхитивших искусство композиторов-романтиков.

  Новизна и значительность содержания музыки Бетховен Людвиг ван обусловили расширение рамок существующих музыкальных форм и глубокое преобразование всех видов музыкального творчества. Решающим этапом в историческом развитии концертного жанра явились 4-й и 5-й концерты для фортепиано и скрипичный концерт Бетховен Людвиг ван, представляющие собой синтез симфонии и концерта. Значительным изменениям подверглась и форма вариаций, занимающая у Бетховен Людвиг ван первое место после сонатной (выдающийся образец — 32 вариации до минор для фортепиано).

  Совершенно новый жанр инструментальной миниатюры создал Бетховен Людвиг ван на основе танцев и др. небольших пьес старинной сюиты — «багатели» (мелочи, пустяки).

  Вокальное наследие Бетховен Людвиг ван состоит из песен, свыше70 хоров, канонов. От куплетных песен, арий и од, где текст играл подчинённую роль, Бетховен Людвиг ван постепенно пришёл к новому типу песен, в котором каждой строфе поэтического текста соответствовала новая музыка (песни на слова И. В. Гёте, среди которых «Миньона», «Лейтесь вновь, слёзы любви», «Сердце, сердце» и др.). У него впервые встречается объединение ряда песен-романсов в единый цикл с последовательно раскрывающимся сюжетным замыслом («К далёкой возлюбленной», на тексты А. Ейтелеса, 1816). Песня «О блохе» — единственный текст из «Фауста» Гёте, воплощённый Бетховен Людвиг ван, хотя композитор до конца своей жизни не оставлял мысли написать музыку к «Фаусту». Бетховен Людвиг ван обработал 188 песен разных народностей для голоса с инструментальным сопровождением, сделал фортепианные переложения народных песен (в т. ч. русских и украинских). Во многие инструментальные сочинения ввёл народные мелодии.

  Творчество Бетховен Людвиг ван — одна из вершин в истории мирового искусства. Вся его жизнь и деятельность говорят о титанической личности композитора, соединившего в себе гениальную музыкальную одарённость с кипучим, бунтарским темпераментом, наделённого несгибаемой волей и способностью к огромной внутренней сосредоточенности. Высокая идейность, основанная на сознании общественного долга, составляла отличительную черту Бетховен Людвиг ван — музыканта-гражданина. Современник Великой французской революции, Бетховен Людвиг ван отразил в своём творчестве великие народные движения этой эпохи, её наиболее прогрессивные идеи. Революционная эпоха определила содержание и новаторское направление музыки Бетховен Людвиг ван Революционная героика нашла отражение в одном из главных художественных образов Бетховен Людвиг ван — борющейся, страдающей и в конце концов побеждающей героической личности.

  Соч.: Ludwig van Beethoven's Werke, Bd 1—25, Lpz., 1864—88. Beethovens Sämt-liche Briefe, Bd I—5, kritische Ausgabe mit Erläuterungen von A. Kalischer, B.—Lpz., 1906—08, 2 Aufl., Bd 1—3, neubearb. von T. Frimmel, B., 1911; Leitzmann A., Ludwig van Beethoven. Berichte der Zeitgenossen. Briefe und persönliche Aufzeichnungen, Bd 1—2, Lpz., 1921; The letters of Beethoven, ed. by E. Anderson, v. 1—3, L., 1961: в рус. пер.— Письма, пер. и прим. В. Д. Корганова, СПБетховен Людвиг ван 1904.

 

  Лит.: Серов А., Избранные статьи («Тематизм увертюры «Леонора»», «Девятая симфония Бетховена» и др.), т. 1—2, М., 1950—57; Корганов В. Д., Бетховен. Биографический этюд, СПБ, 1910; Русская книга о Бетховене. К столетию со дня смерти композитора, под ред. К. Кузнецова, М., 1927; Проблемы бетховенского стиля. Сб. статей под ред. Бетховен Людвиг ван С. Пшибышевского, М., 1932; Роллан Р., Жизнь Бетховена, пер. с франц., Л., 1937; Эррио Э., Жизнь Бетховена, [пер. с франц., вступ. ст. И. Ф. Бэлзы], М., 1959; Л. ван Бетховен, Книга эскизов за 1802—1803 годы. Расшифровка и исследование Н. Л. Фишмана, М., 1962; Альшванг А., Бетховен, Очерк жизни и творчества, 3 изд., М., 1966; Ludwig van Beethovens Konversationshefte, hrsg. von W. Nohl, Münch., 1924; Schünemann G., Ludwig van Beethovens Konversationshefte, Bd 1—3, B., 1941—43; Nottebohm G., Beethoveniana, Lpz.—Winterthur, 1872; его же, Zweite Beethoveniana, Lpz., 1887; Kinsky G., Das Werk Beethovens, Thematisch-bibliographisches Verzeichnis seiner sämtlichen vollendeten Kompositionen, hrsg. von H. Halm, Münch.-Duisburg, 1955.

  (По материалам статьи А. А. Альшванга из 2-го изд. БСЭ.)

Так же Вы можете узнать о...


Нормированное кольцо, важное понятие функционального анализа, значительно расширившее область его приложений.
Производственное здание, см. Промышленные здания.
Собственные векторы линейного преобразования, векторы, которые при этом преобразовании не меняют своего направления, а только умножаются на скаляр.
Урбани Доминик Урбани (Urbany) Доминик (р. 29.3.1903, Рюмеланж), деятель люксембургского и международного рабочего движения.
Щёлочноземельные металлы, химические элементы главной подгруппы II группы периодической системы Д.
Бактериостатические вещества (отбактерии и греч.
Всесоюзное архитектурное научное общество (ВАНО), объединение архитектурных организаций (АСНОВА, АРУ, ОСА), существовавшее в 1930—32 при Центральном комитете профсоюза строительных рабочих.
Дхло-Дхло, руины в Южной Родезии, в 60 км к В.
Климент Смолятич, Клим Смолятич (год рождения неизвестен — умер после 1154), древнерусский церковный писатель, монах Зарубского монастыря (около Киева).
Максвелл (единица магн. потока) Максвелл, единица магнитного потока в СГС системе единиц.
Ока (река, приток р. Ангары) Ока, Аха, река в Бурятской АССР и Иркутской области РСФСР, левый приток р.
Радиоактивные отходы, жидкие, твёрдые и газообразные отходы, содержащие радиоактивные изотопы (РИ) в концентрациях, превышающих нормы, утвержденные в масштабе данной страны.
Станично-Луганское, посёлок городского типа, центр Станично-Луганскогорна Ворошиловградской области УССР.