Иванов Александр Андреевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ИА ИБ ИВ ИГ ИД ИЕ ИЖ ИЗ ИИ ИЙ ИК ИЛ ИМ ИН ИО ИП ИР ИС ИТ ИУ ИФ ИХ ИЦ ИЧ ИШ ИЮ ИЯ
ИВА
ИВД
ИВЕ
ИВН
ИВО
ИВР
ИВУ
ИВЧ
ИВЬ
ИВЭ

Иванов Александр Андреевич [16(28).7.1806, Петербург, — 3(15).7.1858, там же], русский живописец. Учился в качестве «вольноприходящего» ученика в петербургской АХ (1817—28) у своего отца А. Иванов Александр Андреевич Иванова и в классе А. Е. Егорова. С 1830 пенсионер общества поощрения художников в Италии, посетил Австрию и Германию. В 1831—58 жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. В 1857 ездил в Лондон для встречи с А. Иванов Александр Андреевич Герценом. Произведения раннего (петербургского) периода творчества Иванов Александр Андреевич обладают всеми характерными чертами живописи классицизма: уравновешенной композицией, чётким распределением фигур и предметов по планам, плавным контурным рисунком и локальным цветом; художник стремился добиться эмоциональной выразительности в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем («Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», 1824, Третьяковская галерея; «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице хлебодару и виночерпию», 1827, «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», 1829, «Явление Христа Марии Магдалине», 1835, — все в Русском музее, Ленинград). Завершает ранний период творчества одна из первых работ Иванов Александр Андреевич в Риме — картина «Апполон, Гиацинт и Кипарис» (1831—34, Третьяковская галерея), отличающаяся исключительной гармоничностью и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. Как и другие представители передовой русской интеллигенции 1830—40-х гг., Иванов Александр Андреевич искал пути разрешения глубоких социальных противоречий, устранения несправедливости и угнетения. На формирование мировоззрения Иванов Александр Андреевич в Риме повлияли дружеские отношения (в конце 1830 — начале 1840-х гг.) с Н. В .Гоголем (которым во многом были внушены Иванов Александр Андреевич представления о просветительских задачах искусства), а также с членом московского кружка любомудров Н. М. Рожалиным и главой немецких назарейцев художником Ф. Овербеком; от последних Иванов Александр Андреевич усвоил идеи шеллингианства (см. Шеллинг Ф. В.). Проникнувшись верой в пророческую роль художника, в возможность с помощью искусства преобразить человечество, нравственно усовершенствовать его, Иванов Александр Андреевич в своём творчестве стремился осмыслить основные вопросы бытия человека, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы. Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной «Явление Христа народу» (1837—57, Третьяковская галерея). Евангельский сюжет Иванов Александр Андреевич трактовал как реальное историческое событие, основное содержание которого — духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Сложная, подчинённая идейному замыслу картины многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, по-разному воспринимающих событие; каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл.

<a target=А. Ан. Иванов. Портрет работы С. П. Постникова. Третьяковская галерея. Москва. Иванов Александр Андреевич." alt="А. А.Иванов «Явление Христа народу»."

А. Ан. Иванов. Портрет работы С. П. Постникова. Третьяковская галерея. Москва. Иванов Александр Андреевич.

А. Ан. Иванов. Портрет работы С. П. Постникова. Третьяковская галерея. Москва.

А. А.Иванов «Явление Христа народу».

  Сам замысел картины и его осуществление в виде монументального программного произведения, выдвигающего проблемы всемирно-исторического значения, характерны для позднего романтизма, который проявился в использовании приёмов и норм классицистического искусства, обогащенных, однако, ощущением глубинности пространства и динамики форм. В «Явлении Христа народу» композиция симметрична, уравновешенна и замкнута, фигурный план тяготеет к неглубокому пространственному развороту, расположение фигур подобно барельефу. Контраст этих условных приёмов академической живописи с реалистическими достижениями Иванов Александр Андреевич (опыт освоения пространства, добытый в пейзажных этюдах, глубокое постижение человеческих характеров и др.) придаёт картине противоречивый характер. Вследствие этой противоречивости, а также утраты Иванов Александр Андреевич веры в возможность преобразовать человечество с помощью религиозно-нравственной проповеди средствами искусства (большое влияние на изменение мировоззрения Иванов Александр Андреевич оказали революционные события 1848, свидетелем которых он был в Италии) картина осталась незавершённой. Самостоятельной областью творчества Иванов Александр Андреевич являются этюды, выполненные в процессе работы над картиной (свыше 300, Третьяковская галерея, Русский музей и другие собрания). Этюды голов и фигур Иванов Александр Андреевич писал как с произведений классического искусства, так и с живой натуры, постепенно, в результате сложного синтеза этих двух основных источников, выражая в последующих этюдах свои идеальные представления о персонажах картины и добиваясь точного воплощения в каждом персонаже определённых человеческих качеств и состояний. В пейзажных этюдах, отличающихся большой философской глубиной восприятия, Иванов Александр Андреевич стремился объективно передать всё многообразие жизни природы, познать законы её развития и основные элементы: воду, землю, растительность, небо («Аппиева дорога при закате солнца», 1845, «На берегу Неаполитанского залива», конец 1840-х — начало 1850-х гг., — оба в Третьяковской галерее). Иванов Александр Андреевич добился огромных успехов в постижении пространства, использовав достижения современной ему пленэрной (см. Пленэр) живописи, сохранив при этом силу и интенсивность звучания цвета, добился естественного сочетания объёма и пространства. Картина «Явление Христа народу» осталась в истории русского искусства замечательной школой углублённой работы над натурой, над различными компонентами картины. В последнее десятилетие жизни Иванов Александр Андреевич работал над циклом «Библейских эскизов» (акварель, Третьяковская галерея и Русский музей), которые, по мысли художника, предназначались для росписей особого здания. Используя исследования Д. Ф. Штрауса и творчески переосмысливая мотивы искусства Древнего Востока, античности и Византии, Иванов Александр Андреевич трактовал древние легенды как историю духовного и нравственного развития человечества, достигнув необычайной глубины их философского обобщения и истолкования. В «Библейских эскизах» Иванов Александр Андреевич сумел органически сочетать историческое и бытовое, легендарно-фантастическое и обыкновенное. Коренному переосмыслению подверглись образы Христа и его учеников, многие евангельские чудеса трактованы как порожденные мифологическими представлениями. Отказавшись от традиционных условных приёмов композиции, Иванов Александр Андреевич применял композиционные решения, наиболее соответствующие изображаемому событию, ввёл цветовое пятно, подчёркнутое на плоскости листа контуром, достиг большой выразительности ритма линий, открыл новые фактурные возможности графики. Сохраняя связь с традициями классицистического монументализма, «Библейские эскизы» закладывают черты реалистического метода. Эти качества творчества Иванов Александр Андреевич, обращенные одновременно и к прошлому, и к будущему искусства, сделали Иванов Александр Андреевич одним из самых значительных русских живописцев 19 в. Творчество Иванов Александр Андреевич, встречавшее враждебное отношение официальных кругов царской России, высоко ценили Н. В. Гоголь, А. Иванов Александр Андреевич Герцен, Н.Г. Чернышевский, Иванов Александр Андреевич Н. Крамской, Иванов Александр Андреевич Е. Репин.

 

  Лит.: Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка. 1806—1858 гг., СПБ. 1880; Крамской Иванов Александр Андреевич Н., Об Иванове, в кн.: Иван Николаевич Крамской., СПБ, 1888; Зуммер В., Система библейских композиций А. А. Иванова, «Искусство», 1914, № 7—12; Машковцев Н., Творческий путь Александра Иванова, «Аполлон», 1916, № 6—7; Алпатов М. В., А. А. Иванов. Жизнь и творчество, т. 1—2, М., 1956; Дмитриева Н., Библейские эскизы Александра Иванова, «Искусство», 1956, № 5; А. А. Иванов. Каталог выставки, М., 1956; Бернштейн Б., К вопросу о формировании эстетических взглядов Александра Иванова, «Искусство», 1957, №2; Ракова М. М., А. Иванов (1806—1858), М., 1960.

А. А. Иванов. «Ветка». 1840-е гг. Третьяковская галерея. Москва. Иванов Александр Андреевич.

А. А. Иванов. «Ветка». 1840-е гг. Третьяковская галерея. Москва.

  Д. В. Сарабьянов.

Так же Вы можете узнать о...


Чувашский язык, язык чувашей. Распространён в Чувашской АССР, за её пределами главным образом в Татарской АССР, Башкирской АССР, Ульяновской, Куйбышевской, Оренбургской, Саратовской и Пензенской области РСФСР.
Шихабы, Шехабы, род и династия эмиров в Ливане.
Эзерин, то же, что физостигмин.
Эндоскопия (от эндо... и ...скопия), врачебный метод исследования полых органов (например, пищевода — эзофагоскопия) и полостей тела (например, брюшной полости — лапароскопия) с помощью оптических приборов — эндоскопов.
Юрьева ночь 1343, см. Юрьевой ночи восстание 1343—45.
Авиация (франц. aviation, от латинского avis — птица), летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном воздушном пространстве.
Аксумское царство, государство на территории северной Эфиопии, названное по главному городу Аксуму.
Аммония гидроокись, NH4OH, соединение, образующееся при растворении аммиака в воде.
Аппер-Йосемити (Upper Yosemite), водопад на р.
Асфодель (Asphodelus), асфодил, род растений семейства лилейных.
Балантидиаз (у животных балантидиоз), болезнь свиней и человека, вызываемая равноресничной инфузорией — балантидием.
Бекабад (до 1964 — Беговат) город в Ташкентской области Узбекской ССР.
Бикс, стерилизационная коробка, стерилизационный барабан, металлическая коробка для стерилизации перевязочного материала и белья в автоклаве и хранения их в операционных и перевязочных.
Бонапарты (франц. Bonaparte, итал. Buonaparte), французская императорская династия, основанная в 1804 Наполеоном I Бонапартом, правившая в 1804—14 и 1815 и реставрированная в 1852 Наполеоном III.
Букачёвцы, посёлок городского типа в Рогатинском районе Ивано-Франковской области УССР.
Вангенгейм Алексей Феодосьевич (22.10.1881—17.
Веселовский Борис Борисович [22.6(4.7).1880, с.