образование и культурно-просветительные учреждения "> образование и культурно-просветительные учреждения "> образование и культурно-просветительные учреждения ">

Казахская Советская Социалистическая Республика XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения

  До середины 19 в. на территории К. существовали только мусульманские школы — мектебы и медресе, где детей обучали араб. письменности и догмам ислама, готовя в основном служителей культа. После присоединения к России, завершившегося в 60-х гг. 19 в., были открыты первые светские казахские школы. Передовые представители казахской интеллигенции Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, Абай Кунанбаев пропагандировали русских культуру, боролись за распространение светского образования. К концу 19 в. в К. сложились 2 системы школ: для детей русской администрации и для зажиточной части казахского и другого нерусского населения; продолжали существовать религиозные школы. В 1914/15 учебном году было 2006 школ, в которых обучалось 105 тыс. учащихся, в том числе казахов только 7,9 тыс. чел. В предреволюционные годы грамотность казахского населения составляла 2%; среди женщин грамотные насчитывались единицами.

  С установлением Советской власти наступил коренной перелом в области народного образования в К. Было открыто много новых учебных заведений, организованы пункты ликвидации неграмотности; краткосрочные курсы выпустили первые отряды учителей и культармейцев. Обучение стало вестись на родном языке. Проводилась большая работа по переводу казахской письменности сначала на латинизированный алфавит (1928), а в 1940 Верховный Совет Казахской ССР принял закон о переводе на новый алфавит на основе русской графики. В 1930 было введено всеобщее начальное обучение; в 1931 — 7-летнее обучение в городах, рабочих посёлках и крупных совхозах. По данным переписи 1939, процент грамотных (в возрасте 9—49 лет) достиг 83,6 (среди мужчин 90,3, среди женщин 75,8). В 1940/41 учебном году в общеобразовательных школах всех видов обучалось 1158 тыс. учащихся. К 1951/52 учебном году было в основном осуществлено всеобщее обязательное 7-летнее обучение. С 1959 вводится обязательное 8-летнее обучение. Растет число дневных средних школ (2798 средних школ в 1971).

  До Октябрьской революции в К. не было дошкольных учреждений. В 1920 организованы первые 20 детских садов, в которых находилось 610 детей. Одновременно с социалистическим переустройством народного хозяйства и вовлечением женщин в общественно полезную деятельность сеть дошкольных учреждений непрерывно росла. На 1 января 1972 работало 5319 постоянных дошкольных учреждении, в которых воспитывалось 546 тыс. детей.

  В 1971/72 учебном году в 10101 общеобразовательной школе всех видов обучалось 3296 тыс. учащихся. Развернута сеть школ для работающей молодежи. Особое внимание уделяется охвату девушек местных национальностей всеобучем и созданию условии для продолжения ими образования; при многих учебных заведениях открыты интернаты. В 1971/72 учебном году функционировали 173 школы-интерната (62,9 тыс. учащихся), 2063 интерната при общеобразовательных. школах (137,2 тыс. детей), на полном государственном обеспечении состояло свыше 101 тыс. детей.

  Подготовка кадров квалифицированных рабочих началась ещё в 30-е гг. На 1 января 1972 работали 379 профессионально-технических учебных заведений, в том числе 370 дневных, из них 181 городское профессионально-техническое училище (88 тыс. учащихся), 177 с.-х. училищ (67,9 тыс. учащихся) и 12 технических училищ (8 тыс. учащихся). В 1971 учебными заведениями системы профессионально-технического образования выпущено 116,9 тыс. квалифицированных рабочих.

  Широкое развитие получило среднее специальное образование. В 1971/72 учебном году в 198 средних специальных учебных заведениях обучалось 223,4 тыс. учащихся. До революции имелось всего 7 училищ (300 учащихся), готовивших учителей так называемых русско-киргизских школ. В 1971/72 учебном году подготовка учителей общеобразовательных школ осуществлялась в 18 педагогических институтах и 19 педагогических училищах.

  Первый вуз в К. — Педагогический институт им. Абая — был открыт в 1928 в Алма-Ате. Ныне кадры специалистов с высшим образованием для всех отраслей народного хозяйства и культуры готовят 44 высших учебных заведения. Крупнейшие вузы К.: Казахский университет им. С. М. Кирова, Казахский политехнический институт, Казахский сельскохозяйственный институт в Алма-Ате. В 1971/72 учебном году в вузах обучалось 200,5 тыс. студентов. В 1972 открыт университет в Караганде. Наконец 1971 насчитывалось 818 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве К.

  На 1 января 1972 в республике имелось: 7901 массовая библиотека (69798 тыс. экз. книг и журналов), крупнейшая из них — Государственная библиотека Казахской ССР им. А. С. Пушкина (см. в ст. Библиотеки союзных республик), 30 музеев, в том числе Центральный государственный музей К., Республиканская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко, музей М. Ауэзова (в Алма-Ате), мемориальные музеи Т. Г. Шевченко (г. Форт-Шевченко), В. В. Куйбышева (г. Кокчетав), Абая Кунанбаева, Ф. М. Достоевского (г. Семипалатинск), В. И. Чапаева (поселок Чапаево), краеведческие музеи в областных центрах; 7288 клубных учреждений (см. также разделы Музыка, Драматический театр, Кино); внешкольные учреждения: 250 дворцов и домов пионеров, 39 станций юных техников, 24 станции юннатов, 301 детско-юношеская спортшкола.

М. С. Кенбаев. «Беседа». 1958. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

М. С. Кенбаев. «Беседа». 1958. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата.

А. Джусупов. «Счастье». 1959. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

А. Джусупов. «Счастье». 1959. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата.

Скульптура 6—15 вв. «Архар». Ракушечник. 14—15 вв. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Скульптура 6—15 вв. «Архар». Ракушечник. 14—15 вв. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата.

Л. П. Леонтьев. «Гуля». 1968. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Л. П. Леонтьев. «Гуля». 1968. Казахская художественная галерея им. Т. Г. Шевченко. Алма-Ата.

 

  Лит.: Тажибаев Т., Просвещение и школы Казахстана во второй половине XIX в., А. А., 1962; Бережнов К. Б., Русско-казахское содружество в развитии просвещения, [А.-А.,1965]; Сембаев А., История развития советской школы в Казахстане, А.-А., 1962.

  Р. Д. Есенжолова.

Художественная самодеятельность. Зарождение художественной самодеятельности в К. относится ко времени Гражданской войны 1918—20, когда в школах, клубах, частях Красной Армии организовывались любительские театральные кружки. В начале 1972 насчитывалось около 44 тыс. коллективов художественной самодеятельности, в том числе свыше 9 тыс. хоровых, свыше 6 тыс. музыкальных, свыше 5 тыс. танцевальных, около 4 тыс. драматических, 38 цирковых; около 2 тыс. агитбригад. Работает 226 народных театров. Общее число участников самодеятельности 792,5 тыс. чел.

Казахская Советская Социалистическая Республика (Казак Советтик Социалистик Республикасы), Казахстан (Казакстан).

Герб государственный. Казахская ССР. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Герб государственный. Казахская ССР.

Флаг государственный. Казахская ССР. Казахская Советская Социалистическая Республика.

Флаг государственный. Казахская ССР.

I. Общие сведения
III. Природа
IV. Население
V. Исторический очерк
VI. Коммунистическая партия Казахстана
VII. Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Казахстана
VIII. Профессиональные союзы
IX. Народное хозяйство
X. Медико-географическая характеристика
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения
XII. Наука и научные учреждения
1. ЕСТСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
XIII. Печать, радиовещание, телевидение
XIV. Литература
XV. Архитектура и изобразительное искусство
XVI. Музыка
XVII. Танец. Балет
XVIII. Драматический театр
XIX. Кино
Так же Вы можете узнать о...


Каутская Минна Каутская (Kautsky) Минна (11.
Кириллов Петр Семенович (Петр Эрьке) [8(21).
Колебательная скорость частиц (акустическая скорость), скорость v, с которой движутся по отношению к среде в целом частицы (бесконечно малые части среды), колеблющиеся около положения равновесия при прохождении звуковой волны.
Конт Огюст Конт (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье, — 5.
Кофе (англ. coffee, голл. koffie, от араб. кахва), 1) то же, что кофейное дерево.
Крушне-гори, горы на границе Чехословакии и ГДР; см.
Кюрюк-Дара (современное Курудере), селение в турецкой Армении, на дороге из Александрополя в Карс, близ которого 24 июля (5 августа) 1854 во время Крымской войны 1853—56 произошло сражение между главными силами турецких войск (около 60 тыс.
Ленбах Франц фон Ленбах (Lenbach) Франц фон (13.12.1836, Шробенхаузен, Бавария, — 6.
Литийорганические соединения, соединения, содержащие связь углерод — литий, R — Li.
Люциферины, ненасыщенные органические соединения, входящие в состав природных биолюминесцентных систем.
Маннингер Реже Маннингер (Manninger) Реже (7.7.1890, Шопрон, — 4.
Медиальный (позднелат. medialis, от латинского medius — средний), термин в анатомии, указывающий на расположение какой-либо части тела организма ближе к его срединной (медианной) плоскости.
Мешхед, город на северо-востоке Ирана, в долине р.
Мойва (Mallotus villosus), морская рыба семейства корюшек.
Мужские союзы, общественный институт, возникший, по-видимому, на стадии перехода от материнского к отцовскому роду как организация мужчин для борьбы за преобладающее положение в обществе.
Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК), орган Единого народно-демократического фронта Китая.
Ниас (Nias), остров в Индийском океане, к З.
Ньенчен-Тангла, горный хребет в Китае, восточная часть гор Гандисышань.
Олёкминский Становик, система горных хребтов в восточной части Забайкалья, в Читинской области РСФСР.