Казахская Советская Социалистическая Республика XV. Архитектура и изобразительное искусство

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

XV. Архитектура и изобразительное искусство

  Архитектура. В эпоху бронзы племена, населявшие К., оставили памятники, относящиеся к андроновской культуре. Поселения того времени (Атасуйское, Каркаралинское — Карагандинская область; АлексеевскоеКустанайская область; и др.) состояли из 10—40 прямоугольных в плане жилищ-полуземлянок и хозяйственных построек. Сохранились культовые сооружения — дольмены, менгиры, погребальные ограды из каменых плит (могильник Бегазы, Центр. К.), курганы. В 1-м тыс. до н. э. — первых вв. н. э. у племён, населявших К. (саков, усуней и канглов), наряду с переносным жилищем — войлочной юртой было стационарное — дом из битой глины или сырцового кирпича в укрепленных оседлых поселениях (Чирикрабат, 5—2 вв. до н. э.; Бабышмулла, 4—2 вв. до н. э.; оба — Кзыл-Ординская область). Сохранились величественные курганы с каменной облицовкой насыпи, бревенчатой камерой захоронения (могильник Бесшатыр на р. Или, Алма-Атинская область), а также погребальные сооружения из крупного сырцового кирпича (городище Тегискен, 9—8 вв. до н. э., Кзыл-Ординская обл.) с рядом помещений. Уникально для этого времени купольное погребальное сооружение Баланды II (4—2 вв. до н. э., Кзыл-Ординская область). Кроме укрепленных оседлых поселений, усуни и канглы имели также города-ставки: Чигу в Семиречье (к Ю.-В. от озера Балхаш), Битянь на Сырдарье (среднее течение). В период, когда территория К. входила в состав Тюркского каганата (6—8 вв.), а затем (8—10 вв.) в Тюргешский и Карлукский каганаты, развивались гг. Исфиджаб (с 11 в. — Сайрам, Чимкентская область), Тараз (ныне Джамбул) и др., сооружались крепости и замки-усадьбы (замок городища Баба-Ата, северные склоны Каратау, Чимкентская область). С 8 в., с распространением ислама, в К. появляются новые типы зданий (мечети, медресе) и архитектурно-строительные приёмы (применение обожжённого кирпича, арочно-купольные конструкции, облицовка стен резной терракотой и др.). Строятся сардобы, бани, караван-сараи, мавзолеи. От 8—10 вв. сохранились мавзолеи конусообразной формы из каменных плит (Козы-Корпеша и Баян-Слу на р. Аягуз, к С.-В. от озера Балхаш). В Южном К. в период государства Караханидов (10—12 вв.) города, возникшие на базе древних поселений (Тараз и др.), имели 3-частную структуру: цитадель, «шахристан» (городские кварталы) и «рабат» (предместье).

Мавзолей Алашахан близ Улутау (Карагандинская область). 13 в. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Мавзолей Алашахан близ Улутау (Карагандинская область). 13 в.

  С 10 в. складывается тип купольно-центрического мемориального сооружения (мавзолеи Бабаджи-хатун в с. Головачёвка близ г. Джамбула, 10—11 вв., Айша-Биби), квадратного в плане, перекрытого сферическим или коническим куполом на арочных парусах, а затем — портально-купольного (мавзолей Сырлытам, Кзыл-Ординская обл., 11—12 в.), прямоугольного в плане, с мощным порталом и тем же видом перекрытия. После монголо-татарского нашествия, со 2-й половины 13 в. возрождаются и в 14—16 вв. достигают экономического и культурного подъёма города (Сыгнак, Тараз, Сайрам и др.), возводятся монументальные сооружения — мавзолей Алаша-хан близ Улутау (Карагандинская область; 2-я половина 13 в.), комплекс мавзолея-мечети Ходжа Ахмеда Ясави в г. Ясы (ныне г. Туркестан Чимкентской области; конца 14 в.). Джунгарские нашествия (40-е гг. 17 в. — 20-е гг. 18 в.) привели в упадок культуру К.; сократилось строительство монументальных сооружений (мавзолеев, мечетей), утратилось архитектурное мастерство. В 17—18 вв. вдоль границ территории К. возникли русские военные укрепления — Яицкий Городок (Уральск), Гурьев, Оренбург, Орск, Семипалатинск и др. Подъём экономики после окончательного присоединения К. к России (60-е гг. 19 в.) вызвал оживление строительной деятельности. Города Северного и Восточного К., возникшие на базе военных укреплений, обычно состояли из 4 основных частей: крепости, казачьей станицы, так называемой татарской слободки и собственно города с прямоугольной сетью улиц. Для старых городов Южного К. характерно деление на «старый» и «новый» город. Наряду с 1-этажными домами строились, главным образом в духе эклектики, административные и торговые здания, ж.-д. вокзалы; сооружались мечети и медресе. В строительстве мавзолеев применялись арочно-купольные конструкции, в отделке использовались орнаментир. облицовочные плитки, резьба по камню и росписи. Мавзолеи возводились портально-купольные из обожжённого кирпича (Жуздена, 1-я половина 19 в., Торт-Кара, 40-е гг. 19 в., — оба в Карагандинской области) или купольно-центрические из ракушечника (в местности Сенек на полуострове Мангышлак). В Западном К. в конце 19 — начале 20 вв. были распространены «сагана-тамы» — надгробные сооружения (прямоугольные в плане, без крыши; стены украшены резьбой), известные ещё в средневековье. Часто встречаются «кулуп-тасы» — каменные резные столбы-памятники.

Мавзолей Бабаджи-хатун в селе Головачёвка близ г. Джамбул. 10—11 вв. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Мавзолей Бабаджи-хатун в селе Головачёвка близ г. Джамбул. 10—11 вв.

  В советское время, уже в 20-е гг., одновременно с ремонтно-восстановительными работами, началось строительство жилых и общественных зданий (в Кзыл-Орде, Чимкенте и др. городах), в архитектуре которых заметно стремление использовать традиции национального зодчества (айваны, дворики и т.д.). Индустриализация, развернувшаяся с 20—30-х гг., вызвала интенсивное развитие архитектуры и градостроительства. Массовое сооружение благоустроенных жилых и общественных зданий велось в растущих старых и в возникающих новых городах — Балхаше, Караганде, Риддере (ныне Лениногорск) и др. ив посёлках — Ачисае, Ленгер-угле (ныне г. Ленгер), Джезказгане (ныне город) и многих др. Города, посёлки, заводы вырастали вдоль Туркестано-Сибирской ж. д. Развитие нефтяной промышленности на р. Эмбс вызвало новое строительство в Гурьеве. В конце 20-х — начале 30-х гг. строятся здания в духе советского конструктивизма (Дом правительства, ныне здание университета, в Алма-Ате). Для архитектуры середины 30—40-х гг. характерно использование ордерных форм (портики, колоннады, пилястры), нередко сочетающихся с традиционными элементами национального зодчества (стрельчатые арочные проёмы, мотивы национального орнамента). Среди лучших сооружений этого времени — медицинский институт, Казахский театр оперы и балета им. Абая в Алма-Ате. Однако в предвоенные годы и в первое десятилетие после войны некритическое использование наследия приводило подчас к эклектике и архаизации.

Архитекторы И. А. Картаси, В. Г. Чиркин, инженер Л. М. Ширшова и др. Гостиница «Алма-Ата» в Алма-Ате. 1967. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Архитекторы И. А. Картаси, В. Г. Чиркин, инженер Л. М. Ширшова и др. Гостиница «Алма-Ата» в Алма-Ате. 1967.

  После Великой Отечественной войны 1941—1945 (особенно со 2-й половины 50-х гг.) в ещё более крупных масштабах развернулось строительство. Растут и благоустраиваются молодые города, создаются новые (Рудный, Абай, Шахтинск, Ермак, Серебрянск), реконструируются старые. В 50-е гг. в Алма-Ате и др. городах построены административные здания (Дом правительства в Алма-Ате), дворцы культуры, театры, кинотеатры, учебные и спортивные сооружения. С конца 50-х гг. в К., как и в др. республиках, широко внедряются индустриальные методы строительства. Для сооружений конца 50— 60-х гг. (Дворец целинников в Целинограде; гостиница «Казахстан», Дворец спорта и Дворец им. В. И. Ленина — в Алма-Ате) характерны рациональность планировки, лаконичность и ясность архитектурных форм, использование монументально-декоративного искусства. С 1960-х гг. огромный размах получило жилищное строительство. В Алма-Ате, Караганде, Павлодаре, Чимкенте, Целинограде и др. городах возникли обширные жилые районы крупнопанельных домов, отвечающих природно-климатическим условиям К. (антисейсмические и солнцезащитные устройства), составлены генкральные планы крупных городов (генеральный план Алма-Аты, 1960—63, архитекторы Г. А. Бобович, Л. К. Вертоусов) и новых посёлков. Для застройки Алма-Аты конца 60 — начала 70-х гг. характерно увеличение этажности, а также новизна архитектурных форм жилых сооружений. Близ Алма-Аты построен высокогорный стадион Медео (1972, архитекторы В. З. Кацев, А. С. Кайнарбаев и др., инженер М. В. Плахотников и др.). Освоение целинных и залежных земель (с 1954) положило начало интенсивному строительству сельских посёлков. В Алма-Ате в 1935 основан Союз архитекторов Казахской ССР.

В. З. Кацев, И. В. Слонов и др. Цирк в Алма-Ате. 1972. Фойе. Казахская Советская Социалистическая Республика.

В. З. Кацев, И. В. Слонов и др. Цирк в Алма-Ате. 1972. Фойе.

  М. М. Мендикулов.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Древнейшие памятники искусства на территории К. — наскальные изображения животных, восходящие к эпохам палеолита (в горах Каратау и Хантау) и неолита (в гроте Джасыбай, Павлодарская область; и др.). От эпохи бронзы дошли памятники, относящиеся к андроновской культуре: каменные тотемические изваяния животных (оленя, козла и др.), наскальные изображения сцен охоты (в ущелье Тамгалы, Алма-Атинская обл.; и др.), глиняные сосуды с геометрическими орнаментами, нанесёнными резьбой, насечкой, штампом. Для искусства саков, связанного со скифской культурой (см. Скифы), характерны изображения реальных и фантастических зверей, входящие в круг «звериного стиля»: золотые бляшки с плоскорельефными изображениями оленей из одного из чиликтинских курганов (7—6 вв. до н. э.), бронзовые фигурки крылатых львиц на жертвенном столе из Иссыкского клада (5—3 вв. до н. э.) и др. В «зверином стиле» выполнена и золотая ажурная усунская диадема из Каргалинского клада (2 в. до н. э. — 2 в. н. э.), с динамичными фигурами оленей, птиц, крылатых коней и дракона. Средневековое изобразительное искусство К. (7—17 вв.) представлено каменными изваяниями мужчин, женщин и животных, а также бронзовыми статуэтками женщин. Известны памятники декоративно-прикладного искусства этого времени: глиняные сосуды для хранения костей (оссуарии) в форме юрты; керамическая посуда — неглазурованная, украшенная налепным, резным и штампованным орнаментом, и поливная (центр — г. Тараз), с характерным сочетанием чёрного, коричневого, жёлтого, красного цветов; изделия из кожи, металла, декорированные самобытным национальным орнаментом, для которого характерны крупные чёткие узоры из завитков, вкомпанованные в ромбы, круги. Традиции декоративно-прикладного искусства сохранялись и на протяжении 18—19 вв. Юрта, бытовые предметы — всё украшалось национальным орнаментом. В убранстве интерьера юрты главную роль играли узорчатые войлочные ковры — текеметы (с ввалянным расплывчатым узором голубого, золотисто-жёлтого, красного цветов), сырмаки (главным образом черно-белые, с характерным чётким графическим узором) и тус киизы (украшенные аппликацией из красного и чёрного сукна, часто сочетавшейся с вышивкой), а также тканые ковры с многоцветными узорами. Последние бывают как безворсовые («алаша») с чередующимися орнаментированными полосами, так и ворсовые («тукти килем»), для которых характерно наличие каймы с рисунком, отличающимся от узоров поля. Распространены вышивка (тамбурный шов и гладь) шёлковыми и шерстяными нитками, золотое шитьё, резьба (главным образом плоскорельефная) и инкрустация костью по дереву, выделка кожи (тиснение, инкрустация из кожи другого цвета с вышивкой), ювелирное дело (чеканка, гравировка, насечка, скань, чернение, крупные вставки из сердолика). В 19 в. создаются произведения изобразительного искусства, отражающие жизнь казахского народа: рисунки и акварели художника-казаха Ч. Валиханова и Т. Г. Шевченко, картины и рисунки В. В. Верещагина и др.

Дореволюционная Караганда. Конный в<span class=accented>о</span>рот для спуска людей в шахту. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Дореволюционная Караганда. Конный ворот для спуска людей в шахту.

  В советское время, уже в конце 20-х и в 30-е гг., в тесном содружестве с русскими живописцами и графиками Н. Г. Хлудовым, Н. И. Крутильниковым, В. И. Антощенко-Оленевым работала целая плеяда национальных живописцев и графиков, проявлявшая живой интерес к новым явлениям советской действительности, а также к историко-революционному прошлому казахского народа: А. Ташбаев, Х. и К. Ходжиковы, А. Исмаилов, А. Кастеев и др. Для их творчества того периода характерны попытки освоить станковые формы, выработать национальный художественный язык. В годы Великой Отечественной войны художники работали над батальными и историческими картинами, повествующими о героизме советских людей, портретами героев фронта и тыла, выполняли плакаты и карикатуры «Окон КазТАГа». С середины 40-х и в 1-й половине 50-х гг. выросло профессиональное мастерство художников; дальнейшее распространение получила сюжетная картина (А. Исмаилов, А. Кастеев и др.), а также портрет и пейзаж (А. М. Черкасский, М. С. Лизогуб, Л. П. Леонтьев и др.). Однако наряду с этим в изобразительном искусстве нередко создавались произведения, отмеченные чертами декларативности. Со 2-й половины 50-х гг. значительную роль в развитии казахского искусства стали играть молодые художники, получившие образование в художественных институтах Москвы, Ленинграда и др. городов. Для их творчества 60 — начала 70-х гг. характерно стремление к передаче эмоционального состояния человека, его внутренние связи с окружающим миром, порой воплощающееся в образах обобщённо-символического звучания. Эта тенденция повлекла за собой поиски новых выразительных средств. Среди живописцев этого периода выделяются М. С. Кенбаев, К. Т. Тельжанов, А. М. Степанов, С. А. Мамбеев, К. М. Шаяхметов, С. А. Айтбаев. В графике (иллюстрация, эстамп, станковый рисунок) работают Н. С. Гаев, Р. Сахн, Ч. Б. Кенжебаев, Е. М. Сидоркин, И. Е. Квачко, в станковой и монументальной скульптуре (преимущественно портретной) — Х. И. Наурзбаев, Б. А. Тулеков, Т. С. Досмагамбетов. В развитии театрально-декорационного искусства значительная роль принадлежит В. В. Теляковскому, А. И. Ненашеву, А. Г. Галимбаевой, Г. М. Исмаиловой и др. В числе представителей декоративно-прикладного искусства — ювелиры, резчики по дереву и кости О. Кенебаев, Л. М. Ходжикова, Р. С. Сарсенбин и др.

К. Т. Тельжанов. «Запевала». 1967. Третьяковская галерея. Москва. Казахская Советская Социалистическая Республика.

К. Т. Тельжанов. «Запевала». 1967. Третьяковская галерея. Москва.

Скульптор Х. И. Наурзбаев, архитектор Ш. И. Валиханов. Памятник Чокану Валиханову в Алма-Ате. Бронза, гранит. 1969. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Скульптор Х. И. Наурзбаев, архитектор Ш. И. Валиханов. Памятник Чокану Валиханову в Алма-Ате. Бронза, гранит. 1969.

К. М. Шаяхметов. «В нашем совхозе». 1968. Собственность министерства культуры Казахской ССР. Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

К. М. Шаяхметов. «В нашем совхозе». 1968. Собственность министерства культуры Казахской ССР. Алма-Ата.

Е. М. Сидоркин. «Скачка трёх воинов с поднятыми пиками». Фронтиспис к поэме «Манашы улы тулибай». Гравюра на линолеуме. 1959. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Е. М. Сидоркин. «Скачка трёх воинов с поднятыми пиками». Фронтиспис к поэме «Манашы улы тулибай». Гравюра на линолеуме. 1959.

С. А. Мамбеев. «В горах». 1956—57. Музей искусства народов Востока. Москва. Казахская Советская Социалистическая Республика.

С. А. Мамбеев. «В горах». 1956—57. Музей искусства народов Востока. Москва.

А. И. Ненашев. Эскиз занавеса к опере Зильбера «Бекет». Гуашь. 1940. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

А. И. Ненашев. Эскиз занавеса к опере Зильбера «Бекет». Гуашь. 1940. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата.

С. А. Айтбаев. «Молодые казахи». 1968. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

С. А. Айтбаев. «Молодые казахи». 1968. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата.

А. Кастеев. «Высокогорный каток». Акварель. 1955. Казахская Советская Социалистическая Республика.

А. Кастеев. «Высокогорный каток». Акварель. 1955.

Т. С. Досмагамбетов. Портрет студентки. Терракота. 1964. Собственность Министерства культуры Казахской ССР. Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Т. С. Досмагамбетов. Портрет студентки. Терракота. 1964. Собственность Министерства культуры Казахской ССР. Алма-Ата.

А. М. Черкасский. Портрет народного артиста Казахской ССР К. У. Бадырова. 1958. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

А. М. Черкасский. Портрет народного артиста Казахской ССР К. У. Бадырова. 1958. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата.

Б. А. Тулеков. Портрет дважды Героя Социалистического Труда Ж. Куанышбаева. Гальванопластика. 1961. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Б. А. Тулеков. Портрет дважды Героя Социалистического Труда Ж. Куанышбаева. Гальванопластика. 1961. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата.

  В Алма-Ате в 1940 основан Союз художников Казахской ССР (с 1933 по 1940 — оргкомитет Союза художников).

  Н.-Б. Нурмухаммедов.

Н. Б. Нурмухаммедов. «Степь горит». 1962. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Н. Б. Нурмухаммедов. «Степь горит». 1962. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата.

 

Лит.: Басенов Т. К., Архитектурные памятники в районе Сам, А.-А., 1947; Мендикулов М. М., Памятники архитектуры полуострова Мангышлака и Западного Устюрта, А.-А., 1956; Басенов Т. К., Орнамент Казахстана в архитектуре, А.-А.,1957; Маргулан А. Х., Басенов Т. К., Мендикулов М. М., Архитектура Казахстана, А.-А., 1959; Толстов С. П., По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Акишев К. А., Кушаев Г. А., Древняя культура саков и усуней долины реки Или, А.-А., 1963; Изобразительное искусство Казахстана, отв. ред. Б. Г. Ерзакович, А.-А., 1963; Древняя культура Центрального Казахстана, А.-А., 1966; Мендыкулов М. М., Обновленная Сары-Арка, А.-А., 1967; Сарыкулова Г., Графика Казахстана, А.-А., 1967; Живопись Казахской ССР. [Альбом, предисловие Н.-Б. Нурмухаммедова], М., [1970]; Народное декоративно-прикладное искусство казахов. [Альбом. Вступит. ст. Н. А. Оразбаевой], Л., 1970; Нурмухаммедов Н.-Б., Искусство Казахстана, [М., 1970]; Искусство Казахской ССР. [Альбом. Сост. и авт. Вступит. ст. Г. А. Сарыкулова, Л., 1972]; Ежелгi модениет куолары, Алматы, 1966.

Казахская Советская Социалистическая Республика (Казак Советтик Социалистик Республикасы), Казахстан (Казакстан).

Герб государственный. Казахская ССР. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Герб государственный. Казахская ССР.

Флаг государственный. Казахская ССР. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Флаг государственный. Казахская ССР.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Казахстана
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Казахстана
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. ЕСТСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Анилиновые красители, устарелое название органических синтетических красителей.
Арсенал (франц. arsenal, итал. arsenale, от араб.
Аэровокзал, здание для обслуживания пассажиров возд.
Барроу (город в Великобритании) Барроу, Барроу-ин-Фернесс (Barrow; Barrow-in-Furness), город-графство и порт в Великобритании, в графстве Ланкашир (Англия), на полуострове Фернесс, на берегу Ирландского моря.
Бере зимняя Мичурина, зимний сорт груши, выведенный в 1903 И.
Бобр (река в БССР) Бобр, река в Витебской и Минской областях БССР, левый приток р.
Брашман Николай Дмитриевич [14(25).6.1796, Росенов (Моравия), — 13(25).
Бьюкенен Джеймс Бьюкенен (Buchanan) Джеймс (23.4.1791, Мерсерсберг, штат Пенсильвания, — 1.
Велес де Гевара Луис Велес де Гевара (Velez de Guevara) Луис (26.
Винберг Георгий Георгиевич [р. 18(31).5.1905, Петербург], советский гидробиолог, член-корреспондент АН СССР (1976).
Волостной сход, орган местного крестьянского сословного управления в дореволюционной России, созданный после реформы 1861.
Вязель, заячий клевер (Coronilla), род однолетних и многолетних трав и небольших кустарников семейства бобовых.