Натурализм (в лит-ре и иск-ве)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАА
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЁ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЯ

Натурализм (франц. naturalisme, от лат. naturalis — природный, естественный, natura — природа),

  1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети 19 в. в Европе и США; стремилось к объективному, точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом Натурализм (в лит-ре и иск-ве) был человеческий характер в его обусловленности прежде всего физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей также и общезначимые социально-исторические факторы (характерные для реализма О. Бальзака и Стендаля). Натурализм (в лит-ре и иск-ве) возник под влиянием значительных успехов естественных наук, методология которых была с очевидностью противопоставлена ненаучным методам познания. Вся эстетика Натурализм (в лит-ре и иск-ве) ориентирована на естественные науки и прежде всего на физиологию. Задача Натурализм (в лит-ре и иск-ве) заключалась в «экспериментальном» (научном) изучении человеческого характера, предполагающем введение в художественное творчество научных методов познания. Художественное произведение рассматривалось как «человеческий документ», а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нём познавательного акта.

  Натурализм (в лит-ре и иск-ве) сформировался во Франции. Его философской основой явились позитивизм О. Конта и эстетической теории И. Тэна. Литературными предшественниками Натурализм (в лит-ре и иск-ве) были Ж. Шанфлёри, Л. Э. Дюранти, Г. Флобер, творчество которого воспринималось как пример объективного и «научного» искусства, а также братья Э. и Ж. Гонкур. Однако окончательно Натурализм (в лит-ре и иск-ве) оформился с приходом в литературу Э. Золя, который разработал теорию направления (сборник «Экспериментальный роман», 1880, «Романисты-натуралисты», 1881, «Натурализм в театре», 1881) и попытался осуществить её в своём художественном творчестве. В середине 70-х гг. вокруг Золя сложилась натуралистическая школа (Г. Мопассан, Ж. К. Гюисманс, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис, Э. Гонкур, А. Доде и др.), полная внутренних противоречий и литературной борьбы. К Натурализм (в лит-ре и иск-ве) тяготели также О. Мирбо, братья Рони, братья В. и П. Маргерит, Л. Декав, из драматургов — А. Бек и др. Однако в конце 80-х гг. школа распалась. Натурализм (в лит-ре и иск-ве) утрачивает чёткость теоретических принципов и сохраняется как общее название различных, но связанных происхождением литературных явлений. У ряда натуралистов усиливаются черты импрессионизма; у других как своеобразная реакция на Натурализм (в лит-ре и иск-ве) рождается тяга к символизму. Творчество многих натуралистов проникается мотивами декадентства.

Изучение общества с позиций естествоиспытателя, уподобление художественного познания научному, преимущественный интерес к физиологическим основам психики и недоверие ко всякого рода идеологии (как «романтическим заблуждениям») в целом вели к ограничению художественной правды в произведениях натуралистов. Однако вторжение жизненной правды, так настойчиво искомой натуралистами, опрокидывало искусственные теоретические построения и обусловило глубокое художественное воздействие многих произведений Натурализм (в лит-ре и иск-ве) Так, Золя, декларируя своё намерение дать в 20-томной серии «Ругон-Маккары» «естественную и социальную историю одной семьи», подчинял характеры и судьбы своих героев скорее общественным, чем «естественным» факторам. Мотив наследственности отступал перед конкретным исследованием социальных отношений. Изучение материального быта, в котором Натурализм (в лит-ре и иск-ве) видел ключ к пониманию человеческой психики, зачастую позволяло выявить классовую природу сознания. Описав быт и условия труда семьи Маэ («Жерминаль»), Золя вскрыл истоки противоречий, вызывающих классовую борьбу, а в романе «Земля» обнажил социальные корни психологии крестьянина-собственника.

  Свойственный Натурализм (в лит-ре и иск-ве) детерминизм зачастую приводил к фатализму. Убеждение в фатальной обусловленности судьбы человека его физиологической природой и материально-бытовой средой, в заранее данной несвободе его воли преодолевалось лишь некоторыми писателями. Если Золя, веря в науку и знание, в социальный прогресс, стремился открыть, исследуя механизм взаимодействия среды и человека, способы активного воздействия на среду в целях более разумной организации общества, то у др. писателей (например, у позднего Мопассана и особенно у Гюисманса) преобладало пессимистическое убеждение в неизменности человеческой природы и тщетности усилий, направленных на улучшение общества.

  Уподобляя литературу науке, натуралисты отказывались от всякой тенденциозности, понимая её как морализирование. Они полагали, что действительность, которую они изображают с научным беспристрастием, сама по себе достаточно выразительна. Однако у некоторых натуралистов «бесстрастность» стала оправданием общественного индифферентизма, ухода от идеологической борьбы в мир позитивных фактов и нейтральных истин. Натуралисты считали, что литература, как и наука, не имеет права выбора материала; для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем — отсюда значительное расширение тематики искусства Натурализм (в лит-ре и иск-ве), интерес к «грубой правде» жизни, т. е. на практике — к жизни обездоленных и угнетённых («Жермини Ласерте» братья Гонкур, «Западня» Золя, и др.). Однако стремление подчиниться материалу, записывать «под диктовку жизни» зачастую приводило «ортодоксальных натуралистов» к бессюжетному «потоку жизни» («Прекрасный день» А. Сеара, «По течению» Гюисманса).

  В 60—80-е гг. Натурализм (в лит-ре и иск-ве) сыграл позитивную роль: освоил новые темы (в том числе борьбу рабочего класса), поднял новые пласты действительности (в том числе жизнь «социальных организмов» — завода, магазина и т.д.), изучил взаимодействие личности и толпы, акцентировал роль подсознательного в человеческой психике. Он ввёл в литературу новые приёмы и средства художественного изображения жизни. Вступив в борьбу с официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические, разоблачительные тенденции, он содействовал прогрессу общественной мысли и художественного видения.

  В др. странах Натурализм (в лит-ре и иск-ве) стали называть сходные явления, возникшие из национальных общественных и литературных потребностей, но осмысливаемые в свете французского опыта. В Германии Натурализм (в лит-ре и иск-ве) стремился погрузиться в социальную жизнь современности под знаменем беспощадной правдивости при изображении любых сторон действительности. Немецкий Натурализм (в лит-ре и иск-ве) обновил как тематику и проблематику, так и поэтику немецкой литературы, во многом предопределив пути её развития в 20 в. Несомненна антикапиталистическая, а иногда социалистическая направленность многих его произведений. Прологом немецкой Натурализм (в лит-ре и иск-ве) была критическая деятельность братьев Г. и Ю. Харт; наиболее полно Натурализм (в лит-ре и иск-ве) воплотился в творчестве А. Хольца; крупным достижением Натурализм (в лит-ре и иск-ве) стали драмы Г. Гаунтмана «Перед восходом солнца» и «Ткачи». В Англии Натурализм (в лит-ре и иск-ве) повлиял на творчество Дж. Мура и Дж. Гиссинга. В США Натурализм (в лит-ре и иск-ве) приобрёл острую социальную окраску в творчестве С. Крейна, Ф. Норриса, Х. Гарленда. В Италии аналогичным Натурализм (в лит-ре и иск-ве) литературным движением явился веризм (Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи). В Испании борьба с французским литературным влиянием сочеталась с утверждением принципов Натурализм (в лит-ре и иск-ве) в творчестве Э. Пардо Басан и А. Паласио Вальдеса. Представителем Натурализм (в лит-ре и иск-ве) в Бельгии был К. Лемонье. Некоторое влияние Натурализм (в лит-ре и иск-ве) оказал на А. Стриндберга, Г. Ибсена и К. Гамсуна.

  В России термин «Натурализм (в лит-ре и иск-ве)» не был употребителен. Но близкие ему принципы художественно-социологического исследования, осложнённые идеей биологической наследственности, сказались в творчестве ряда писателей конца 19 в., в частности в романах Д. Натурализм (в лит-ре и иск-ве) Мамина-Сибиряка. Откровенно подражательная близость к французской Натурализм (в лит-ре и иск-ве) характерна для некоторых произведений П. Д. Боборыкина, активного пропагандиста творчества Золя и братьев Гонкур в России.

  В области сценического искусства основное требование натуралистов —«переживать, а не играть» пьесу, изучать жизнь и следовать исторической, бытовой и психологической правде, точно воссоздавать среду, окружающую героев. Э. Золя призывал приблизить театр к социальной действительности, создавать индивидуализированные, живые характеры, в том числе людей из народа.

  Борясь с условностью и профессиональными штампами современного театра, представители Натурализм (в лит-ре и иск-ве) стремились трактовать спектакль как «кусок жизни», перенесённый на сцену. В драматургии и инсценировках литературных произведений изображалась жизнь деклассированных слоев общества, людей, раздавленных нищетой, жертв проституции. Однако театр слабо раскрывал социальную природу явлений. Его особенно характерными чертами стали: биологическое истолкование поступков, повышенный интерес к болезненным явлениям человеческой психики. Среди наиболее видных представителей Натурализм (в лит-ре и иск-ве) — режиссер А. Антуан (Франция), О. Брам (Германия), актёры Э. Цаккони (Италия), П. Натурализм (в лит-ре и иск-ве) Орленев (Россия). С конца 19 в. крайнее проявление Натурализм (в лит-ре и иск-ве) — театральные представления, насыщенные «ужасами».

  Разностороннее и социально значительное творчество ведущих представителей Натурализм (в лит-ре и иск-ве), особенно Золя и Гауптмана, имеет многие аналогии в изобразительном искусстве; оно оказало и непосредственное влияние на ряд художников последней трети 19 — начала 20 вв. К этому кругу относятся во Франции Э. Мане (поддержанный критическими статьями Золя и написавший его портрет и картину «Нана»), Э. Дега, А. Тулуз-Лотрек, Т. Стейнлен, в Бельгии К. Менье, П. Полюс, в Германии М. Либерман, Г. Бартельс, Р. Штерль, К. Кольвиц, в Италии представители веризма — В. Вела и др. Натурализм (в лит-ре и иск-ве) было родственно стремление к максимальной зрительной достоверности воссоздания жизни, характерное для живописи импрессионизма. Вместе с тем близким Натурализм (в лит-ре и иск-ве) было расширение круга изображаемых социальных явлений: так, образы угнетённого и борющегося пролетариата у Стейнлена и Менье во многом созвучны «Жерминалю» Золя, а «Восстание ткачей» Кольвиц навеяно «Ткачами» Гауптмана. Однако в истории изобразительного искусства термин «Натурализм (в лит-ре и иск-ве)» связан с совсем другим рядом явлений. Это было вызвано эволюцией понятия «Натурализм (в лит-ре и иск-ве)», вначале означавшего конкретное историко-литературное направление, но затем перенесённого на более общие и лишь частично связанные с ним явления.

  2) Порожденные буржуазной культурой идеологические и стилевые тенденции и противостоящий реализму художественный метод, выражающиеся в воспроизведении явлений жизни вне их идейного социально-философского осмысления, художественные обобщения, критичность отбора и оценки. Одной из тенденций в теории и практике натуралистического направления (см. выше) была замена социальной типизации и общественной оценки жизненных явлений «беспристрастным» изображением фактов и событий; поэтому Натурализм (в лит-ре и иск-ве) был со временем рядом художественных теоретиков и критиков противопоставлен критическому реализму как искусство, якобы стоящее вне общественных, эстетических и этических норм и воспринимающее жизнь без её переработки в свете социальных, философских и иных концепций. Апология «беспристрастности», подвергнутая критике П. Лафаргом во Франции, Ф. Мерингом в Германии, Л. Натурализм (в лит-ре и иск-ве) Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, В. Г. Короленко в России, оказалась как бы идеологическим оправданием поверхностного, бескрылого изобразительства и пассивного копирования второстепенных подробностей, которые давно уже стали своего рода традицией в буржуазном искусстве 19 в. С 1820—30-х гг. эти черты проявились в европейском, а позже в американском искусстве (программный характер они приобрели во французской живописи — у П. Делароша, О. Берне); легко сочетаясь с академической идеализацией, они породили многочисленные разновидности салонного искусства. Такого рода плоское, безыдейное искусство, позднее, в свою очередь, названное натуралистическим, широко распространилось с середины 19 в. Характерным явлением стало «снижение» исторических, религиозных и аллегорических жанров, в которых традиционные возвышенные представления намеренно сводились к прозаической повседневности, констатируемому бытовому факту (Э. Месонье во Франции, Ф. Уде в Германии, Л. Фредерик в Бельгии).

  Термин «Натурализм (в лит-ре и иск-ве)» стал также связываться с пристрастием к преувеличенно детальному изображению мрачных, теневых явлений действительности, особенно сцен жестокости, насилия, отталкивающих подробностей сексуальной жизни. Именно эта тенденция получила впоследствии гипертрофированное развитие в некоторых течениях модернизма и особенно в «массовой культуре» буржуазного мира. Как Натурализм (в лит-ре и иск-ве) обозначается и антисоциальный, биологический подход к человеку, характерный для многих проявлений декадентства. Крайнее проявление звериного биологизма в искусстве — расистские изображения «сверхлюдей», культ агрессивной варварской силы, присущие искусству фашистских и др. крайне реакционных режимов. Буржуазное искусство 20 в. восприняло и такие черты, как увлечение изображением уродств и патология, подробностей (особенно у живописцев-сюрреалистов), преувеличенно достоверное копирование внешних деталей (например, в новейшем «гиперреализме» с его иллюзионистической имитацией предмета и среды).

  В истории советской культуры Натурализм (в лит-ре и иск-ве) стал обозначением противостоящего реализму (и вообще всякому художественному творчеству) протокольного изображения действительности, бесстрастной фактографии, внешнего правдоподобия, подменяющего типизацию и характерность явлений. В этом понимании Натурализм (в лит-ре и иск-ве) объединяет пассивную созерцательность общественной позиции художника, понимание им творческого акта как простого подражания, сведение художественной манеры и стиля к мелочному копированию жизни; в понятие «Натурализм (в лит-ре и иск-ве)» включаются также поглощенность отталкивающим, пошлым или скучным, прозаическим бытом, сосредоточение внимания на негативных фактах жизни, пристрастие к изображению физиологии человека. Проявления Натурализм (в лит-ре и иск-ве) такого рода многократно подвергались критике А. В. Луначарским, М. Горьким и др. как чуждые искусству социалистического реализма.

 

  Лит.: Боборыкин П. Д., Европейский роман в 19 столетии, СПБ, 1900; Меринг Ф., Литературно-критические статьи, М. — Л., 1964; История французской литературы, т. 3, М. — Л., 1959; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Тагер Е. Б., Проблемы реализма и натурализма, в кн.: Русская литература конца 19 — начала 20 в., М., 1968; Frierson W. С., L'influence du naturalisme franpais sur les romanciers anglais..., P., 1925; Hiauschek Натурализм (в лит-ре и иск-ве), Der Entwicklungsbegriff in den theoretisch-programmatischen Schriften des fruhen Naturalismus, W., 1941; Penchat Ch., Histoire du naturalisme francaia, v. 1—2, P., 1949—50; Ahnebrink L., The beginnings of naturalism in American fiction, Uppsala — Camb., 1950; Walcutt Ch., American literary naturalism, a divided stream, Minneapolis, 1956; Hamann R., Hermand J., Naturalismus, B., 1959; Dumesnil R., Lerealisme et le naturalisme, P., 1965; Pomilio М., Dal naturalismo al verismo, [Napoli, 1966].

  Г. С. Авессаломова (Натурализм (в лит-ре и иск-ве) в литературе),

  А. М. Кантор.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Днипровский И. (псевдоним; настоящие имя и фамилия Иван Данилович Шевченко) [24.
«Интернационал 4-й», название, которое присвоило себе международное троцкистское объединение, учрежденное в Париже в 1938 небольшой группой троцкистов.
Кожамкулов Сералы (Серке) (р. 5.5.1896, аул № 13, ныне Карабалыкского района Кустанайской области), казахский советский актёр, народный артист Казахской ССР (1936).
Ласло Енё Ласло (Laszlo) Енё (5.3.1878, Сатмарнемети, — 29.
Мексиканского залива нефтегазоносный бассейн, располагается в пределах одной из крупнейших впадин земной коры, наиболее прогнутая часть которой занята водами Мексиканского залива.
Нижний Ломов, город, центр Нижнеломовского района Пензенской области РСФСР.
Передел в металлургии, процесс переработки материала, в результате которого изменяются его химический состав, физические и механические свойства, агрегатное состояние (могут изменяться как все эти характеристики в совокупности, так и некоторые из них).
Пхукет (город в Таиланде) Пхукет, Пукет, город и порт в Таиланде, на южном побережье острова Пхукет в Андаманском море, у западного побережья полуострова Малакка.
Сейсмическое микрорайонирование, раздел инженерной сейсмологии, задачей которого является уточнение данных сейсмического районирования и степени сейсмической опасности на застраиваемых территориях (см.
Субтропические плодовые культуры, многолетние вечнозелёные, реже листопадные деревья и кустарники, возделываемые в субтропиках.
«Узбектекстильмаш», производственно-техническое объединение СССР, выпускающее высокопроизводительное технологическое оборудование для текстильной промышленности: ровничные, прядильные, прядильно-крутильные машины.
Хурн Арвид Бернхард Хурн, Горн (Horn) Арвид Бернхард (6.4.1664, Халикко, Финляндия, — 17.
Эмпириомонизм (от греч. empeiria — опыт и monos — один, единственный), разновидность махизма, разработан А.
Аншлюс, аншлюсс (нем. Anschluß — присоединение), политика захвата Австрии Германией; проводилась германским империализмом после 1-й мировой войны, особенно со времени установления в Германии в 1933 фашистской диктатуры.
Боливийские оловянные месторождения, оловорудные месторождения, расположенные на западе Боливии.
Ворот, простейшая грузоподъёмная машина, состоящая из барабана, вращаемого вручную (рукояткой) или от двигателя, и каната (цепи), навиваемого на барабан.