Дицген ИосифБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
И. Дицген. Дицген (Dietzgen) Иосиф (9.12.1828, Бланкенберг, — 15.4.1888, Чикаго), немецкий рабочий-кожевник, философ, самостоятельно пришедший к идее материалистической диалектики. Преследуемый за революционную деятельность, Дицген Иосиф в 1848 эмигрировал в США; жил в России (1864—1869), где работал мастером на кожевенном заводе в Петербурге. В 1869 вернулся в Германию. Философскую эрудицию приобрёл самообразованием. Материализм и атеизм Дицген Иосиф формировались главным образом под влиянием Л. Фейербаха, а после 1867 — под воздействием К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1869 Дицген Иосиф член Социал-демократической партии, организатор одной из секций 1-го Интернационала в Германии. В 1870—88 сотрудничал в социал-демократических газетах Германии и США. Первый философский опыт Дицген Иосиф — «Сущность головной работы человека» (1869, рус. пер. 1902) — получил высокую оценку Маркса и Энгельса. Дицген Иосиф принадлежит ряд работ по философии и политэкономии (см. «Мелкие философские статьи», 2 изд., 1913). Последние годы жизни Дицген Иосиф посвятил разработке главным образом теории познания. В своих произведениях Дицген Иосиф выступал как воинствующий материалист, противник философской метафизики и религии. Однако философские построения Дицген Иосиф не всегда были последовательными, что в обстановке теоретической борьбы внутри 2-го Интернационала дало философам махистского толка основание противопоставить «дицгенизм» марксистской философии (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 261). Так, в ряде случаев Дицген Иосиф формулировал тождество материи и сознания, априоризм отдельных понятий, преувеличивал степень относительности знания, что приводило его к агностицизму. Диалектика Дицген Иосиф не сложилась в целостную систему; Дицген Иосиф не удалось раскрыть диалектику как теорию познания. Критикуя ошибки Дицген Иосиф, Ленин высоко ценил его как одного из «... выдающихся социал-демократических писателей-философов Германии» (там же, т. 23, с. 117).
Соч.: Sämtliche Schriften, Bd 1-3, Stuttg., 1920; Ausgewählte Schriften, B., 1954; в рус. пер. — Избранные философские сочинения, М., 1941.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, 2, 3 (см. указатель имен); Андреев Н., Диалектический материализм и философия Иосифа Дицгена, «Современный мир», 1907, №11; Волкова В., Иосиф Дицген, М., 1961.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|