Джорджоне

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДЖА
ДЖВ
ДЖЕ
ДЖИ
ДЖО
ДЖУ
ДЖХ
ДЖЭ
ДЖЯ

Джорджоне (Giorgione) (собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко; Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477, Кастельфранко, Венето, — сентябрь или октябрь 1510, Венеция), итальянский живописец венецианской школы, один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Учился, вероятно, у Джованни Беллини. Был близок к кругу венецианских гуманистов. Славился также как певец и музыкант. В 1507—08 участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры).

Джорджоне. «Спящая Венера». Картинная галерея. Дрезден. Джорджоне.

Джорджоне. «Спящая Венера». Картинная галерея. Дрезден.

  Основная область творчества Джорджоне — светская станковая живопись, впервые получившая у него преобладающее значение. Уже в ранних произведениях, выполненных до 1505 («Поклонение пастухов», Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Мадонна со св. Франциском и Либералием», собор в Кастельфранко; «Юдифь»), проявляется главная особенность искусства Джорджоне — поэтическое представление о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил, присутствие которых раскрывается не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворённости. Ощущение скрытого дыхания жизни в природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произведениях Джорджоне 1506—1510-х гг. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности («Гроза», Галерея Академии, Венеция; «Три философа», Художественно-исторический музей, Вена). Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую эмоциональную окраску выполненных им портретов [портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем; женский портрет (так называемая «Лаура»), Художественно-исторический музей, Вена; портрет А. Броккардо, Музей изобразительных искусств, Будапешт], а также его интерес к самостоятельной выразительности природы, подготовивший формирование нового живописного жанра — пейзажа. В поздних произведениях Джорджоне («Спящая Венера»; «Сельский концерт», Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника — гармоничное единство человека и природы. Её воплощению служат открытия Джорджоне в области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи. Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила современные ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюблённость в красоту человека и земного бытия. Художественное наследие Джорджоне оказало преобразующее воздействие на венецианскую живопись 16 в. и положило начало периоду её яркого расцвета. Достижения Джорджоне были восприняты многими современниками художника (Джованни Беллини, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старшим и др.) и получили дальнейшее развитие в творчестве его ученика Тициана.

 

  Лит.: Смирнова И. А., Джорджоне, М., 1955; её же, Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964, с. 27—42; Лазарев В. Н., Выставка «Джорджоне и джорджонески» в Венеции, «Искусство», 1956, №1; Venturi L., Giorgione e il giorgionismo, Mil., 1913; Zampetti P., Giorgione e i giorgioneschi. Catalogo della mostra, Venezia, 1955; Baldass L., Heinz G., Giorgione, W. — Münch., 1964.

  М. И. Свидерская.

 

Так же Вы можете узнать о...


«Союз Союзов», политическая организация либерально-буржуазной интеллигенции России, объединявшейся в период 1-й русской Революции 1905—07 в профессиональные по форме, политические по существу союзы.
Шпала Вацлав Шпала (Špála) Вацлав (24.
Вёрингфоссен, Вёрингфосс (Veringfoss), водопад на З.
Испания Дальняя (Hispania Ulterior), римская провинция на юго-западном побережье Испании; образована в 197 до н.
Метон (Meton) (р. около 460 до н. э. — г. смерти неизвестен), древнегреческий астроном и математик.
Раич Йован Раич (Pajић) Йован (11.11.1726, Сремски-Карловци, — 11.
Усинская котловина, межгорное понижение в Зап.
Архегониальные растения (Archegoniatae), растения, имеющие женский половой орган в форме архегония.
Даровской, посёлок городского типа, центр Даровского района Кировской обл.
Кречетов Федор Васильевич (р. в начале1740-х гг.
Остеодисплазия (от остео... и греч. dys — приставка, означающая затруднение, нарушение, plásis — образование, формирование), группа заболеваний (чаще врождённых) костной ткани, характеризующихся нарушением образования различных отделов скелета.
Сосудистая оболочка, хориоидея, соединительнотканная оболочка глаза, расположенная между сетчаткой и склерой; через неё метаболиты и кислород поступают из крови в пигментный эпителий и фоторецепторы сетчатки.
Школьный театр, театр, возникший в учебных заведениях Западной Европы в эпоху средневековья как средство изучения латинского языка и воспитания; впоследствии был использован для утверждения католицизма и протестантизма.
Верхняя Тура, город в Свердловской области РСФСР, в верховьях р.
Ирасек Алоис Ирасек, Йирасек (Jirasek) Алоис (23.8.1851, Гронов, — 12.
Месдаг Хендрик Виллем Месдаг (Mesdag) Хендрик Виллем (23.2.1831, Гронинген, — 10.
Радиомонтаж, см. Монтаж радиоэлектронной аппаратуры.
Упрочнение в технологии металлов, повышение сопротивляемости материала заготовки или изделия разрушению или остаточной деформации.