Казахская Советская Социалистическая Республика XIX. Кино

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

XIX. Кино

  Первый киносеанс на территории К. состоялся в 1910. До Октябрьской революции существовало 13 кинозалов. Впервые киносъёмка произведена в 1925 — московские кинохроникёры отсняли 5-й съезд Советов К. В том же году вышел первый документальный фильм о К. — «Годовщина КАССР». В 1928 в Алма-Ате создано отделение треста «Восток-фильм» (выпускало периодический Киножурнал «Последние новости», киноочерки «Алма-Ата и её окрестности», «Кооперация в ауле», «На Джайляу», «Кзыл-аскер»). Фильм «Турксиб» (1929, реж. В. А. Турин) о строительстве Туркестано-Сибирской ж.-д. магистрали явился выдающимся произведением советского документального кино. В 20—30-е гг. художественные фильмы, посвященные жизни К., с участием казахских актеров создавались на центральных киностудиях страны режиссёрами этих студий. Фильмы «Мятеж» (1929), «Песня степей» (1930), «Джут» (1932), «Тайна Каратау» (1933), «Вражьи тропы» (1935) способствовали возникновению национального киноискусства. Создание фильма «Амангельды» (1939, режиссер М. Левин; в главной роли — Е. Умурзаков) о борьбе казахских трудящихся за установление Советской власти ознаменовало рождение казахского кино. В 1934 в Алма-Ате была организована студия кинохроники, выпускавшая еженедельный киножурнал «Советский Казахстан» и документально-хроникальные фильмы.

Кадр из фильма «Дорога новой жизни». Реж. Х. Абусеитов. 1956. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Кадр из фильма «Дорога новой жизни». Реж. Х. Абусеитов. 1956.

  Алма-атинская киностудия художественных фильмов (создана в октябре 1941) в 1942 объединилась с эвакуированными студиями «Мосфильм» и «Ленфильм» и работала под названием Центральная объединённая киностудия (ЦОКС). Совместная работа молодых казахских кинематографистов с видными деятелями советского кино — С. М. Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным, Г. Н. и С. Д. Васильевыми, И. А. Пырьевым, Ф. М. Эрмлером, Ю. Я. Райзманом, Г. Л. Рошалем, Д. Вертовым и др. способствовала росту национальных кадров, созданию кинопроизведений о жизни казах. народа («Песни Абая», 1946, и др.).

  В 1944 «Мосфильм» и «Ленфильм» были реэвакуированы, оставшаяся в Алма-Ате студия в том же году слилась с Алма-атинской студией кинохроники; с 1960 — киностудия «Казахфильм». В 50 — начале 70-х гг. созданы исторические и историко-революционные фильмы: «Джамбул» (1953, режиссер Е. Л. Дзиган; в роли Джамбула — Ш. К. Айманов); «Ботагоз» (1958, режиссер Е. А, Арон) о судьбе женщины-казашки, принимавшей участие в революционной борьбе за установление Советской власти в К.; «Его время придёт» (1958, режиссер М. С. Бегалин), посвященный выдающемуся казахскому общественному деятелю Чокану Валиханову; «Мы из Семиречья» (1959, режиссер С. Ходжиков); «Тревожное утро» (1966, режиссер А. Карсакбаев); «Песнь о Маншук» (1970, режиссер Бегалин) о Великой Отечественной войне; «Конец атамана» (1971, режиссер Ш. К. Айманов) о советских чекистах, и др. Выпущены фильмы по мотивам народного эпоса: «Поэма о любви» (1954, режиссер Айманов и К. А. Гаккель); «Алдар-Косе» (1965, режиссер Айманов); «Кыз-Жибек» (1972, режиссер Ходжиков). Большое место занимают фильмы на современные темы. Среди них: «Девушка-джигит» (1955, режиссер П. П. Боголюбов), «Мы здесь живём»(1957, режиссер Айманов и М. Л. Володарский), «Наш милый доктор» (1958, режиссер Лиманов), «Если бы каждый из нас» (1962, режиссер Ходжиков), «Сказ о матери» (1964, режиссер А. Я. Карпов), «Меня зовут Кожа» (1964, режиссер Карсакбаев), «Земля отцов» (1966, режиссер Айманов). Среди документальных фильмов: «Тебе, фронт» (1942), «Думы о счастье» (1956, режиссер А. М. Медведкин), «В нашем городе» (1957, режиссер О. Абишев), «Такая короткая жизнь» (1969, режиссер Ю. Пискунов), «ИртышКараганда» (1970, режиссер Г. Емельянов), «Династия шахтёров» (1972, режиссер Абишев), «Курман-газы» (1972, режиссер С. Нарымбетов, М. Ускембаева) и др. Большую роль в казахском кино сыграл актёр и режиссёр Ш. К. Айманов. В казахском кино работают режиссёры: Ш. Бейсембаев, К. Абусеитов, Ж. Байтенов (художественное кино), Г. Новожилов, Т. Дуйсебаев, А. Нугманов, М. Дулепо, Я. Смирнов, Э. Файк, О. Зекки, И. Верещагин, И. Чикноверов, А. Кулаков, Л. Мухамедгалиева (документальное кино), А. Хайдаров (мультппликационное кино); актёры: Н. Жантурин, К. Кожабеков, А. Умурзакова; операторы: М. Аранышев, А. Ашрапов, Ф. Абсалямов, М. Беркович, М. Дуганов, М. Додонов, М. Сагимбаев и др. В 1958 организован Союз кинематографистов К. В 1972 в К. было 10 700 киноустановок.

Кадр из фильма «Меня зовут Кож<span class=accented>а</span>». Реж. А. Карсакбаев. 1964. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Кадр из фильма «Меня зовут Кожа». Реж. А. Карсакбаев. 1964.

Кадр из фильма «Наш милый доктор» Реж. Ш. К. Айманов. 1958. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Кадр из фильма «Наш милый доктор» Реж. Ш. К. Айманов. 1958.

 

  Лит.: Сиранов К.. Казахское киноискусство, А.-А., 1958; Канапин А. К. и Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, А.-А., 1958; Сиранов К., Киноискусство Советского Казахстана, А.-А., 1966: Федулин А., Кино в Казахстане, А.-А., 1967.

  К. Сиранов.

Казахская Советская Социалистическая Республика (Казак Советтик Социалистик Республикасы), Казахстан (Казакстан).

Герб государственный. Казахская ССР. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Герб государственный. Казахская ССР.

Флаг государственный. Казахская ССР. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Флаг государственный. Казахская ССР.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Казахстана
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Казахстана
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. ЕСТСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Префект претория (лат. praefectus praetorio), в Древнем Риме, 1) командир преторианцев.
Пряные растения, растения, накапливающие в различных органах ароматические вещества, обладающие запахом и острым вкусом.
Разметка, слесарная операция, заключающаяся в нанесении на поверхность заготовки углублений (кернов) и линий (рисок), определяющих контуры изготовляемой детали или места, подлежащие обработке.
Рентабельность

(буквально — доходность, прибыльность; от нем.
Ротмистровка, посёлок городского типа в Смелянском районе Черкасской области УССР, в 5 км от ж.
Сальтильо (Saltillo), город в Северной Мексике, административный центр штата Коауила.
Святого Лаврентия река (Saint Lawrence River), река на В.
Сети линий на поверхности, всевозможные пары однопараметрических семейств линий, лежащих на поверхности.
Скрап-рудный процесс, разновидность мартеновского процесса; см.
Соловьёв Вениамин Николаевич (1798—1871), барон, декабрист.
СССР. Коммунистическая партия Советского Союза Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС)
Строцци Бернардо Строцци (Strozzi) [прозвище — Каппуччино (Cappuccino), а также Прете Дженовезе (Prete Genovese)] Бернардо (1581, Генуя, — 2.
Табун (химич.) Табун (немецкий Tabun), этиловый эфир диметиламида циан фосфорной кислоты, (CH3)2N (C2H5O) P (О) CN, бесцветная жидкость; tпл -50 °С, tкип около 230 °С (с разложением), летучесть (максимальная концентрация) 0,6 мг/л (20 °С), плотность 1,087 г/см3 (20 °С).
Тель-Авив, главный экономический и культурный центр государства Израиль.