Кольцов Алексей ВасильевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
А. В. Кольцов. Кольцов Алексей Васильевич [3(15).10.1809, Воронеж, — 29.10(10.11).1842, там же], русский поэт. Родился в семье воронежского мещанина, торговца скотом. С детских лет принимал участие в делах отца — перегонял стада в степях, покупал и продавал скот на деревенских базарах. Учился в уездном приходском училище менее полутора лет. В 16 лет начал писать стихи, подражая популярным поэтам того времени. Первым наставником Кольцов Алексей Васильевич был воронежский семинарист А. П. Серебрянский. В 1830 Кольцов Алексей Васильевич встретился с приезжавшим в Воронеж Н. В. Станкевичем, который познакомил со стихами безвестного юноши московских литераторов, в том числе В. Г. Белинского, вскоре ставшего для Кольцов Алексей Васильевич близким другом, учителем жизни. Влияние Белинского на судьбу Кольцов Алексей Васильевич как поэта было решающим: он способствовал формированию его мировоззрения, освобождению от элементов религиозности. В 1835 Станкевич и Белинский на средства, собранные по подписке, издали 1-ю книжку стихов Кольцов Алексей Васильевич Талант поэта-самоучки горячо поддержали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский. Передовых современников привлекла глубокая народность стихотворений Кольцов Алексей Васильевич, резко отличавшая их от многочисленных подделок под народную поэзию. Кольцов Алексей Васильевич воспевал радостный труд человека на земле, слитность его с природой («Песня пахаря», «Урожай», «Косарь»). Реалистические картины сочетаются в некоторых его стихах с известной идеализацией народной жизни. Однако передовая русская критика (Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин) ценила, прежде всего, демократическое содержание творчества Кольцов Алексей Васильевич, открывшего для поэзии новые жизненные пласты, рассматривала его талант как свидетельство творческих сил, таящихся в народе. Белинский писал, что вместе с напевной лирикой Кольцов Алексей Васильевич в литературу «... смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и всклокоченные бороды, и старые онучи, — и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии» (Полн. собр. соч., т. 9, 1955, с. 534). Называя Кольцов Алексей Васильевич «великим народным поэтом», Добролюбов отмечал, что его песни «... составили у нас совершенно особый, новый род поэзии... Кольцов первый стал представлять в своих песнях настоящего русского человека, настоящую жизнь наших простолюдинов так, как она есть, ничего не выдумывая» (Собр. соч., т. 1, 1961, с. 440). Суждения Кольцов Алексей Васильевич о литературе, высказанные в письмах к друзьям, показывают, что поэт, несмотря на трагические обстоятельства его личной жизни, на невыносимую узость мещанского мира, в котором он задыхался, продолжал развиваться в направлении, предуказанном Белинским. Об этом же говорит и стихотворение Кольцов Алексей Васильевич «Лес» (1837), в котором с эпической силой воспет только что погибший Пушкин и отдано должное его гению. Подлинная народность образов, свежесть и яркость языка, вобравшего богатства народно-песенного творчества, соединялись в зрелых стихах Кольцов Алексей Васильевич с большой социальной мыслью. Многие песни и стихи Кольцов Алексей Васильевич положены на музыку А. С. Даргомыжским, Н. А. Римским-Корсаковым, М. П. Мусоргским, М. А. Балакиревым и другими композиторами.
Соч.: Полн. собр. стихотворений, Л., 1958; Соч., т. 1-2, М., 1961; Соч., М., 1966.
Лит.: Белинский В. Г., О жизни и сочинениях Кольцова, Полн. собр. соч., т. 9, М., 1955; Тонков В. А., А. В. Кольцов. Жизнь и творчество, 2 изд., Воронеж, 1958; Чичеров В., Русская песня и песни-стихи А. В. Кольцова, в его кн.: Вопросы теории и истории народного творчества, М., 1959. В. В. Жданов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|