Казахская Советская Социалистическая Республика 2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Общественные науки до начала 20 в. В патриархально-феодальном К. начиная с 9—10 вв. господствовала религиозная идеология, представлявшая собой соединение ислама и шаманизма. В 9—13 вв. были созданы на араб. языке философские и исторические произведения, принадлежавшие аль-Фараби и Махмуду Кашгарскому и содержащие ценные наблюдения из жизни народов на территории К. Монголо-татарское нашествие, распространившееся и на К., приостановило развитие его культуры. В последующее время главным источником сведений по истории народов К. стали эпические произведения народных певцов-акынов. В поэмах «Кобланды», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр» и др. воспевались подвиги батырей, защищавших К. от набегов завоевателей. В 18 — начале 19 вв. крупный вклад в изучение истории, географии, этнографии, природы К. внесли русские учёные П. С. Паллас, И. П. Фальк, И. Георги, И. К. Кириллов, П. И. Рычков, А. И. Левшин, Н. Я. Бичурин.

  Переломным моментом в развитии общественной мысли явилось присоединение К. к России, завершившееся в 60-х гг. 19 в. К этому времени относится деятельность первого казах. учёного-просветителя, писателя и путешественника Ч. Валиханова, создавшего ряд работ по истории и этнографии казахов, киргизов, уйгур. Историю и этнографию К. изучали также казах. просветители И. Алтынсарин, Абай Кунанбаев и др. Они выступали против бесправия и угнетения масс, за ликвидацию отсталости К., призывали к развитию дружбы между народами, критиковали колониальную политику царизма. Свои взгляды они обосновывали, опираясь не на религиозные догмы, а на человеческий разум и научные данные; познание рассматривалось ими как отражение объективного мира. Казах. просветителей-демократов интересовали проблемы социально-экономического развития казах. общества: условия кочевого скотоводства, значение оседлости и земледелия для кочевых народов, роль промышленности, торговли и денег, просвещения и др. Во 2-й половине 19 в. историей К. занимались Л. Мейер, М. Красовский, М. И. Венюков и др., этнографиейВ. В. Радлов, Г. Н. Потанин, А. Е. Алекторов, А. Н. Краснов, А. М. Никольский и др. Проблемы истории и этнографии К. исследовали также О. Сейдалин, Б. Даулбаев, М. Тяукин, М. Бабаджанов. Однако в дореволюционный период в К. собирался главным образом исторический материал. В конце 19 в. открываются историко-естественные музеи в Верном (ныне Алма-Ата), Семипалатинске, Оренбурге. А. Е. Алекторов и А. Н. Седельников выпустили в свет первые библиографии К. На рубеже 19—20 вв. значительный вклад в изучение истории К. внёс академик В. В. Бартольд. Археологические изыскания на территории К. начали П. И. Лерх. М. Н. Ядринский и др.

Блюда. Керамика. 10-12 вв. Музей-кабинет археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР, Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Блюда. Керамика. 10-12 вв. Музей-кабинет археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР, Алма-Ата.

  Революция 1905—07 в России вызвала подъём освободительного движения. Обострение социальных противоречий обусловило формирование различных идейных течений в казах. философской и общественной мысли. Представители религиозно-мистического течения проповедовали ислам (Шакарим, М.-Ж. Копеев и др.), хотя некоторые из них (Копеев, Аубакир) указывали на полезность светского образования. Интересы и чаяния трудящихся масс были выражены в творчестве представителей казах. демократической интеллигенции — поэта С. Торайгырова, сатирика С. Донентаева, писателя и педагога С. Кубеева и др. Продолжая традиции просветителей, они выступали против бесправия масс и произвола властей, резко осуждали деятельность мусульманского духовенства.

  В начале 20 в. распространилась марксистская литература. В край проникали большевистские газеты «Искра», «Звезда», «Правда». В г. Верном и др. местах были созданы нелегальные библиотеки, имевшие произведения классиков марксизма-ленинизма («Наёмный труд и капитал» К. Маркса, «Развитие социализма от утопии к науке» Ф. Энгельса, ряд работ В. И. Ленина). Местные группы и организации РСДРП издавали и распространяли революционные прокламации.

Общественные науки в Советском К. Установление Советской власти положило начало национальному возрождению казах. народа, расцвету его культуры.

  Философия. После Октябрьской революции в результате коренных социально-экономических преобразований в К. были созданы предпосылки для утверждения марксистско-ленинской философии и развития профессиональных философских кадров. В 20—30-х гг. в К. шла идеологическая борьба по вопросам строительства социализма, подвергались критике концепция о якобы врождённой неспособности казахов к культурному творчеству, теория «единого потока», пересматривались оценки социальной структуры дореволюционного казах. общества и отношение к наследию прошлого. В центре внимания в этот период находилась также борьба против местного национализма и великодержавного шовинизма. Осмысление закономерностей освободительного движения казах. народа опровергало взгляды о «внешнем» отношении Октябрьской революции к истории Казахстана (С. Асфендияров, И. Ю. Кабулов). З. А. Порядин, А. Лекеров, М. Тулепов, выступая с теоретическими статьями, с марксистских позиций освещали вопросы развития социализма в К., проблемы национальной культуры. В 1931 был основан Казахский НИИ марксизма-ленинизма (в 1940 преобразован в институт истории партии при ЦК компартии К.) с сектором философии. Большое значение имело то, что в 1938—41 на казах. языке были переведены избранные произведения В. И. Ленина (6 тт.), создан философский факультет в Казахском государственном университете (1949) и институт философии и права АН Казахской ССР (1958).

  Важное направление работы философов К. — изучение комплекса вопросов, связанных с переходом к социализму, минуя капитализм, преобразование производственных отношений, культурная революция, формирование нового сознания, развитие языка (Б. А. Амантаев, Н. Джандильдин, Д. К. Кшибеков, Н. Сарсенбаев, Т. С. Сарсенбаев и др.). Изучаются закономерности развития буржуазного государства при империализме и пути его революционного преобразования (Л. М. Славин). В области диалектического материализма и философских вопросов естествознания разрабатываются проблемы теории диалектики ленинского этапа в аспекте единства исторического и логического (А. Х. Касымжанов); методологические проблемы частных наук (Ж. Абдильдин, М. Н. Чечин, Н. А. Мусабаева, К. Х. Рахматуллин). Исследуется история общественно-философской мысли К. (К. Бейсембиев); изучается культурное наследие, в особенности аль-Фараби; в работах М. С. Фазылова исследуются проблемы преодоления религиозных пережитков в национальных отношениях, а в работах Х. Акназарова и др. подвергается критике мусульманская идеология.

  А. Х. Касымжанов.

  Историческая наука. Решающую роль в становлении и подъёме казахской историографии сыграли труды В. И. Ленина, его теоретическое наследие, партийные документы. В связи с тем, что в первые годы Советской власти в К. не было марксистски образованных кадров историков, первоначально изучением истории К. занимались партийные и государственные деятели республики. Много сделали для изучения истории и этнографии казах. народа общество изучения К. (первый председатель — историк А. П. Чулошников), истпарты при Казах. обкоме и губкомах партии. В 1921 был создан Главархив, положивший начало сбору, обработке и использованию документального исторического материала.

  Вопросами истории К. занимались учёные Москвы, Ленинграда, Ташкента, Омска, Оренбурга (В. В. Бартольд, А. Ю. Якубовский, А. К. Самойлович, М. Е. Массон и др.). В 20-х гг. в К. работали археолого-этнографической экспедиции АН СССР, Географического общества, собирались образцы народного творчества (А. А. Диваев, А. В. Затаевич, Ж. Шанин, С. И. Руденко). Осуществлялся перевод на казах. язык произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, партифных документов. Преодолевались ошибочные концепции и взгляды об общественном строе казахов как бесклассовом и чисто родовом, о случайности, незакономерности победы здесь социалистической революции, об извечности экстенсивного кочевого скотоводческого хозяйства, об определяющем влиянии географической среды на историю казахов и т.п. Предпринимались первые попытки создания обобщающих трудов по истории К. и истории КП Казахстана, по истории национально-освободительного движения. Развернулась подготовка кадров историков. Существенны заслуги перед наукой первого казаха — профессора истории С. Д. Асфендиярова, Т. Рыскулова, Г. Тогжанова, У. Джандосова, И. Кабулова, А. Ф. Рязанова, Е. И. Фёдорова, Н. Т. Тимофеева. Создавалась мемуарная литература (С. Сейфуллин).

  В 1934 был создан Казахский НИИ национальной культуры, историко-археологический сектор которого стал в 1936 ячейкой сектора истории Казахстанской базы, а с 1938 Казахского филиала АН СССР. В 1945 был открыт исторический факультет Казахского университета им. С. М. Кирова, а затем исторические факультеты в педвузах. Тогда же при АН Казахской ССР был создан Институт истории, археологии и этнографии. В годы Отечественной войны при участии А. М. Панкратовой, Н. М. Дружинина, М. П. Вяткина, С. В. Бахрушина был подготовлен и издан (1943) первый обобщающий труд — «История Казахской ССР (с древнейших времён до наших дней)», и хотя книга содержала ошибочные положения по отдельным проблемам дореволюционной истории К., она осталась заметной вехой в казахской историографии.

Серьги. Золото, инкрустация сердоликом и альмандином. 5—6 вв. Музей-кабинет археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР, Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Серьги. Золото, инкрустация сердоликом и альмандином. 5—6 вв. Музей-кабинет археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР, Алма-Ата.

  В послевоенные годы расширились круг проблем, изучаемых историками, и их источниковедческая база. В рекогносцировочном плане шло археолого-этнографическое обследование территории К. Вышла в свет «История Казахской ССР» (т. 1—2, 2 изд., 1949). Заметно возрос интерес к истории Советского К. Изучались социально-экономические предпосылки Октябрьской революции, получило научное обоснование положение о закономерности её победы в К., как составной части революционного процесса во всей стране, об активном участии казахов, как и трудящихся др. национальностей, в борьбе за Советскую власть. Появились исследования по истории военных действий на казах. фронтах Гражданской войны — Актюбинском, Семиреченском, Уральском (С. Н. Покровский). Создавались работы по истории образования и развития казах. советской государственности, становлению очагов социалистической индустрии (Турксиб), подготовке и проведению коллективизации сельского хозяйства в отдельных областях К. Разрабатывались проблемы периодизации истории К. Существенный вклад был внесён в изучение национально-освободительного движения — движения казахов Младшего жуза в 1783—97 под предводительством Батыря Срыма (работы М. П. Вяткина), восстания 1836—37 в Букеевском ханстве во главе с Исатаем Таймановым и Махамбетом Утемисовым (труды В. Ф. Шахматова). Продолжали накапливаться и изучаться этнографами (Н. Сабитов) данные о материальной культуре, быте, прикладном искусстве казахов. Археологические экспедиции с конца 40-х гг. охватили почти всю территорию К.; велись раскопки памятников усуней и канглы, Западно-Тюркского каганата на Ю., культуры эпохи бронзы и ранних кочевников — на В. и в центре К. (А. Х. Маргулан, А. Н. Бернштам, С. С. Черников). Хорезмской археолого-этнографической экспедицией АН СССР (С. П. Толстов) были вскрыты комплексы городищ Джеты-Асар и Алтын-Асар. На новом археологическом материале получил освещение кардинальный вопрос о соотношении и взаимосвязи кочевой и оседлой культур.

  С середины 50-х гг. фронт исследований казахской историографии охватил все периоды истории — от палеолита до современности, причём ведущее место заняла проблематика истории Советского К. В 1957—59 вышло в свет 3-е издание «Истории Казахской ССР» (т. 1—2). Оно внесло много нового в освещение коренных проблем истории К. (2-й том, посвященный эпохе социализма, переиздавался в 1963 и 1967). Значительным вкладом в казах. историографию явились «Очерки истории Коммунистической партии Казахстана» (1963). Завершились перевод на казахском языке и издание соч. Ленина (4 издание), выявлено много документов, свидетельствующих о заботе В. И. Ленина о казах. народе, издан сборник «В. И. Ленин о Средней Азии и Казахстане» (1960), монография С. Бейсембаева «Ленин и Казахстан» (1968). Проблемы социалистического и коммунистического строительства в К., история компартии К. нашли отражение в трудах А. Н. Нусупбекова, С. Н. Покровского, П. М. Пахмурного, А. Б. Турсунбаева, М. Козыбаева, А. Ахметова, Ж. Жумабекова, А. Ержанова, Т. Елеуова, А. С. Елагина. Совместно с научными учреждениями братских республик создана монография по истории коммунистических организаций Средней Азии и К. Резко расширилась публикация документальных материалов по истории К. Изданы тематические документальные сборники от начала 16 в. до Великой Отечественной войны 1941—45.

Алаша (тканый безворсовый ковёр). Кзыл-Ординская область. 19 в. Фрагмент.Музей-кабинет археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР, Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Алаша (тканый безворсовый ковёр). Кзыл-Ординская область. 19 в. Фрагмент.Музей-кабинет археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР, Алма-Ата.

  Изучались проблема перехода казах. народа к социализму, минуя капитализм, формы и методы социалистичского строительства в К. (С. Баишев, Д. Кшибеков, М. Сужиков). Проанализирован процесс формирования и развития советского рабочего класса в К., в частности его национальных кадров в довоенный период (А. Нусупбеков). Исследовались история советского строительства в ауле в переходный к социализму период, история национально-государственного строительства и решение национального вопроса в К. (С. Зиманов, А. Еренов, С. Кенжебаев, Н. Кийкбаев). А. Канапин, Р. Сулейменов, К. Бержанов показали достижения в строительстве и расцвете культуры казах. народа. Развёртывается изучение истории К. периода Великой Отечественной войны (А. Нусупбеков, Г. Абишев, М. Козыбаев, Т. Балакаев и др.), ведётся работа над проблемами развития сельского хозяйства, совхозно-колхозного строительства в К. в послевоенные годы.

  Значительно расширились выявление и переводкомментариями) восточных источников по истории древнего и средневекового К. Продолжается изучение проблемы этногенеза казахской народности. Монографические исследованию подверглись вопросы присоединения казахских земель к России, изменения в общественно-экономическом строе казах. общества в 18—19 вв. (Е. Б. Бекмаханов, Н. Г. Аполлова, С. Е. Толыбеков и др.). Выяснены пути распространения росс. капитализма «вширь» и разложения патриархально-феод. альных отношений в ауле, история переселения, развития рабочего и аграрного движения во 2-й половине 19 — начале 20 вв., история народно-освободительного восстания 1916, Февральской буржуазно-демократической революции (Б. Сулейменов, П. Г. Галузо и др.).

  Вышли из печати избранные соч. казахского просветителя И. Алтынсарина и 5-томное собрание соч. первого казахского учёного Ч. Валиханова. А. Х. Маргуланом, Б. Сулейменовым, Т. Тажибаевым, К. Бейсембиевым опубликованы очерки о жизни и творчестве казах. просветителей, истории идейных течений в общественной мысли и просвещении в К. Изданы комментированные тексты аль-Фараби (А. Касымжанов). Проводилось сплошное этнографическое обследование территории К., развивалось изучение культуры и быта современного казах. аула (В. Востров, Х. Аргынбаев и др.).

  Создана археологическая карта К. Обнаружены палеолитические находки на юге, востоке К. и в северном Прибалхашье, определено место К. в становлении и распространении культуры эпохи бронзы на территории всего СССР, завершены раскопки поселений, городищ и «царских» курганов периода ранних кочевников, саков, усуней, опубликован труд «Древняя культура Центрального Казахстана» (1966), книги о городах К., в том числе о средне-вековом Таразе. Уникален найденный Иссыкский клад, содержащий около 4 тыс. предметов высокого профессионального искусства саков. Развернулись крупные стационарные раскопки в Отраре и Отрарском оазисе (А. Х. Маргулан, К. Акишев, М. Кадырбаев и др.).

  Г. Ф. Дахшлейгер.

  Экономическая наука. В середине 20-х гг. в республике началось издание первого специализированного политико-экономического журнала, где освещались и обсуждались наиболее актуальные народо-хозяйственные проблемы. В 30-е гг. при вузах были организованы кафедры политической экономии и отраслевых экономик. Экономический факультет Казах. университета стал одним из научных центров республики (в 1963 на его базе создан Алма-Атинский институт народного хозяйства). В 1931 был основан институт социалистической реконструкции сельского хозяйства, реорганизованный в 60-х гг. в институт экономики и организации сельского хозяйства министерства сельского хозяйства Казахской ССР. Сектор экономики в составе АН Казахской ССР в 1952 был преобразован в институт экономики АН Казахской ССР. В 1962 создан научно-исследовательский экономический институт при Госплане республики. Научно-исследовательские учреждения и кафедры экономического профиля в вузах активно участвовали в составлении народо-хозяйственных планов К., разрабатывали актуальные региональные проблемы экономического развития.

  Учёные-экономисты К. ведут теоретические исследования в области политической экономии, истории экономической мысли, экономического районирования и размещения производительных сил, экономики, организации и планирования народного хозяйства, экономики труда, эффективности капитальных вложений и новой техники, хозрасчёта и материального стимулирования, финансов и денежного обращения, кредита, бухгалтерского учёта, анализа хозяйственной деятельности и др. (С. Б. Баишев, Т. А. Ашимбаев, Р. М. Петухов, Т. Шаукенбаев, С. Е. Толыбеков, Т. Т. Тулебаев, М. К. Илюсизов и др.).

  Разработка народо-хозяйственных проблем координируется научным проблемным советом «Экономика и размещение социалистического производства в К.» (создан в 1962), состоящим из ведущих учёных-экономистов и специалистов-практиков. В 1969 организован филиал научного проблемного совета АН СССР «Эффективность основных фондов, капитальных вложений и новой техники», в 1972 — филиал научного совета по комплексной проблеме «Научные основы хозяйственного расчёта». Экономические научные статьи публикуются в журнале «Народное хозяйство Казахстана» (орган Госплана Казахской ССР, с 1926), а также в «Вестнике АН Казахской ССР».

  Юридическая наука. Становление правовой науки в К. связано с открытием в 1937 первого в республике юридического высшего учебного заведения — института советского строительства в Алма-Ате. Интенсивное развитие правовой науки началось в 50-х гг. Значительное внимание уделяется разработке вопросов теории и истории национальной советской государственности, социалистического права и национально-государственного строительства в К. и в союзных среднеазиатских республиках. Изданы «История государства и права Советского Казахстана» в 3 тт. (1961—65), монографии «В. И. Ленин и советская национальная государственность в Казахстане» (С. З. Зиманов, 1970), «Противоречия в развитии правовой надстройки при социализме» (М. Т. Баймаханов, 1972) и др. К. — один из центров по исследованию проблем с.-х. (аграрного) права: по этой проблеме опубликованы монографические исследования: «Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений в Казахской ССР» (А. Еренов, 1963), «Теоретические проблемы правового регулирования оплаты труда в колхозах» (К. А. Шайбеков, 1968), «Проблема ответственности в колхозном праве» (М. С. Сахипов, 1972) и др. Исследования в области права проводятся в институте философии и права АН Казахской ССР (создан в 1958), в Казах. институте судебной экспертизы (создан в 1957), на юридическом факультете Казахского университета (факультет создан в 1955 на базе Алма-Атинского юридического института).

 

  Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 420—22, т. 4, М., 1959, с, 259—63; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 784—801; История философии в СССР, т. 1—3, М., 1968; Бейсембиев К., Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века, А.-А., 1957; его же, Идейно-политические течения в Казахстане конца XIX — начала XX века, А.-А., 1961.

Казахская Советская Социалистическая Республика (Казак Советтик Социалистик Республикасы), Казахстан (Казакстан).

Герб государственный. Казахская ССР. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Герб государственный. Казахская ССР.

Флаг государственный. Казахская ССР. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Флаг государственный. Казахская ССР.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Казахстана
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Казахстана
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. ЕСТСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Зажинки, старинный обряд, связанный с началом жатвы.
Злота культура (от названия населенного пункта Злота, Złota, близ г.
Илеша (Ilesha), город на юго-западе Нигерии, в Западном штате, на шоссе Ибадан — Онича.
Ирншоу теорема, одна из основных теорем электростатики, согласно которой система покоящихся точечных зарядов, находящихся на конечном расстоянии друг от друга, не может быть устойчивой.
Калейдоскоп (от греч. kalos — красивый, éidos — вид и skopéo — смотрю, наблюдаю), трубка, внутри которой по длине расположены 3 зеркальные пластинки, скрепленные под углом 60° друг к другу.
Карбонаты, соли угольной кислоты H2CO3.
Квинсленд (Queensland), штат в Австралийском Союзе.
Кладогенез (от греч. kládos — ветвь и.
Колония (биол.) Колония (биологическое), совокупность особей, возникших в результате не доведённого до конца деления или почкования и органически связанных между собой.
Конференция трёх Интернационалов 1922, международное совещание представителей Коминтерна (Н.