Военно-учебные заведения

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ВI ВА ВВ ВГ ВД ВЕ ВЁ ВЗ ВИ ВК ВЛ ВМ ВН ВО ВП ВР ВС ВТ ВУ ВФ ВХ ВЦ ВЧ ВШ ВЩ ВЫ ВЬ ВЭ ВЮ ВЯ
ВОА
ВОБ
ВОВ
ВОГ
ВОД
ВОЕ
ВОЖ
ВОЗ
ВОИ
ВОЙ
ВОК
ВОЛ
ВОМ
ВОН
ВОО
ВОП
ВОР
ВОС
ВОТ
ВОХ
ВОЧ
ВОШ
ВОЩ
ВОЯ

Военно-учебные заведения, готовят командные, политические, инженерно-технические и специальные кадры для всех видов вооружённых сил, родов войск и специальных войск. В СССР к Военно-учебные заведения относятся военные академии, высшие и средние военные училища, военные факультеты при гражданских вузах; существуют также различные курсы подготовки и переподготовки офицерского состава.

  В России первые Военно-учебные заведения (военные школы) появились в конце 17 — начале18 вв.: в 1698 — Военно-инженерная школа в Москве, в 1701 — Школа математических и навигацких наук, в 1752 — Морской кадетский корпус в Петербурге. Высшие Военно-учебные заведения, получившие название военных академий, стали создаваться в России с конца 18 в.: в 1798 — Медико-хирургическая, в 1832 — Военная (позже Генерального штаба), в 1855 — Артиллерийская и Инженерная, в 1867 — Военно-юридическая, в 1877 — Морская, в 1911 — Интендантская академии (все в Петербурге). Академии дали армии и флоту многих выдающихся военных деятелей и учёных, создавших отечественные школы по всем основным отраслям военного искусства. Для подготовки офицерского состава в 19 в. была создана сеть военных училищ, в том числе юнкерских (выпускавших младших офицеров). Перед 1-й мировой войной в России существовало 20 военных училищ (в Петербурге, Москве, Казани, Киеве, Одессе, Иркутске, Оренбурге, Твери и др.), в том числе 11 пехотных, 3 кавалерийских, 2 казачьих, 2 артиллерийских, 1 инженерное, 1 военно-топографическое. Офицеров готовили также специальные классы Пажеского корпуса. Усовершенствование знаний офицерских кадров осуществлялось в школах по родам войск; в 1912 существовали стрелковая, кавалерийская, гимнастическо-фехтовальная, воздухоплавательная, электротехническая и другие школы. К Военно-учебные заведения относились также и общие классы Пажеского корпуса, кадетские корпуса и военные гимназии, которые имелись почти во всех губернских городах России. Эти Военно-учебные заведения (в которые принимались лица только привилегированных сословий) готовили к поступлению в военные училища.

  Возникновение Военно-учебные заведения в СССР тесно связано с организацией и развитием Советских Вооружённых Сил. Вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции для защиты Советского государства стала создаваться массовая регулярная армия. Коммунистическая партия во главе с В. И. Лениным разработала основополагающие принципы строительства Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), подготовки и воспитания военных кадров, организации специального военного образования. Ещё в годы Гражданской войны и военной интервенции 1918—20 была организована сеть высших и средних Военно-учебные заведения (военные академии, военные школы) и различных курсов, которые осуществляли подготовку командных кадров для армии и флота.

  Военные академии. Первой советской общевойсковой академией явилась Академия Генерального штаба (ныне Военная академия им. М. В. Фрунзе), организованная в 1918 в Москве по указанию В. И. Ленина для подготовки старших и высших командиров. В Петрограде в конце 1917 начала работать Военно-инженерная академия, в 1918 — Артиллерийская, Военно-медицинская (с 1935 академия им. С. М. Кирова) и Военно-морская академии. В 1925 на базе Военно-инженерной и Артиллерийской академий была создана Военно-техническая академия РККА. Для подготовки высококвалифицированных политработников в 1919 открылся Петроградский учительский институт Красной Армии, преобразованный затем в Военно-политический институт, а с 1925 в Военно-политическую академию (ныне Военно-политическая академия им. В. И. Ленина в Москве). В 1920 в Москве был основан институт инженеров Красного Военно-Воздушного Флота, переформированный в 1925 в Академию ВВС РККА им. Н. Е. Жуковского; в 1940 из неё выделилась Военно-воздушная академия командного и штурманского состава ВВС (ныне Военно-воздушная академия им. Ю. А. Гагарина в Монино). Проходившая в 30-е гг. на базе индустриализации страны реорганизация Вооружённых Сил, резкое увеличение их технического оснащения потребовали подготовки большого количества офицеров высокой квалификации для бронетанковых, химических, инженерных войск, войск связи и др. С этой целью в 30-е гг. были созданы военные академии: моторизации и механизации Красной Армии (ныне Военная академия бронетанковых войск им. Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского в Москве), Военно-транспортная им. Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко (до 1938 в Москве, затем в Ленинграде), Военно-химическая (в Москве) и Военно-электротехническая (ныне Военная академия связи в Ленинграде). В это же время на базе соответствующих факультетов Военно-технической академии РККА были организованы Артиллерийская (с 1934 им. Ф. Э. Дзержинского в Москве) и Военно-инженерная (с 1935 им. В. В. Куйбышева в Москве) академии. В 1935 открылась Военно-хозяйственная академия (в Харькове, в последующие годы называемая Академией тыла и снабжения; в 1956 объединена с Военно-транспортной академией и получила название — Военная академия тыла и транспорта), в 1936 — Академия Генерального штаба (ныне Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил им. К. Е. Ворошилова в Москве), в 1941 — Военно-воздушная академия им. А. Ф. Можайского (в Ленинграде).

  Бурное развитие военной науки и техники после 2-й мировой войны, появление ракетно-ядерного оружия, приведшего к революции в военном деле, потребовали подготовки военных кадров высокой квалификации по ряду новых специальностей.

  Военные академии комплектуются, как правило, офицерами, окончившими соответствующие военные училища и имеющими установленный стаж практической работы в войсках. Отбор кандидатов производится по конкурсу. Средний возраст поступающих в академии по командным, политическим и некоторым другим специальностям — до 32 лет, по инженерным — не старше 28 лет.

  Высшие военные училища (общевойсковые, политические, танковые, инженерные, авиационные, военно-морские и др.) готовят офицеров с высшим специальным образованием для замещения командных, политических, инженерно-технических и других должностей в различных видах Вооружённых Сил, родах войск и в специальных войсках. Большинство высших военных училищ было организовано в 50—60-е гг., как правило, на базе средних специальных военных училищ. Старейшими высшими военными училищами являются основанные в первые годы Советской власти Московское общевойсковое им. Верховного Совета РСФСР, Ленинградское общевойсковое им. С. М. Кирова, Калининградское военно-инженерное им. А. А. Жданова, Тульское артиллерийское им. Тульского Пролетариата, Военно-морское им. М. В. Фрунзе, Военно-морское инженерное им. Ф. Э. Дзержинского (оба в Ленинграде) и др. Комплектуются высшие военные училища военнослужащими срочной и сверхсрочной службы, гражданской молодёжью в возрасте до 23 лет, имеющими среднее общее или специальное образование, выпускниками суворовских и нахимовского училищ. В некоторые из высших военных училищ (с 5-летним сроком обучения) принимаются офицеры в возрасте до 28 лет. Военный институт иностранных языков (основан в 1963 в Москве) выпускает военных переводчиков-референтов для Вооружённых Сил. Институт комплектуется гражданской молодёжью и военнослужащими срочной и сверхсрочной службы в возрасте до 23 лет.

  Военные факультеты при гражданских вузах готовят военные кадры с высшим военно-специальным образованием (медицинским, финансовым и др.). Военные факультеты начали создаваться ещё в 20—30-е гг. при ведущих вузах Москвы и Ленинграда, например, факультет воздушных сообщений при Ленинградском институте инженеров путей сообщения, военно-ветеринарный факультет при Московском зооветеринарном институте (позднее Ветеринарная академия), военные факультеты при Московском гидрометеорологическом институте и Государственном центральном институте физической культуры (в Москве) и др. К началу 70-х гг. военные факультеты существовали при Горьковском, Саратовском, Куйбышевском и Томском медицинских институтах, Московском финансовом институте, Ленинградском институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта и при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В зависимости от профиля факультеты комплектуются офицерами, рядовым и сержантским (старшинским) составом, а также гражданской молодёжью. Обучающиеся на военных факультетах наряду с высшим военно-специальным образованием получают знания в полном объёме программ соответствующих вузов. Срок обучения в высших Военно-учебные заведения, как правило, 3—4 г. для офицеров и 5 лет для других категорий слушателей.

  Военные училища ПВО, авиационно-технические, строительные, финансовые и другие (созданные в 30-е гг. в основном на базе соответствующих военных школ) — средние специальные учебные заведения, которые готовят командные, технические и специальные кадры со средним военным и военно-специальным образованием. Училища комплектуются в добровольном порядке военнослужащими (солдатами, матросами, сержантами, старшинами) и гражданскими лицами в возрасте до 23 лет, имеющими общее среднее образование. За период обучения (3 г.) курсанты получают военные, политические и специальные знания, а также необходимые практические навыки по специальности. Выпускники военных училищ после установленного срока командной или другой работы в Вооружённых Силах пользуются правом поступления в высшие Военно-учебные заведения

  Окончившим Военно-учебные заведения выдаются дипломы общесоюзного образца о высшем (или среднем) военном или военно-специальном образовании, нагрудные знаки и присваиваются офицерские звания (лицам, не имеющим их).

  Подготовка научных и преподавательских кадров для Военно-учебные заведения осуществляется через адъюнктуру. Среди преподавателей и научных сотрудников Военно-учебные заведения — генералы и офицеры высшей квалификациипрофессора и доктора наук (военных, исторических, технических, медицинских и др.), доценты, кандидаты наук, многие из которых имеют большой боевой и войсковой опыт (некоторые общенаучные и общеинженерные дисциплины преподаются гражданскими лицами, как правило, с учёными степенями и званиями).

  К Военно-учебные заведения относятся также суворовские и нахимовское военные училища, которые готовят воспитанников для поступления в высшие Военно-учебные заведения (см. Нахимовское училище, Суворовское училище).

Помимо Военно-учебные заведения, подготовка и переподготовка офицерского состава осуществляется на различного рода курсах. Старейшими из них являются Высшие офицерские курсы «Выстрел» им. Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова.

  Младший командный состав (сержанты, старшины) для различных родов войск и специальных войск подготавливается в войсковых (флотских) учебных подразделениях и частях. Курсантам, успешно прошедшим учебную программу, присваиваются сержантские звания, они назначаются на штатные должности командиров отделений, механиков-водителей боевых машин, младших авиационных специалистов и др.

  Обучение и воспитание военных кадров в Военно-учебные заведения, совершенствование системы военного образования направляется министерством обороны СССР с учётом указаний министерства высшего и среднего специального образования СССР по вопросам учебно-методической и научно-исследовательской работы, подготовки научно-педагогических кадров и др.

  В социалистических странах — Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии — подготовка командных, политических, инженерно-технических и специальных кадров высшей и средней квалификации по всем специальностям, необходимым для вооружённых сил, осуществляется в военных академиях, высших и средних военных училищах. Срок обучения в военных академиях — 3—5 лет, высших и средних училищах —2—4 г. Академии являются также основными центрами подготовки военно-научных и военно-педагогических кадров; в них же разрабатываются военно-теоретические проблемы.

  В капиталистических странах существуют различного типа высшие и средние специальные Военно-учебные заведения — академии, институты, колледжи, училища, школы, которые комплектуются преимущественно из представителей правящих классов. В США офицерские кадры с высшим военным образованием готовят командно-штабные и военные колледжи (армии, ВВС, ВМС), комплектуемые, как правило, офицерами (срок обучения в основном около одного года). Усовершенствование высшей военной подготовки офицеров и генералов осуществляется в Объединённом штабном колледже вооружённых сил США, Национальном военном колледже, Военно-промышленном колледже. Офицеров для вооружённых сил США выпускают военные училища, которые имеются в сухопутных войсках, военно-воздушных и военно-морских силах. Комплектуются училища гражданской молодёжью и военнослужащими, не имеющими офицерских званий, срок обучения до 4 лет. Для специализированной подготовки офицеров, окончивших училища, организованы школы (курсы и учебные центры) видов вооружённых сил и родов войск. В Великобритании высшая военная подготовка офицеров ведётся в колледжах сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, а усовершенствование — в Имперском колледже обороны и в Объединённом штабном колледже; во Франции — в высших (военной, штабной, инженерной, связи, оружия и др.) школах, усовершенствование — в институте военных исследований национальной обороны; в ФРГ — в академии вооружённых сил. Срок обучения до 3 лет. Офицеров для вооружённых сил в Великобритании, Франции и ФРГ, так же как и в США, готовят военные училища (срок обучения до 4 лет).

  В. М. Конопляник.

Так же Вы можете узнать о...


Гульдин Пауль Гульдин (Guldin) Пауль (12.6.1577, Санкт-Галлен, — 3.
Катандуанес (Catanduanes), остров в архипелаге Филиппинских островов.
Манфалути Мустафа Лутфи Манфалути, аль- (1876, Манфалут, Верхний Египет, — 1924, Каир), египетский писатель.
Пашкевич Василий Васильевич [29.12.1856(10.1.
Серебрянка (сталь) Серебрянка, прутковая сталь с чистой, гладкой и светлой поверхностью (шлифованная, иногда полированная), имеющая круглое сечение диаметром 0,2—25 мм и характеризующаяся большой точностью размеров.
Феникс (раст. сем. пальм) Феникс, род растений семейства пальм; то же, что финиковая пальма.
Агрессия (от лат. aggressio — нападение), понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства или народа (нации).
Взаимосвязь, взаимная обусловленность существования компонентов действительности друг другом, взаимная зависимость их отдельных характеристик.
Ереванская картинная галерея . Картинная галерея Армении, основана в 1921 как отдел Государственного музея Армении (в 1931—35 отдел Культурно-исторического музея Армении, в 1935—47 самостоятельный Музей изобразительных искусств).
Кошляков Николай Сергеевич [11(23).7.1891, Петербург, — 23.
Мякотин Венедикт Александрович (1867, Гатчина, — 1937, Прага), русский историк, публицист.
Проталлий (от греч. pro — впереди, раньше и thallos — отпрыск, ветвь), половое поколение (гаметофит) у папоротников, хвощей, плаунов, селагинелл; то же, что заросток.
Сумкино, посёлок городского типа в Тюменской области РСФСР, подчинён Тобольскому горсовету.
Чебоксарская ГЭС, одна из ГЭС Волжского каскада у г.
Балансная схема, схема электрической цепи, действие которой основано на геометрическом равновесии (балансе) протекающих по ней токов (напряжений) или нарушении этого равновесия при изменении какого-либо её параметра или частоты питающего цепь тока (напряжения).
Гипсовая повязка, быстро отвердевающая повязка, широко применяемая для иммобилизации (обездвижения) при лечении повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата.