Кочевничество

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЮ
КОЯ

Кочевничество, номадизм (от греч. nomás, родительный падеж nomádos — кочующий), особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. Термин «Кочевничество» в основном применяется к образу жизни скотоводов аридной (засушливой) зоны, но иногда употребляется и по отношению к более архаическим хозяйственно-культурным типам бродячих охотников и собирателей. Кочевничество возникло в ходе общественного разделения труда, при выделении скотоводства в самостоятельный вид хозяйства. Значительную часть проблем, связанных с Кочевничество, ещё не разработана и среди учёных существует много различных точек зрения. Кочевничество зародилось в конце 2-го — начале 1-го тысячелетия до н. э. в среде горно-степных племён Евразии. С ростом производительных сил и заселением новых областей часть племён переходила в степях, полупустынях и пустынях от оседлого и полуоседлого пастушеского скотоводства к подвижному скотоводству. В течение 1-го тысячелетия до н. э. и в первые века н. э. Кочевничество получило большое распространение в Центральной, Средений, Западной Азии, Причерноморье, несколько позднее в Северной Африке. Переход к Кочевничество способствовал росту поголовья скота, освоению ранее незаселённых областей аридной зоны, развитию связей между племенами. Наиболее приспособленными для Кочевничество животными оказались овцы, лошади, верблюды и козы. В арктической зоне в сравнительно позднее время под влиянием южных скотоводческих племён сложилось кочевое оленеводство. Скотоводство, составлявшее основное занятие кочевников и полукочевников, сочеталось, как правило, с др. видами занятий: земледелием, торговлей, охотой. Нередко часть того или иного племени кочевала, а часть была оседлой. В различных природных условиях сложились разные формы кочевания: «меридиональное» (стада перегонялись летом на С., зимой — на Ю.), «пустынное» (кочевание велось от колодца к колодцу или вокруг колодца), «вертикальное» (кочевание с зимних пастбищ, расположенных в долинах, на летние высокогорные) и др. Для Кочевничество характерны специфические явления материальной и духовной культуры и устойчивое сохранение пережитков племенной структуры. В кочевые группы для выпаса скота и перекочёвок объединялись обычно племенные подразделения; существовали племена и союзы племён. Идеологически такая форма организации осмысливалась в виде общности происхождения, обычно легендарной, т. к. действительное кровное родство имело место только в мелких кочевых группах.

  О формах собственности и общественных отношений у кочевников-скотоводов в эпохи рабовладения и феодализма в литературе нет единого мнения (см. Феодализм). С глубокой древности у них была развита частная собственность на скот и специфическая, вытекающая из условий кочевого скотоводства, общинная форма собственности на пастбища и источники воды. Но уже средневековые документы свидетельствуют, что вожди и зажиточные скотоводы, используя свою власть и экономическое положение, захватывали лучшие участки пастбищ в личное пользование. Нередко эксплуатация скрывалась под разными формами соседской помощи. Длительное время сохранялись патриархальные формы рабства, продажа рабов, захваченных во время военных набегов. Сущность и характер общественного разделения труда обусловливали во все исторические периоды необходимость экономических, политических и культурных связей между кочевниками-скотоводами и оседлыми земледельцами. Мирные отношения иногда прерывались враждебными столкновениями. В истории нередко образование кочевниками крупных временных объединений («кочевых империй»), иногда превращавшихся в мощные феодальные государства на территориях с оседлым земледельческим населением (государственные образования в монгольское и послемонгольское время в Средней Азии, Иране и др.). Однако в феодальную эпоху в условиях Кочевничество производство развивалось очень медленно, что задерживало и развитие социальных отношений. С конца 19 в. начался кризис кочевого скотоводства, вызванный развитием капиталистического животноводства и распространением механического транспорта, вследствие чего часть кочевников перешла на оседлость.

  В начале 20 в. в царской России Кочевничество преобладало у казахов, киргизов, части туркмен, бурят, балкарцев, карачаевцев, ногайцев, алтайцев и др. В ряде стран Центральной и Западной Азии и Северной Африки ещё сохранились большие группы кочевников (среди монголов, арабов, курдов, белуджей и др.). Широкий и планомерный перевод кочевников на оседлость при разнообразной государственной помощи имел место в СССР и происходит в МНР.

 

  Лит.: Маркс Кочевничество, Формы, предшествующие капиталистическому производству, Маркс Кочевничество, Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Владимирцов Б. Я., Общественный строй монголов, Л., 1934; Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX — первой трети XX вв., М., 1961; Руденко С. И., К вопросу о формах скотоводческого хозяйства и о кочевниках, в кн.: Географическое общество СССР. Материалы по отделению этнографии, ч. 1, Л., 1961; Батраков В. С., Хозяйственные связи кочевых народов с Россией, Средней Азией и Китаем (с XV до половины XVIII вв.), Таш., 1958; Абрамзон С. М., Формы родоплеменной организации у кочевников Средней Азии, в сб.: Родовое общество, М., 1951; Жданко Т. А., Международное значение исторического опыта перехода кочевников на оседлость в Средней Азии и Казахстане, «Советская этнография», 1967, №4; Потапов Л. Н., Из истории кочевничества. «Вестник истории мировой культуры», 1957, №4; Марков Г. Е., Некоторые проблемы общественной организации кочевников Азии, «Советская этнография», 1970, № 6; Толыбеков С. Е., Кочевое общество казахов в XVII — начале XX вв., А.-А., 1971; Viehwirtschaft und Hirtenkultur. Ethnographische Studien, Bdpst, 1969.

  Г. Е. Марков.

Так же Вы можете узнать о...


Канхваман, залив Жёлтого моря у западных берегов Южной Кореи.
Качавские горы (Gory Kaczawskie), горы на юго-западе Польши, северные отроги Судет.
Китай, ская Народная Республика, КНР (кит.
Колосники, верхняя часть театральной сцены, арены цирка или съёмочной площадки павильона киностудии.
Копия (в пластических искусствах) Копия в пластических искусствах, художественное произведение, повторяющее другое произведение и исполненное самим автором либо другим художником.
Красные Баррикады, посёлок городского типа в Икрянинском районе Астраханской области РСФСР.
Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Лапша, пищевой продукт, приготовляемый из пшеничной муки, замешанной на воде.
Лигурийские Альпы (Alpi Liguri), часть Приморских Альп в пределах Италии, обрамляющая Лигурийское море.
Лукново, посёлок городского типа в Вязниковском районе Владимирской области РСФСР.