Тициан

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТИА
ТИБ
ТИВ
ТИГ
ТИД
ТИЕ
ТИЗ
ТИЙ
ТИК
ТИЛ
ТИМ
ТИН
ТИО
ТИП
ТИР
ТИС
ТИТ
ТИУ
ТИФ
ТИХ
ТИЦ
ТИЧ
ТИШ
ТИЩ

Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, — 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536—37), Урбино (1542—44), Риме (1545—46) и Аугсбурге (1548 и 1550—51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Его искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи.

Тициан. «Пастух и нимфа». 1570-е гг. Художественно-исторический музей. Вена. Тициан.

Тициан. «Пастух и нимфа». 1570-е гг. Художественно-исторический музей. Вена.

Тициан. Оплакивание Христа». 1573—76. Галерея Академии. Венеция. Тициан.

Тициан. Оплакивание Христа». 1573—76. Галерея Академии. Венеция.

Тициан. «Вакханалия». Начало 1520-х гг. Прадо. Мадрид. Тициан.

Тициан. «Вакханалия». Начало 1520-х гг. Прадо. Мадрид.

Тициан. Портрет папы Павла III. 1543. Национальный музей и галереи Каподимонте. Неаполь. Тициан.

Тициан. Портрет папы Павла III. 1543. Национальный музей и галереи Каподимонте. Неаполь.

Тициан. Автопортрет. 1560-е гг. Фрагмент. Прадо. Мадрид. Тициан.

Тициан. Автопортрет. 1560-е гг. Фрагмент. Прадо. Мадрид.

  Ранние произведения Тициан, относящиеся к началу 1510-х гг. («Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго; «Христос и Магдалина», Национальная галерея, Лондон; так называемая «Цыганская мадонна», Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Тициан вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 1515—16, Галерея Боргезе, Рим; «Флора», около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; «Динарий кесаря», 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм («Мужской портрет», Национальная галерея, Лондон; «Юноша с перчаткой», около 1520, Лувр, Париж).

Тициан.  «Любовь земная и небесная». Около 1515—16. Галерея Боргезе. Рим. Тициан.

Тициан.  «Любовь земная и небесная». Около 1515—16. Галерея Боргезе. Рим.

Тициан. «Динарий кесаря». 1518. Дрезденская картинная галерея. Тициан.

Тициан. «Динарий кесаря». 1518. Дрезденская картинная галерея.

  Конец 1510-х—1530-е гг. — новый период в творчестве Тициан, во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520—30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики («Вознесение Марии», около 1516—18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен («Празднество Венеры», 1518, Прадо, Мадрид; «Вакх и Ариадна», 1523, Национальная галерея, Лондон; «Положение во гроб», 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали («Введение во храм», 1534—1538, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна семьи Пезаро», 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; «Венера Урбинская», 1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Тициан. «Вакх и Ариадна». 1523. Национальная галерея. Лондон. Тициан.

Тициан. «Вакх и Ариадна». 1523. Национальная галерея. Лондон.

  Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициан С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Тициан находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Тициан в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. Доминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Тициан — «Ипполито Медичи» (1532—33), так называемый «Ла белла» (около 1536), «Пьетро Аретино» (1545) — все в Галерее Палатина, Флоренция, «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545—46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), «Карл V» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), «Карл V в сражении при Мюль Берге» (1548, Прадо, Мадрид) и др.

Тициан. «Ла белла». 1536. Галерея Палантина. Флоренция. Тициан.

Тициан. «Ла белла». 1536. Галерея Палантина. Флоренция.

  С середины 16 в. начался поздний период творчества Тициан В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Тициан, отличающихся богатством колористического и композиционного решений («Даная», около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; «Венера и Адонис», 1554, Прадо, Мадрид; «Воспитание амура», около 1565, Галерея Боргезе, Рим; «Венера перед зеркалом», 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Похищение Европы», около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.

  Написанные в поздний период творчества картины Тициан на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни («Св. Иероним», около 1552, Лувр, Париж; «Положение во гроб», 1559, Прадо, Мадрид; «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; «Св. Себастьян», Эрмитаж, Ленинград; «Коронование терновым венцом», Старая пинакотека, Мюнхен; «Оплакивание Христа», 1573—76, Галерея Академии, Венеция, и др.).

  Отличительное свойство поздних работ Тициан — их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициан переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Тициан свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Тициан тщательно изучали художники различных стран и эпох — Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.

  Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.

 

  Лит.: Гурвич Н. А., Тициан, Л., 1940; Тициано Вечеллио. [Сост. и вступ. ст. Тициан Фомичевой], М., 1960; Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964; Лазарев В. Н., Поздний Тициан, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 403—445; Waldmann E., Tizian, В., 1922; Gronau G., Tizian, B., 1930; Hetzer Th., Tizian. Geschichte seiner Farbe, Fr./M., [1935]; Tietze H., Titian. The paintings and drawings, L., 1950; Pallucchini R., Tiziano, v. 1-2, Bologna, 1953—54 (нов. изд. — Firenze, 1969); Wethey H. E., Paintings of Titian, v. 1-2, L., 1969—71; Panofsky E., Problems in Titian, mostly iconographic, L., 1970.

  В. Н. Лазарев.

 

Так же Вы можете узнать о...


Али-Заде Абдулкерим Али-оглы (р. 11.1.1906, селение Бельгя бывшего Бакинского уезда), советский востоковед, специалист по средневековой истории Азербайджана и сопредельных стран.
Вымокание растений, гибель озимых хлебов или других зимующих культур (например, многолетних трав) вследствие нарушения дыхания при застое воды на поле.
Индеец (лат. Indus), созвездие Южного полушария неба, наиболее яркая звезда, имеет блеск 3,1 визуальной звёздной величины.
Ловчий, 1) придворная должность, с 16 в. — чин в русском феодальном обществе, с 18 в.
«Палинодия» (греч. Palinodia, буквально — отречение, от pálin — обратно, против и ode — песнь, лирическое стихотворение), «Книга обороны», памфлет против Брестской унии 1596.
Си, один из музыкальных звуков, VII ступень основного до-мажорного диатонического звукоряда (см.
Фотоэлектронный умножитель (ФЭУ), электровакуумный прибор, в котором поток электронов, эмитируемый фотокатодом под действием оптического излучения (фототок), усиливается в умножительной системе в результате вторичной электронной эмиссии; ток в цепи анода (коллектора вторичных электронов) значительно превышает первоначальный фототок (обычно в 105 раз и выше).
Антисептические средства, антисептики, химические вещества, обладающие противомикробным действием.
Гелиакический восход звезды, гелический восход звезды (от греч.
Кавендишская лаборатория, физическая лаборатория при Кембриджском университете (Великобритания).
Мак-Таггарт Джон Эллис Мак-Таггарт (McTaggart) Джон Эллис (3.9.1866, Лондон, — 18.
Переправочные средства, табельные (штатные), местные и подручные средства, используемые для переправы войск и боевой техники при преодолении водных преград.
Смитсонит [от имени английского химика и минералога Дж.
Химическая промышленность, одна из отраслей тяжёлой промышленности, материально-техническая база химизации народного хозяйства.
Атланта (Atlanta), город в США, административный центр штата Джорджия.
Гладь трикотажная (кулирная, однофонтурная), наиболее простое и распространённое трикотажное переплетение, при котором на лицевой стороне трикотажа видны прямые отрезки нитей, соединяющих дуги петель, а на изнанке — только дуги.