Конфликт художественный

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЮ
КОЯ

Конфликт художественный, коллизия художественная, противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами — характером и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера; в структуре художественного произведения оно выступает как идеологически значимое противопоставление (оппозиция) соответствующих образов. Термин «Конфликт художественный» (или коллизия) традиционно применяется к временным изобразительно-динамическим видам и жанрам искусства: литературе (драма, многие эпические жанры, иногда — лирика), театру, кино. Будучи основой (и «энергией») развивающегося действия, Конфликт художественный по его ходу непрерывно трансформируется в направлении кульминации и развязки; т. о. произведению обеспечивается внутреннее диалектическое единство и цельность. Конфликт художественный непосредственно раскрывается в сюжете (который часто называют «движущимся Конфликт художественный»), а также в предметных деталях, композиции и языке произведения. В эпопее, драме, романе, новелле, киносценарии Конфликт художественный составляет обычно ядро темы и проблематики, а характер его разрешения предстаёт как определяющий момент художественной идеи. Эстетическая специфика художественного Конфликт художественный выступает в таких категориях, как трагическое, комическое, идиллическое (отсутствие Конфликт художественный) и др., обобщающих типологически-мировые свойства художественных Конфликт художественный

  Самым общим источником содержательности художественного Конфликт художественный являются духовнои социально-исторические противоречия реального мира. Однако, в отличие от общественных наук и публицистики, искусство осваивает социальный Конфликт художественный опосредствованно, — отражая те многообразные противоречия, которые он порождает в человеческих взаимоотношениях, взятых в их полноте и целостности, в их духовно-душевном, интеллектуальном, телесном своеобразии. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» разлад передовой дворянской интеллигенции с самодержавно-крепостническим строем и русским «миром» вообще выявляется главным образом в личной драме героя, терпящего крах в дружбе и любви; при этом обнаруживается несоответствие между общественным воспитанием героя и подлинной человечностью, что определяет и внутренний Конфликт художественный его с самим собой. Очевидно, что определение объективного социального противоречия, питающего художественный Конфликт художественный, ещё не характеризует неисчерпаемую и новую для каждого последующего поколения идейную глубину произведения. Ведь одно и то же объективное противоречие отразилось во многих других романах того периода («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Кто виноват?» А. И. Герцена, «Рудин» И. С. Тургенева и др.), по своему содержанию, однако, глубоко отличных от «Евгения Онегина». Художественный Конфликт художественный ценен своим индивидуальным, неповторимым смыслом. Вместе с тем Конфликт художественный в произведениях определённой исторической эпохи обладают некоторой общностью: в них отражается одна историческая стадия развития общественных взаимоотношений и личностного самосознания.

  Для античного искусства одним из центральных является Конфликт художественный ограниченного в предвидениях человека и тяготеющего над ним рока; для позднего Возрождения — героически самодеятельной личности и эгоистического индивидуализма, антигуманных обстоятельств; для барокко — Конфликт художественный прекрасного и безобразного в натуре человека, чувственной природы и духовного аскетизма; для классицизма — личных страстей и гражданского долга; для романтизма — «гениальной» личности и прозаичности среды. Реализм, приблизив художественный Конфликт художественный к его социально-исторической основе, — противоречие между сущностью, возможностями человека и его конкретно-общественным бытием, невоплотимость внутреннего мира личности в социально-историческую плоть (человек в романе, по М. М. Бахтину, или больше своей судьбы, или меньше своей человечности) — развил небывалое многообразие Конфликт художественный В литературе модернизма превалируют Конфликт художественный индивида с отчуждённой реальностью, сознания и подсознания, биологического и социального в человеческой природе.

  Социалистический реализм, наследуя богатство классического Конфликт художественный, вскрывает их общественную детерминированность и выдвигает как главный Конфликт художественный: противостояние и встречу человека и истории, социально-классовые антагонизмы и их революционное разрешение, становление нового коллективистского сознания в борьбе с индивидуалистической моралью.

  Впервые обстоятельно теория Конфликт художественный разработана Г. Гегелем. По Гегелю, «противоположность, содержавшаяся в ситуации», образует возможность и необходимость действия, состоящего в противоборстве, «акциях и реакциях» действующих сил — непременно «субстанциональных», всеобщих положительных сил; исчерпав взаимные требования, противоположности сливаются в гармоничном идеале.

  Марксистская эстетика акцентирует объективную социально-историческую природу Конфликт художественный и настаивает на его разрешении согласно смыслу исторического прогресса. Вместе с тем она принципиально допускает неразрешимость художественного Конфликт художественный в рамках отдельных произведений. Ф. Энгельс специально оговаривал, что «... писатель не обязан преподносить читателю в готовом виде будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов» (Маркс Конфликт художественный и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 333). Проблема художественного Конфликт художественный остаётся актуальной в советской эстетике.

 

  Лит.: Маркс Конфликт художественный, Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1—2, М., 1967; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, в 4 тт., т. 1—3, М., 1968—71; Кожинов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, кн. 2, М., 1964; Бочаров С. Г., Характеры и обстоятельства, там же, [кн. 1], М., 1962.

  М. Н. Эпштейн.

Так же Вы можете узнать о...


Садразам, садр-и-азам (араб. — высший начальник), титул высшего должностного лица (первого министра, главы правительства) в Османской империи (с 16 в.
Сен-Венана принцип в теории упругости, принцип, согласно которому уравновешенная система сил, приложенная к какой-либо части сплошного тела, вызывает в нём напряжения, очень быстро убывающие по мере удаления от этой части.
Смольный институт благородных девиц, первое в России женское среднее воспитательно-образовательное учреждение, положившее начало общественному женскому образованию в государстве.
Старобешевская ГРЭС им. В. И. Ленина, конденсационная электростанция близ поселка Новый Свет Старобешевского района Донецкой области УССР.
Таджики (самоназвание — тоджик), нация, основное население Таджикской ССР.
Титовы, семья русских деятелей культуры. Николай Сергеевич Т.
Тьерра фриа (испанское tierra fria — холодная земля), верхний лесной пояс в горах Центральной и Южной Америки, в низких широтах, на высотах от 1700—2000 м до 3200—3500 м (под экватором).
Федченко часы, высокоточные маятниковые часы с изохронизирующим подвесом и электромагнитным возбуждением колебаний маятника.
Фурланы, народ в Италии. См. Фриулы.
«Цветные металлы», ежемесячный научно-технический и производственный журнал, орган министерства цветной металлургии СССР и Центрального правления Научно-технического общества цветной металлургии.
Чревосечение, лапаротомия, хирургическая операция вскрытия брюшной полости.
Щучье, город, центр Щучанского района Курганской области РСФСР.
Эфталиты, белые гунны, объединение племён (5—6 вв.
Аддисон Джозеф Аддисон (Addison) Джозеф (1.5.1672, Эймсбери, — 17.