Вкус (эстетический)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВКК
ВКЛ
ВКП
ВКР
ВКУ

Вкус эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. Вкус (эстетический) представляет собой результат длительного исторического развития. В процессе общественной практической деятельности создаётся человеческий вкус к природе, «... музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593). Особое значение для воспитания Вкус (эстетический) имеет искусство.

  В эстетике нового времени вплоть до 19 в. шли споры, какую природу имеет Вкус (эстетический): рациональную или иррациональную, основывается он на разуме или на чувстве, является прирождённой или воспитываемой способностью, имеют его суждения всеобщее или индивидуальное значение. Во Франции категория Вкус (эстетический) получила рационалистическое решение в сочинениях Н. Буало, Ш. Баттё, Ш. Монтескье, Вольтера и др. Начиная с Буало, находившегося под влиянием рационалистической философии Декарта, основой Вкус (эстетический) считается изучение произведений древности, а его главными признаками — правдоподобие, разумность, ясность. В английской эстетике 17—18 вв. понятие Вкус (эстетический) приобрело не только эстетический, но и нравственный смысл: согласно А. Шефтсбери и Г. Хому, истинный Вкус (эстетический) обусловлен не умом и знанием, а характером, гармонической уравновешенностью в человеке различных аффектов. Вкус (эстетический) проявляется не в следовании стеснительным правилам, а в чувстве правды, в соответствии истине, природе. Английские философы Ф. Хатчесон, а затем Э. Бёрк утверждали всеобщность эстетического Вкус (эстетический), коренящуюся в общности психофизиологической организации всех людей. Д. Юм акцентировал субъективность вкуса («о вкусах не спорят»).

  И. Кант в «Критике способности суждения» (1790) указал на основную трудность теории вкуса: Вкус (эстетический) должен быть признан одновременно и общественным, и индивидуальным, и обязательным для всех, и зависящим лишь от характера данного индивида, не подчиняющимся рассудочным правилам. Никакие логические доказательства и объяснения не могут заставить человека признать прекрасным то, что ему не нравится, и вместе с тем в природе Вкус (эстетический) заложено притязание на то, что прекрасное для одних людей должно быть прекрасным для всех. Противоречие это, по Канту, неразрешимо: «правила Вкус (эстетический)» не могут быть сформулированы теоретически и Вкус (эстетический) может развиваться лишь при постоянном непосредственном восприятии гениальных художественных произведений, являющихся образцом вкуса. Г. Гегель подверг критике универсализацию понятия Вкус (эстетический), в особенности применительно к оценке и восприятию художественных произведений.

  Марксистско-ленинская эстетика отрицает абстрактный нормативизм в подходе к Вкус (эстетический) и рассматривает его как выражение общественно-исторической культуры человека, проявляющейся во всех областях человеческой жизни — художественном творчестве, многообразных видах трудовой деятельности, в быту, поведении людей и т.п. Видя во Вкус (эстетический) не только способность к созерцанию и пассивной оценке, но прежде всего способность к творчеству, марксистская эстетика преодолевает созерцательный подход в истолковании Вкус (эстетический), свойственный просветительской эстетике 18 в., и подчёркивает его деятельную природу и общественную предметную обусловленность. По словам К. Маркса, «предмет искусства... создает публику, понимающую искусство... и способную наслаждаться красотой» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 718). Формирование и развитие Вкус (эстетический) составляет предмет эстетического воспитания. В ряду проблем социологии Вкус (эстетический) важное значение имеет конкретное исследование влияния средств массовой коммуникации на формирование эстетических оценок.

 

  Лит.: Маца И. Л., Об эстетическом вкусе, М., 1963; История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 93—100, 140—143, 160—162, 166—172, 274, 284—288, 295—297, 299—307, 362—364, 383—390, 407—409, 491—492, 571—575, 804, 818; Лосев А. Ф. и Шестаков Вкус (эстетический) П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 258—93; Chambers F. P., The history of taste, N. Y., 1932; Weisbach W., Vom Geschmack und seinen Wandlungen, Basel, 1947; Ziegenfuß W., Die Überwindung des Geschmacks, Potsdam, 1949; Della Volpe G., Critical del gusto, Mil., 1960.

  Б. И. Вязьмин.

Так же Вы можете узнать о...


Диамагнетик, вещество, намагничивающееся навстречу направлению внешнего магнитного поля.
Карачала, посёлок городского типа в Сальянском районе Азербайджанской ССР.
Ледовый литогенез, осадочное породообразование на участках континентов, покрытых ледниками.
Мюд, см. Международный юношеский день.
Пластинчатоклювые, отряд водоплавающих птиц; то же, что гусеобразные.
Сасык (озеро в Одесской обл.) Сасык, Кундук, лагунное солёное озеро в Одесской области УССР.
Термоэлектрическая дефектоскопия, см. в ст. Дефектоскопия.
Цезальпино Андрса Цезальпино (Cesalpino) Андрса (6.6.1519, Ареццо, — 23.
Актуализм в философии, наименование субъективно-идеалистической системы философии итальянского неогегельянца Джентиле.
Будишин, славянское название г. Бауцен в ГДР.
Горохов, город (с 1939), центр ского района Волынской области УССР, в 9 км от железнодорожной станции (на линии Луцк — Львов).
Изобретательское право, часть социалистического права, регламентирующая отношения, связанные с техническим творчеством.
Костёр (Bromus), род одноили многолетних (реже двулетних) растений семейства злаков.
Мен (историч. область во Франции) Мен (Maine), историческая область в центральной части Франции с главным г.
Ота Ёко (18.11.1906, Хиросима, — 10.12.1963, префектура Фукусима), японская писательница.