Жанр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ЖА ЖБ ЖВ ЖГ ЖД ЖЕ ЖЁ ЖИ ЖЛ ЖМ ЖН ЖО ЖР ЖУ ЖЭ ЖЮ ЖЯ
ЖАБ
ЖАВ
ЖАГ
ЖАД
ЖАЖ
ЖАК
ЖАЛ
ЖАМ
ЖАН
ЖАП
ЖАР
ЖАС
ЖАТ
ЖАХ
ЖАШ

Жанр художественный (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis — род, вид), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждой области художественной деятельности жанровая дифференциация особая в зависимости от специфики вида искусства: такой жанровый ряд, как «бытовой жанрпортрет — пейзаж — натюрморт», свойствен живописи и невозможен в музыке, литературе и киноискусстве; точно так же «песня — романс — кантатаоратория» есть ряд специфически музыкальных Жанр И всё же существуют общие для всех искусств принципы жанровой дифференциации, которые лишь по-своему преломляются в каждом виде.

  Принципы эти (и соответственно определения Жанр) многообразны и взаимно пересекаются, что породило множественность точек зрения на саму проблему Жанр Построение относительно целостной системы жанровой классификации, адекватной исторически самоорганизующейся реальной системе видовых, родовых и жанровых форм, — дело будущего. Одна из концепций, допускающих целостную систему жанровой дифференциации, излагается ниже.

  Поскольку в художественном творчестве объединяются познавательные, идейно-оценочные, образно-созидательные устремления и поскольку каждое из них действует избирательно, постольку выделение художественных Жанр идёт одновременно по нескольким направлениям, закономерно друг с другом связанным. Так, познавательная избирательность художественного творчества порождает серию Жанр, отличающихся по предмету отражения: например, исторический, семейно бытовой, детективный, научно-фантастический и др. — в литературе, драматургии, киноискусстве; пейзаж, портрет, натюрморт и др. — в живописи; с другой стороны, познавательная ёмкость творчества во многом определяет жанровые различия романа, повести и рассказа или пьесы и скетча, или песни и кантаты, или индивидуального и группового портрета. Поскольку, далее, идейно-психологическая оценочная позиция художника может быть и апологетической, и внешне объективной, и иронической, и гневно-отрицающей и т. д., постольку возникает новый ряд Жанр: например, «ода — балладаэпиграммапамфлет» в литературе; «трагедиятрагикомедия — лирическая комедия — сатирическая комедия» в драматургии. Столь же многообразны способы построения художественного образа, позволяющие соединять единичное и общее в самых различных пропорциях — от выдвижения на первый план документально-фактической стороны повествования до полного подчинения изображения выражению абстрактной мысли; так возникает ещё один ряд жанровых структур — от художественного очерка до басни и притчи, от автобиографической повести до сказки, от портретного памятника до аллегорического и т. д.

  Т. о., понятие Жанр многопланно, и в каждом виде искусства конкретное соотношение разных плоскостей (возникающих от разных исходных принципов) жанровых членений образует специфическую систему Жанр Вместе с тем в каждом из них специфично и соотношение жанровых членении с другими уровнями деления форм художественной деятельности — с делением вида искусства на разновидности (например, фольклорная поэзия и литература, поэзия и проза, или вокальная и инструментальная музыка) и роды (например, эпос, лирика, драма в литературе; станковая, монументально-декоративная и миниатюрная живопись). Изучение соотношения всех этих (и ряда других) плоскостей дифференциации художественного творчества находится ещё в зачаточном состоянии и потому сами термины «Жанр», «род», «вид», «разновидность» употребляются нередко один вместо другого, не получая строго однозначного определения. Существенно тут не решение терминологической задачи самой по себе, а изучение законов морфологии искусства и исторической динамики соотношения различных жанровых, родовых и прочих его модификаций. А это соотношение явственно меняется в историко-художественном процессе: так, искусство Возрождения не знает чётких демаркационных границ между Жанр; в 17—18 вв. эстетика классицизма установила жёсткие правила, призванные обеспечить чистоту каждого Жанр в общей иерархической жанровой системе (именно тогда во Франции и вошёл в обиход сам термин «Жанр»); в 19 в. развернулся процесс взаимодействия жанров, их сплетения и скрещения, жестко установленные границы стали размываться. Некоторые современные теоретики признают жанровую дифференциацию вообще устаревшей и снимают даже проблему Жанр

  Разработка теории Жанр в марксистской эстетике должна быть свободна как от пережитков классицистических представлений о вечных и абсолютных границах между Жанр и об их идейно-эстетической неравноценности, так и от релятивистского отрицания объективных и относительно устойчивых признаков Жанр

 

  Лит.: Буало, Поэтическое искусство, М., 1957; Дидро Д., Собр. соч., т. 5, М. — Л., 1936; Шеллинг Ф. В. И., Философия искусства, М., 1966; Поспелов Г. Н., К вопросу о поэтических жанрах, «Доклады и сообщения филологического факультета МГУ», 1948, в. 5; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы, [кн. 2], М., 1964; Недошивин Г. А., Беседы о живописи, М., 1959; Сохор А. Н., Эстетическая природа жанра в музыке, М., 1968; Гусев В. Е., Эстетика фольклора, Л., 1967; Волькенштейн В. М., Драматургия, 5 изд., М., 1969; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Krug W. Т., Versuch einer systematischen Enzykiopädie der schönen Künste, Lpz., 1802; Brunetière F., L’évolution des genres dans l’histoire de la litérature,5 éd., P., 1910; Staiger Е., Grundbegriffe der Poetik, Z., [1956]; Wellek R. and Warren A., Theory of literature, 3 éd., N. Y., 1963; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, Bern, 1965.

  М. С. Каган.

Так же Вы можете узнать о...


Пасхи остров, Рапануи (полинез. Rapa Nui; исп.
Балози, народ в Африке; см. Баротсе.
Мононуклеоз инфекционный, моноцитарная ангина, железистая лихорадка, болезнь Филатова (по имени описавшего её в 1885 Н.
Элиста, столица Калмыцкой АССР. Расположена в юго-восточной части Ергеней.
Лайн (Line), Центральные Полинезийские Спорады, архипелаг в экваториальной части Тихого океана, в Полинезии.
Фолия (португ. folia), старинный португало-испанский танец, близкий к чаконе, сарабанде.
Караджа Борис Караджа (Caragea) Борис (р. 11.1.1906, Балчик, Болгария), румынский скульптор, заслуженный деятель искусств СРР (1951), член-корреспондент Академии СРР.
Субхи Мустафа Субхи (Subhi) Мустафа (1882, Гиресун, — 28.1.
Дитц Отто Германович [17(29).11.1876, Вышний Волочёк, — 17.
Роста производительности труда закон, всеобщий экономический закон, означающий экономию живого и овеществленного труда, т.
Всесоюзный съезд Советов, высший орган государственной власти Союза ССР с момента образования СССР (30 декабря 1922) до принятия Конституции СССР 1936.
Период полураспада, промежуток времени, в течение которого количество радиоактивных ядер в среднем уменьшается вдвое.
Бахт (до 1963 Великоалексеевский), посёлок городского типа в Сырдарьинском районе Сырдарьинской области Узбекской ССР, на Б.
Наездники настоящие (Ichneumonidae), семейство паразитических насекомых отряда перепончатокрылых.
Авианосная авиация, составная часть авиации ВМС, базирующаяся на авианосце.
Магистр (должность в Др. Риме) Магистр (лат. magister — начальник, учитель), название ряда должностей в Древнем Риме (например, magister equitum — помощник диктатора, magister militum — главнокомандующий в период поздней империи).
Чекан, инструмент для чеканки, имеющий форму зубила, рабочая кромка которого затуплена и закруглена.