Герасимов Сергей ВасильевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Герасимов Сергей Васильевич [14(26).9.1885, Можайск, ныне Московской обл., — 20.4.1964, Москва], советский живописец, народный художник СССР (1958), доктор искусствоведения (1956), действительный член АХ СССР (1947). Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1901—07) и Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1907—12) у С. В. Иванова и К. А. Коровина. В первые годы Советской власти Герасимов Сергей Васильевич участвовал в оформлении революционных массовых празднеств в Москве. В 1920-х — начале 30-х гг. писал простые по композиции и почти монохромные портреты и жанровые картины, главным образом из жизни крестьянства, запечатлев трудный процесс становления новой жизни («Крестьянка с петухом», 1924, Русский музей, Ленинград; «Фронтовик», 1926, Третьяковская галерея). Герасимов Сергей Васильевич обращался к историко-революционным темам, решая их в монументально-эпическом плане («Клятва сибирских партизан», 1933, Русский музей). В середине 1930-х гг. живописная манера Герасимов Сергей Васильевич меняется; и в жанровых картинах, среди которых выделяется насыщенностью, ликующей мажорностью цвета «Колхозный праздник» (1937, Третьяковская галерея), и в пейзажах, занявших важное место в творчестве художника, он обращается к традициям русской пленэрной живописи. С. В. Герасимов. С. В. Герасимов. «Венеция. Утро». 1956. Горьковский художественный музей. С. В. Герасимов. «Колхозный сторож». 1933. Третьяковская галерея. Москва. С. В. Герасимов. «Колхозный праздник». 1937. Третьяковская галерея. Москва. С. В. Герасимов. «Фронтовик». 1926. Третьяковская галерея. Москва. С. В. Герасимов. «Клятва сибирских партизан». 1933. Русскии музей. Ленинград. Пейзажи Герасимов Сергей Васильевич, одного из лучших сов. пейзажистов, замечательны поэтичностью, тонким ощущением жизни природы, гармонией и свежестью колористических решений («Зима», 1939, «Лёд прошёл», 1945, серия «Можайские пейзажи», в том числе «У переправы» и «Овсы», 1954, — все в Третьяковской галерее). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Герасимов Сергей Васильевич создал проникнутую патриотическим пафосом картину «Мать партизана» (1943, частично переработана в 1949—50, Третьяковская галерея); из тематических картин послевоенного периода наиболее значительна картина «За власть Советов» (1957, Третьяковская галерея). Исполнил иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова, А. М. Горького и др. Преподавал в Московском Вхутемасе-Вхутеине (1920—29), Московском полиграфическом институте (1930—36), Московском художественном институте (1936—50), Московском высшем художественно-промышленном училище (1950—64). Первый секретарь Правления Союза художников СССР в 1958—64. Ленинская премия (1966). Награжден 2 орденами, а также медалями. С. В. Герасимов. Петр и Наталья. Иллюстрация к роману А. М. Горького «Дело Артамоновых». Акварель. 1950. Литературный музей. Москва. С. В. Герасимов. «Пошли». Иллюстрация к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Чёрная акварель. 1933—35. Третьяковская галерея. Москва. С. В. Герасимов. «Мать партизана». 1943. Частично переработана в 1949—50. Третьяковская галерея. Москва. С. В. Герасимов. «Лёд прошёл». 1945. Третьяковская галерея. Москва.
Лит.: Разумовская С., С. В. Герасимов, М., 1936; Галушкина А. С., С. В. Герасимов, Л., 1964; Выставка произведений народного художника СССР С. В. Герасимова¼ Каталог, М., [1966].
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|