Казахская Советская Социалистическая Республика XVII. Танец. Балет

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

XVII. Танец. Балет

Казахский народ издавна имел самобытную танцевальную культуру. Танец, подобно др. видам национального искусства, существовал в быту кочевников-скотоводов и в танцевальных образах передавал все его особенности. Подтверждением служат сохранившиеся народные танцы, среди которых — трудовые (ормек би — танец ткачей), охотничьи (коян би — охота беркута на зайца, кусбеги-дауылпаз — обучение сокола охоте), танцы-состязания (утыс би), шуточные, сатирические, юмористические (насыбайши), танцы подражания животным (ортеке — козёл-прыгун, кара жорга, тепенкок — танец скакуна, бег иноходца, аю би — медвежий танец). В музыкальном фольклоре бытовали лирические театрализованные танцы с пением, танцы-хороводы и др. Особой популярностью в народе пользовались празднества, связанные с календарём трудового года. На них исполнялись танцы-состязания — переплясы, показывающие зрителям ловкость и выносливость плясунов, танцы-игры, ночные хороводы вокруг костров. Свадебные обряды, длившиеся по несколько дней, выливались в яркое театрализованное представление, пронизанное пантомимическими действием, шуточными танцами. Существовали пляски религиозные, которые исполнялись только шаманами как средство лечения больных и служили для «изгнания злого духа». В отличие от узбеков, таджиков и др. вост. народов мусульм. вероисповедания, казахи имели танцы парные, исполняемые юношей и девушкой, — коян беркут.

  Школ по обучению танцу (как это было в Индии, Японии, Китае и др. странах Востока) не существовало. Искусство плясунов передавалось из поколения в поколение. В патриархально-феодальной обществе каждый род имел своих мастеровпрофессионалов. Они были на положении придворных шутов или в числе народных забавников-комиков «ку». Канонических форм народных плясок у казахов не существовало. Импровизация — непременное условие танцевального фольклора. Наиболее характерные особенности танца — экспрессивность исполнения, резкость движений, подвижность плеч, «игра» суставов, напряжённость и собранность корпуса, гибкость, позволяющая танцовщику включать сложные акробатические приёмы. Типично также сочетание яркого эмоционального характера танца с разнообразием хореографического рисунка, что особенно проявлялось в танцах-состязаниях (утыс би, сылкыма). Наибольшей спецификой отличались пляски на коне, но это не была джигитовка. Джигитовать умел каждый казах, плясать же, стоя в седле, — только профессиональные танцовщики, у которых и конь подчинялся ритму. Танец исполнялся под аккомпанемент домбры (или барабана). Энергичный и чёткий ритм би кюйев (танцевальных мелодий) служил основой для упорядочения ритма и темпа танца. Предрассудки тормозили развитие танцевальной культуры. Искусство плясунов не получило такого распространения, как музыкальное творчество. В период феодализма плясать на потеху народа считалось «презренным занятием», уделом неимущих бедняков. Распад патриархально-родового строя, изменения экономической и социальной жизни народа сопровождались закономерным изживанием старинных обычаев и традиций, древние формы народных плясок деградировали и к концу 19 в.почти полностью исчезли из народного быта.

  В условиях социалистического общества, с развитием материальной и духовной культуры, созданием профессионального театра (30-е гг.) началось развитие национальное танцквальное искусства. Старинные казахские танцы, воспринятые профессиональными танцовщиками, обогащенные новыми выразительными средствами и содержанием, со сцены профессионального театра перешли в народные самодеятельные коллективы. Такие танцы, как айжан кыз, кииз басу, тепенкок, маусымжан, саунши женгей, бескыз, келинчек, мерген, кокпар и др., стали наиболее популярными танцами в народных развлечениях.

  В 1939 был создан первый ансамбль народного танца при Казахской филармонии (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств Казахской ССР А. Исмаилов). Значительный вклад в развитие народного танцевального искусства внесла концертная деятельность народной артистки Казахской ССР Шары Жиенкуловой (руководителя Ансамбля песен и танцев мира), заслуженной артистки Казахской ССР Н. Тапаловой (руководителя Ансамбля песни и танца). В 1955 создан Ансамбль песни и танца Казахской ССР. В его репертуаре старинные казахские танцы; ансамбль ведёт также большую работу по созданию современного народного танца. Среди ведущих исполнителей — заслуженные артисты Казахской ССР З. Розмухамедова, А. Исмаилов. В 1968 создан хореографический ансамбль классического и народного танца «Молодой балет Алма-Аты» (художественный руководитель — заслуженный артист Казахской ССР Б. Г. Аюханов), в репертуаре которого казахского танцы «Беркут и лиса», «Танец акынов», «Акку», «Джигитовка», танцевальные сцены из оперы «Кыз-Жибек» Е. Г. Брусиловского и на темы эпоса, Первые образцы сценического танца появились в музыкальном спектакле «Айман-Шолпан» (1934), операх «Кыз-Жибек» (1934), «Жалбыр» (1935), «Ер-Таргын» (1937) Е. Г. Брусиловского. Объединённый театр казахской и русской оперы (создан в 1936; с 1937 — Казахский театр оперы и балета) в сезон 1936—37 поставил балетные спектакли «Коппелия» Л. Делиба, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, в 1938 — первый национальный балет «Калкаман и Мамыр» В. В. Великанова, в 1940 — «Коктем» И. Н. Надирова, в 1950 — «Камбар и Назым» Великанова, в 1958 — «Дорогой дружбы» («Джунгарские ворота») Н. А. Тлендиева, Л. Б. Степанова и Е. В. Манаева, в 1966 — «Акканат» и «Хиросима»(«Легенда о белой птице») Г. А. Жубановой, в 1969 — уйгурский балет «Чин-Томур» К. Х. Кужамьярова, «Козы-Корпеш и Баян-Слу» Брусиловского (1971). Среди др. балетов: «Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи (1939), «Раймонда» А. К. Глазунова (1940), «Лауренсия» А. А. Крейна (1942), «Жизель» А. Адана (1943), «Дон Кихот» Л. Минкуса (1946), «Доктор Айболит» И. В. Морозова (.1950), «Эсмеральда» Пуньи, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко 500 (1953), «Шурале» Ф. З. Яруллина (1956),«Легенда о любви» А. Д. Меликова (1963) и др.

Сцены из спектаклей Казахского театра оперы и балета им. Абая. Балет «Дорогой дружбы» Н. А. Тлендиева, Л. Б. Степанова и Е. В. Манаева. 1958. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Сцены из спектаклей Казахского театра оперы и балета им. Абая. Балет «Дорогой дружбы» Н. А. Тлендиева, Л. Б. Степанова и Е. В. Манаева. 1958.

  В числе балетмейстеров: заслуженные деятели искусств Казахской ССР Д. Абиров, З. Райбаев. Среди ведущих артистов балета: народная артистка Казахской ССР С. Кушербаева, заслуженные. артисты Казахской ССР А. Бекбосынов, Д. Джалилов, Р. Тажиева, С. Тулусанова и др.

  В 1934 в Алма-Ате при музыкальной школе открыто балетное отделение, преобразованное в 1937 в Хореографическое училище.

  Л. П. Сарынова.

Казахская Советская Социалистическая Республика (Казак Советтик Социалистик Республикасы), Казахстан (Казакстан).

Герб государственный. Казахская ССР. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Герб государственный. Казахская ССР.

Флаг государственный. Казахская ССР. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Флаг государственный. Казахская ССР.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Казахстана
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Казахстана
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. ЕСТСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Нефтегорск (пос. гор. типа в Сахалинской обл.) Нефтегорск (до 1970 — Восток), посёлок городского типа в Сахалинской области РСФСР, подчинён Охинскому горсовету.
Нубийско-Аравийский щит, крупный выступ докембрийского фундамента на северо-востоке Африканской платформы.
Окско-Донская равнина, равнина в Европейской части СССР, между Среднерусской и Приволжской возвышенностями, от р.
Осман дан Фодио (1744—1817), руководитель восстания фульбе 1804—08 против правителей государств народа хауса в Западном Судане; африканский мусульманский проповедник.
Пантера (от греч. panther), животное семейства кошачьих; ныне редко употребляемое название барса.
Пергамент (нем. Pergament, от греч. Pergamos — Пергам, город в Малой Азии, где во 2 в.
Пирке реакция, Пирке проба, накожная аллергическая диагностическая проба для выявления повышенной чувствительности человека к возбудителю туберкулёза.
Познанское восстание 1848, польское национально-освободительное восстание 20 марта — 9 мая в Познанском великом княжестве против прусского господства.
«Посредник», русское просветительское издательство.
Прозопис (Prosopis), род растений семейства мимозовых.
Пылеприготовление топлива, измельчение и сушка твёрдого топлива, предназначенного для сжигания в камерных топках.
Рашид (бывший Розетта), город на С. АРЕ, на левом берегу а (рукав Нила), близ впадения его в Средиземное море.
Рискупорид, имя нескольких боспорских царей, правивших с 1 до середины 4 вв.