Духовные учебные заведения

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ДА ДВ ДД ДЕ ДЁ ДЖ ДЗ ДИ ДЛ ДМ ДН ДО ДП ДР ДУ ДХ ДЫ ДЬ ДЭ ДЮ ДЯ
ДУА
ДУБ
ДУВ
ДУГ
ДУД
ДУЖ
ДУЗ
ДУИ
ДУЙ
ДУК
ДУЛ
ДУМ
ДУН
ДУО
ДУП
ДУР
ДУС
ДУТ
ДУУ
ДУХ
ДУЧ
ДУШ
ДУЭ

Духовные учебные заведения, готовят служителей религиозных культов и дают теологическое образование. Появились в древних государствах с выделением общественных групп — жречества и духовенства, и усложнением культовых обрядов и ритуалов, знанием которых можно было овладеть только годами ученичества.

  Первые Духовные учебные заведения возникли при храмах Древнего Египта и Древней Вавилонии (2-е тысячелетие до н. э.) для подготовки жрецов (см. Жреческие школы). В середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии и в рабовладельческих государствах Центральной и Средней Азии появились буддийские монастыри, многие из которых становились учебными заведениями. В Индии, помимо монастырских школ буддизма и его разновидности — ламаизма, существовали кастовые школы брахманов, выпускники которых нередко становились профессиональными жрецами. С возникновением христианства (середина 1 в.) появились Духовные учебные заведения нового типа: в Александрии (Египет) — первая катехизическая школа (конец 2 в.), в Иерусалиме, Риме и др. городах Римской империи — епископские школы и школы экзегетов (истолкователей Священного писания). Постепенно сложилась система Духовные учебные заведения: архиерейские (епископские), катехизические, монастырские пасторско-монашеские школы, школы-общежития при монастырях. В византийский период возникают духовные семинарии армяно-григорианской и грузинской церквей. Духовные учебные заведения католицизма мало отличались от духовных школ православия и имели строго выраженную религиозную и профессиональную направленность. С организацией университетов (11—12 вв.) в них стали учреждаться богословские факультеты. В начале 15 в. такие факультеты имелись в 18 из 46 университетов Западной Европы. Католическая церковь создала сеть теологических университетов — в Болонье, Оксфорде, Кёльне, Лувене и др. Высшим богословским центром считался Парижский университет (Сорбонна, основан в 1253). Позднее сложились следующие типы Духовные учебные заведения: богословские университеты и академии, теологические факультеты при светских университетах, семинарии, колледжи, коллегиумы. В католическом Риме были основаны Грегорианский (16 в.), Урбанианский (17 в.) и др. университеты, папская академия паук (1603), церковная академия (1701). В 16 в. создаются Духовные учебные заведения протестантских церквей — богословские университеты, теологические факультеты при светских вузах, духовные академии и семинарии, колледжи и пастырские школы. Первые упоминания о Духовные учебные заведения мусульманствамедресе — относятся к 9 в. Система образования в медресе в течение многих веков включала как теологические, языковые и религиозно-юридические предметы, так и философию, прикладные науки, но затем она приобрела строго профессиональную направленность. Исключение составляли отдельные мусульманские университеты.

  В России Духовные учебные заведения ведут начало с 1030, когда по указу Ярослава Мудрого при епископской кафедре в Новгороде было основано училище православных священников. Однако в последующие столетия Духовные учебные заведения не получили развития. Подготовка клириков православной церкви осуществлялась в немногих братских школах при монастырях, отдельных школах при архиерейских домах. Единственной богословской школой была Киевская духовная академия (основана в 1632). В конце 17 в. в Москве основана монастырская школа, а затем на её базе — Славяно-греко-латинская академия. Развитию духовного образования способствовал изданный Петром I «Регламент Духовной коллегии» (1721), который обязал епископов «иметь в своих домах школы для приготовления священников». Эти Духовные учебные заведения получили название архиерейских школ. Во 2-й четверти 18 в. архиерейские школы с 8-летней программой обучения стали называться семинариями (17 в 1740). Одна из первых семинарий основана Феофаном Прокоповичем в Петербурге (1725), затем семинарии открылись в Москве, Новгороде, Ростове, Чернигове и Тобольске. К началу 19 в. в России было 37 семинарий и 76 низших архиерейских школ. С конца 18 в. подготовка служителей культа осуществлялась в Петербургской и Казанской духовных академиях (обе основаны в 1797), в 1809 они получили статут высшего Духовные учебные заведения С 1814 стала действовать Московская духовная академия, реорганизованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1913 функционировало 4 академии (около 1 тыс. студентов), 57 духовных семинарий (22 тыс. учащихся), 186 духовных училищ (24 тыс. учащихся), а также 85 женских Духовные учебные заведения Кроме того, в России существовали римско-католическая академия, католические коллегии и семинарии, протестантский богословский факультет Юрьевского университета, мусульманские учебные заведения в Казани, Уфе, Оренбурге, Ташкенте, Бухаре и др. В отличие от др. стран, духовное образование осуществлялось в России только в Духовные учебные заведения; богословских (теологических) факультетов в составе русских университетов не было (богословие и церковная история изучались на всех факультетах университетов наряду с др. обязательными учебными дисциплинами).

  Современные зарубежные Духовные учебные заведения подразделяют на 4 основные группы: богословские университеты, институты, академии и теологические факультеты при светских вузах, дающие высшее образование (часто с присвоением степеней бакалавра, кандидата, магистра, доктора); богословские семинарии, колледжи, медресе, высшие теологические и коранические школы — среднее образование; библейские, катехизические, коранические, монастырские и иные школы, готовящие церковнослужителей низшего звена. Наибольшее количество разнообразных Духовные учебные заведения имеют мировые религии — буддизм, ислам, христианство.

  Подготовку высших служителей культа и специалистов в области буддийской философии, истории, литературы осуществляют буддийские университеты и институты: институты в Наланде (Индия), Мандалае (Бирма), Пномпене (Камбоджа) и университеты Видьодая и Видьяланкара (Цейлон), Киото (Япония).

  Основным типом мусульманских Духовные учебные заведения являются медресе, которые выпускают служителей ислама. В ряде стран имеются исламские университеты: Азхар (Египет), Зейтун (Тунис), готовящие кадры духовенства для многих арабских стран и мусульманской Африки, Алигархский (Индия), Пенджабский (Пакистан), Анкарский (Турция) и др. В ряде национальных университетов существуют исламские теологические факультеты, специальные факультеты по изучению исламских догматов, вероучения шариата, философии и религиозной мысли.

  Самую большую сеть Духовные учебные заведения всех типов имеет католическая церковь: семинарии и лицеи; теологические университеты и факультеты при государственных университетах, дающие высшее богословское образование, не обязательно связанное принятием сана; понтификальные (папские) академии и специального высшего типа учебные заведения, готовящие прелатов высшего ранга, церковных дипломатов, руководящие и научные кадры церкви и др. Крупнейший центр подготовки служителей культа — Рим, где действует 11 богословских папских университетов и институтов (1970). Наиболее известны понтификальные (папские) университеты: Грегорианский, Урбанианский, Латеранский. В Риме 9 понтификальных академий, 29 семинарий и 94 колледжа. Во многих учебных заведениях ведётся подготовка миссионеров. В Италии (кроме Рима) более 60 Духовные учебные заведения различных монашеских орденов, десятки монастырских школ и региональных семинарий.

  Католическая церковь имеет свои Духовные учебные заведения во многих странах Западной Европы, Азии, Африки и Австралии. Только одна так называемая Священная конгрегация пропаганды веры при Ватикане финансирует 445 семинарий, в которых в 1969 обучалось свыше 34 тыс. чел. В разных городах США «Общество Иисуса» (орден иезуитов) имеет 28 университетов и колледжей. В ФРГ насчитывается до 30 философско-богословских орденских высших школ. Подготовкой священников в ФРГ занимаются 25 специальных учебных заведений, 8 теологических факультетов, 9 философско-теологических школ и 34 теолого-философских учебных заведения. Папский миссионерский институт ФРГ содержит в странах Азии, Африки и Латинской Америки около 70 семинарий. В 1960-е гг. католической церковью была создана широкая сеть Духовные учебные заведения в развивающихся странах Азии. В Африке в 1970 было свыше 30 теологических институтов, семинарий и лицеев.

  Протестантская церковь имеет Духовные учебные заведения разных типов: в 1970 только в Западной Европе насчитывалось свыше 100 духовных семинарий, теологических колледжей, богословских училищ и школ, до 70 духовных академий, университетов и теологических факультетов. Американский церковный справочник «1969 yearbook of Americеn churches» перечисляет 888 наименований Духовные учебные заведения разных религий, из которых более половины готовят протестантских служителей культа. Так, баптистская церковь имеет 35 учебных заведений, лютеранская — 17, пресвитерианская — 17. В Африке действуют более 100 теологических семинарий, колледжей, богословских и библейских школ, готовящих служителей культа из местного населения.

  В Греции служителей культа готовят в Высшей богословской школе на острове Халки, на богословских факультетах университетов (Афины, Салоники) и в 3 семинариях. В Финляндии действует духовная семинария в Куопио, в Ливане — Бельментская семинария в Триполи, на Кипре — семинария в Никосии, в США — греческая богословская школа в Бруклине, православный богословский институт в Грествуде и семинарии в Джонстауне и Джорданвилле.

  В Индии действуют Старая семинария в Коттаяме, всехристианский колледж в Бенгалуру и Серампурский всехристианский университет; в Эфиопии — богословский колледж в Аддис-Абебе, дающий высшее образование, и несколько средних богословских школ. Коптская церковь в Египте готовит кадры на богословском факультете Александрийского университета. В Ливане действует богословская армянская семинария в Бейруте.

  В США, некоторых странах Западной Европы и Ближнего Востока существуют иешиботы, готовящие служителей иудейского культа и учёных — талмудистов.

  Богословское образование католицизма, протестантизма и др. религий переживает кризис; сокращается количество духовных школ. Это особенно заметно в религиях и церквах, действующих в социалистических странах. Функционируют: в НРБ — духовная академия и семинария; в ВНР — реформатская, лютеранская и католическая академии в Будапеште, реформатская в Дебрецене и семинарии; в ГДР — богословские факультеты, при ряде университетов, теологические, катехизические семинарии, колледжи и духовные школы; в ПНР — христианская и католическая академии в Варшаве, теологические факультеты и семинарии; в СРР — богословские институты в Бухаресте и Сибиу, протестантский в Сибиу и семинарии; в ЧССР — богословские факультеты в Праге, Братиславе, Прешове, богословские школы и училища; в СФРЮ — богословский факультет в Белграде, православные и протестантские семинарии, монашеская школа.

  Духовные учебные заведения в религиях СССР. В 1970 подготовку духовенства для русской православной церкви осуществляли Московская (в Загорске) и Ленинградская духовные академии и духовные семинарии в Загорске, Ленинграде и Одессе. При Московской академии имеются сектор заочного образования по курсу семинарии и академии и аспирантура. Выпускники академии и приходское духовенство, имеющее высшее богословское образование, после защиты соответствующих диссертаций получают степени магистра и доктора богословия. В составе слушателей Духовные учебные заведения имеются священники из зарубежных стран. Средними Духовные учебные заведения являются пастырско-богословские курсы грузинской православной церкви (Мцхета Грузинской ССР); протестантские теологические курсы (Таллин и Рига), готовящие пасторов и проповедников, католические духовные семинарии и теологические курсы (Каунас и Рига); библейские курсы евангельских христиан-баптистов (Москва), иешибот — школа по подготовке служителей иудейского культа при Московской хоральной синагоге. Мусульманское духовенство готовится в Высшей духовной школе (Ташкент) и в медресе Мири-Араб (в Бухаре), имеющем 7-летний срок обучения. Армянская церковь имеет духовную академию (Эчмиадзин, близ Еревана) с 2 отделениямиакадемическим и семинарским. Эчмиадзинская академия готовит кадры и для зарубежных епархий и общин армянской церкви.

  В связи с тем, что в СССР церковь отделена от государства и школа от церкви (декрет СНК РСФСР от 21 января 1918), Духовные учебные заведения не входят в государственную систему народного образования и богословские предметы не изучаются во всех типах светской школы. См. также Теологическое образование, Религия, Атеизм.

 

  Лит.: Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 8, М., 1962; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М.—Л., 1931; Ковальский Н. А., Ватикан и мировая политика, М., 1964; Шпажников Г. А., Религия стран Африки, М., 1967.

  В. Г. Фуров.

 

Так же Вы можете узнать о...


Баязид Ансари (1525 или 1515, г. Джаландхар, Пенджаб, — 1585), афганский писатель, основатель секты и руководитель антифеодального и антимогольского движения Рошани в Афганистане.
Графическая идентификация в криминалистике, отождествление личности по письму (почерку), т.
Кашу, вещества, получаемые из древесины акации (Acacia catechu); то же, что катеху.
Международный год геофизического сотрудничества Международный год геофизического сотрудничества (правильнее — Международное геофизическое сотрудничество, МГС), международная система геофизических наблюдений по единой программе, осуществлявшаяся в 1959 и являвшаяся продолжением Международного геофизического года.
Пленум (от лат. Plenum — полное), собрание в полном составе членов выборного руководящего органа какой-либо организации (партийной, государственной, профсоюзной и др.
Сорбция (в гидрометаллургии) Сорбция в гидрометаллургии, физико-химический процесс поглощения твёрдыми или жидкими сорбентами ценных компонентов (простых или комплексных ионов различных элементов) из растворов или пульп при выщелачивании руд и концентратов.
Холодильный коэффициент, безразмерная величина (обычно больше единицы), характеризующая энергетическую эффективность работы холодильной машины; равна отношению холодопроизводительности к количеству энергии (работе), затраченной в единицу времени на осуществление холодильного цикла.
Астурийская культура, археологическая культура каменного века, распространённая на С.
Гидравлический насадок, гидравлическая насадка, короткая труба для выпуска жидкости в атмосферу или перетекания жидкости из одного резервуара в другой, тоже заполненный жидкостью.
Калебас, сосуд, сделанный из плода калебасового дерева или тыквы.
Майами-Бич (Miami Beach), город в США, в штате Флорида.
Паторжинский Иван Сергеевич [20.2(3.3).1896, с.