Казахская Советская Социалистическая Республика XVIII. Драматический театр

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

XVIII. Драматический театр

  Элементы театрального искусства содержались в старинных народных обрядах, играх, выступлениях народных комиков-«острословов», песенных состязаниях-диалогах акынов. Однако условия феодального строя, колонизаторская политика царского правительства тормозили развитие казахского театра. Лишь после Революции 1905—07 появились первые произведения национальной драматургии. В Оренбурге, Омске, Семипалатинске, Ташкенте ставились любительские спектакли на казахском языке. Интенсивное развитие национального театра началось после Великой Октябрьской социалистической революции. Большое значение для развития театрального искусства имели драматические полупрофессиональные коллективы. В одной из таких трупп, работавшей в Семипалатинске под названием «Ес-аймак», начали творческий Путь А. Кашаубаев, И. Байзаков, Ж. Шанин, К. Байжанов, Ж. Елебеков и др., ставшие впоследствии видными деятелями казахского искусства. В Оренбурге при Казахском институте народного образования в 1922 возник первый постоянный театр, кружок, в котором работали актёры Е. Умурзаков, С. Кожамкулов, К. У. Бадыров и др. В 1926 в Кзыл-Орде открылся первый казахский театр (см. Казахский театр драмы), в 1928 переведённый в Алма-Ату. В его труппу вошли мастера народного творчества, участники художественной самодеятельности. Зарождавшаяся национальная драматургия (пьесы М. О. Ауэзова, С. Сейфуллина, Б. Майлина, Ж. Шанина и др.) отражала борьбу за новый быт, за раскрепощение женщины, подвергала критике тёмные стороны жизни старого аула. Одновременно с драматическими спектаклями во вновь созданном театре организовывались концерты, вечера народного творчества.

Областной драматический театр в Караганде. Типовой проект. 1962. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Областной драматический театр в Караганде. Типовой проект. 1962.

  В 30-е гг. освоение русской театральной культуры, сочетавшееся с развитием прогрессивных национальных традиций, способствовало совершенствованию актёрского мастерства, повышению культуры спектакля. В репертуаре театра появились пьесы Н. В. Гоголя, Н. Ф. Погодина, К. А. Тренева. Значительными работами театра стали спектакли «Ночные раскаты» Ауэзова (1935), «Амангельды» Г. Мусрепова (1937).

  В 1932 в Алма-Ате была создана школа, готовившая драматических актёров, певцов и музыкантов. Началось интенсивное развитие сети районных и колхозно-совхозных театров, возникавших на основе самодеятельных кружков. Эти театры вели культурно-воспитательную работу в отдалённых селениях. Во многих городах открывались областные казахские и русские драматические театры. С 1937 театры стали пополняться актёрами и режиссёрами, получившими специальныую подготовку в школах Москвы и Ленинграда. Сформировалось творчество драматургов А. Тажибаева, Ш. Хусаинова, А. Абишева, произведения которых более широко отражали жизнь современного К. Важное значение для развития национального театра имели спектакли «Ревизор» Гоголя (1936), «Исатай и Махамбет» М. Акинжанова (1938), «Абай» Ауэзова и Л. С. Соболева, «Козы-Корпеш и Баян-Слу» Мусрепова (оба в 1940), «Товарищи» Абишева, «Марабай» М. Кайбалдина и Хусаинова (оба в 1941).

  С первых дней Великой Отечественной войны 1941—45 в К. создавались пьесы и спектакли, посвященные темам и событиям военного времени: «Молния» Абишева (1941), «Гвардия чести» Ауэзова и Абишева (1942) и др., значительное место в репертуаре ряда театров заняли фольклорно-исторические спектакли «Ахан-Сере и Актокты» Мусрепова, «Алдар-Косе» Хусаинова (оба в 1942), связывавшие казахский театр со старинной художественной культурой.

  В 1944 в Алма-Ате создан Театр для детей и юношества (русская труппа работает с 1945, казахская —с 1948); среди постановок — сказки «Золотой биток» Акинжанова и К. Бадырова (1948), «Алдар-Косе» Хусаинова (1953), спектакль на исторический сюжет «Ибрай Алтынсарин» Акинжанова (1951), спектакли из жизни молодёжи — «Лучистый камень» (1949), «Баловник» (1954) Хусаинова, и др.

  Во 2-й половине 40-х — начале 50-х гг. репертуар театров составили спектакли о современности — «Победители» Б. Ф. Чирскова (1947), «Дружба и любовь» (1947) и «Единая семья» (1949) Абишева, «Миллионер» Г. Мустафина, «Голос Америки» Б. А. Лавренёва (оба в 1950), «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука (1951), «Цвети, степь!» Тажибаева (1952). Среди постановок русской и зарубежной классики выделялись «Таланты и поклонники» (1949) и «Гроза» (1950) А. Н. Островского, «Скупой» Мольера (1932). Театры стремились расширить жанровый и тематический диапазон, искали пути к созданию спектаклей большой эмоциональной насыщенности.

  Во 2-й половине 50-х гг. были поставлены пьесы на сюжеты, связанные с историей К., — «Чокан Валиханов» С. Муканова (1956), «Майра» Тажибаева (1957), возобновлены спектакли фольклорно-исторического содержания — «Енлик и Кебек» Ауэзова (1957), «Ахан-Сере и Актокты» Мусрепова (1958, под названием «Трагедия поэта»). Современная тематика получает дальнейшую разработку в произведениях драматургии — «Одно дерево — не лес» («Цвети, степь!») Тажибаева (1958), «Волчонок под шапкой» К. Мухамеджанова (1959), постановка которых определила новый этап развития национального театра, связанный с поисками углублённого раскрытия характеров положительных героев, стремлением к более полному отражению жизни народа, к органичному слиянию традиций народного творчества с достижениями современного советского театра. В 1958 казахский театр им. М. О. Ауэзова и Республиканский русский театр участвовали в Декаде казахский искусства и литературы в Москве.

Сцена из спектакля Казахского театра драмы им. М. О. Ауэзова. «Трагедия поэта». Г. Мусрепова. 1958. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из спектакля Казахского театра драмы им. М. О. Ауэзова. «Трагедия поэта». Г. Мусрепова. 1958.

Сцена из спектакля Казахского театра драмы им. М. О. Ауэзова. «Енлик и Кебек» М. О. Ауэзова. 1957. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Сцена из спектакля Казахского театра драмы им. М. О. Ауэзова. «Енлик и Кебек» М. О. Ауэзова. 1957.

  Среди спектаклей 60-х гг. выделяются: «Материнское поле» по Ч. Айтматову (1964), «Сауле» (1961) и «Буран» (1966) Т. Ахтанова, «Сильнее смерти» С. Жунусова (1967), «Всеми забытый» Н. Хикмета (1967), «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (1967), «Ленин в 1918 году» А. Я. Каплера (1970) и др.

  В 1972 работало 25 театров, в том числе Казахский академический театр драмы им. М. О. Ауэзова, Республиканский русский театр драмы им. М. Ю. Лермонтова, Театр для детей и юношества, Театр кукол (русские и казахские группы), Уйгурский, Корейский театры в Алма-Ате, казахские театры в городах Джамбул, Кзыл-Орда, Чимкент, Караганда, Семипалатинск, Гурьев, Джетысай, Аркалык.

  Казахские театры ставят пьесы драматургов братских республик: «Блудный сын» Э. Раннета (1959), «В ночь лунного затмения» М. Карима (1967),«Наркес» И. Юмагулова (1968), «Звезда Вьетнама» И. И. Куприянова (1968), «Мать своих детей» А. Н. Афиногенова (оба в 1971), «Башмачки» Д. Файзи (1972), «Тополёк мой в красной косынке» (1966), «Лицом к лицу» по Айтматову (1972). Проведены (с 1962) недели литературы и искусства Узбекистана, Татарии, Туркменистана, РСФСР, Украины, Армении, Таджикистана.

  Значительный вклад в развитие казахского драматического театра внесли народные артисты СССР Ш. К. Айманов, К. Куанышпаев, народные артисты Казахские ССР. Койчубаева, М. Г. Насонов, Ж. Шанин. Среди деятелей казахского театра (1972): народные артисты СССР Х. Букеева, С. Майканова, народные артисты Казахской ССР К. У. Бадыров, Ш. Джандарбекова, А. Джолумбетов, Н. Жантурин, К. Кармысов, С. Кожамкулов, А. Мамбетов, И. Ногайбаев, Б. Римова, Ш. Сакиев, З. Сулейменова, М. Суртубаев, С. Тельгараев, Е. Умурзаков, З. Шарипова, Д. Шашкина и др.

 

  Лит.: Львов Н. И., Казахский академический театр драмы, А.-А., 1957; его же, Казахский театр. Очерк истории, М., 1961; Канапин А. К., Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, А.-А., 1958; Казахские областные театры. [Сб. статей], А.-А., 1965; История советского драматического театра, т. 1—6, М., 1966—71; Кундакбаев Б. Нурпейicoв К., М. Эуезов атындагы Казактын мемлекеттiк академиялык, драма театрына 40 жыл. Алматы, 1966; Куандыков К., Тунгыш улт театры, Алматы, 1969.

  Н. И. Львов.

Цирк. В народном искусстве К. издавна существовали выступавшие на различных празднествах силачи-балуаны (Хаджимухан Мунайтбасов, Балуан-Шолак), акробаты-затейники (акын Шашубай Кошкарбаев), комики-импровизаторы. В г. Верном (ныне Алма-Ата) с 1919 выступал цирк под руководством А. И. Сосина, в его репертуаре были также пантомимы на революционные темы — «Борьба труда с капиталом», «Жертвы нужды». В 1923 в Семипалатинске работала цирковая антреприза В. Феррони (позже Товарищество цирковых артистов и борцов). В 1965 в Алма-Ате создана Музыкально-эстрадная студия, преобразованная затем в эстрадно-цирковую. Ее выпускники влились в организованный в 1970 Казахский цирковой коллектив. В 1972 открыто новое здание цирка в Алма-Ате.

Цирк в Алма-Ате. Внешний вид. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Цирк в Алма-Ате. Внешний вид.

  А. Я. Шнеер.

Казахская Советская Социалистическая Республика (Казак Советтик Социалистик Республикасы), Казахстан (Казакстан).

Герб государственный. Казахская ССР. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Герб государственный. Казахская ССР.

Флаг государственный. Казахская ССР. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Флаг государственный. Казахская ССР.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Казахстана
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Казахстана
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. ЕСТСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Пуассон Симеон Дени Пуассон (Poisson) Симеон Дени (21.6.1781, Питивье, департамент Луара, — 25.
Рамана, посёлок городского типа в Азербайджанской ССР, подчинён Ленинскому райсовету г.
Ретинит (от позднелат. retina — сетчатая оболочка), воспаление сетчатой оболочки глаза, чаще двустороннее; возникает при заносе гнойной инфекции в сосуды сетчатки при сепсисе или гнойном очаге в организме, туберкулёзе и других инфекциях, интоксикациях и пр.
Руденко Сергей Игнатьевич [р. 7(20).10.1904, ныне Короп Черниговской области], советский военачальник, маршал авиации (1955), Герой Советского Союза (19.
Самоходное шасси, самодвижущаяся машина для крепления навесного оборудования, применяемого в сельском хозяйстве.
Северо-Албанские Альпы (Alpet e Shqipnis sё Veriut), Проклетие, горы на Балканском полуострове.
Сиверсия (Sieversia), род растений семейства розоцветных, близкий к роду гравилат, к которому его часто присоединяют.
Следящая система, система автоматического регулирования (управления), воспроизводящая на выходе с определённой точностью входное задающее воздействие, изменяющееся по заранее неизвестному закону.
Соната (итал. sonata, от sonare — звучать), один из основных жанров камерной инструментальной музыки.
«Сталь», ежемесячный научно-технический и производственный журнал, орган министерства чёрной металлургии СССР и Центрального правления Научно-технического общества чёрной металлургии.
Стюарт Гилберт Стюарт (Stuart) Гилберт (3.12.1755, Наррагансетт, Род-Айленд, — 9.
Тайнмут (Tynemouth), город в Великобритании, в метрополитенском графстве Тайн-энд-Уир, в составе конурбации Тайнсайд.
Теократия (греч. theokratia, буквально — власть бога, от theos — бог и krátos — сила, власть), форма государства, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках духовенства (церкви).