Кустодиев Борис Михайлович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КУА
КУБ
КУВ
КУГ
КУД
КУЕ
КУЗ
КУИ
КУЙ
КУК
КУЛ
КУМ
КУН
КУО
КУП
КУР
КУС
КУТ
КУУ
КУФ
КУХ
КУЦ
КУЧ
КУШ
КУЩ
КУЭ
КУЮ
КУЯ

Кустодиев Борис Михайлович [23.2(7.3).1878, Астрахань, — 26.5.1927, Ленинград], советский живописец, график и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896—1903) у И. Е. Репина, участвовал в работе над его картиной «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Ленинград). Академик петербургской АХ (1909). Член Союза русских художников (с 1907), «Мира искусства» (с 1911), АХРР (с 1923). В 1905—07 сотрудничал в революционно сатирических журналах «Жупел» (рис. «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры». С 1906 Кустодиев Борис Михайлович выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Ярмарки», «Деревенские праздники», «Масленицы», «Балаганы»); для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиев Борис Михайлович с практикой «модерна» линейно-плоскостное, декоративное решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, Кустодиев Борис Михайлович превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей — в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, Кустодиев Борис Михайлович в то же время относится к нему иронически, даёт почувствовать его самодовольство и косность («Купчихи», темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев; «Красавица», 1915, Третьяковская галерея; «Купчиха за чаем», 1918, Русский музей). С начала 1900-х гг. Кустодиев Борис Михайлович разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада («Утро», 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба — Русский музей). Много работая для театра, Кустодиев Борис Михайлович переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения и решал формально-декоративные задачи, не всегда совпадавшие с замыслом автора и режиссёраСмерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; «Гроза» Островского, 1918, неосуществленная постановка). Успешными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленингр. Большой драматический театр), в которых Кустодиев Борис Михайлович нашёл органическую эмоциональную связь с драматургическим материалом. В послереволюционные годы Кустодиев Борис Михайлович участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября, создавал плакаты, лубки и картины на темы революции («Большевик», 1919—20, Третьяковская галерея; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Рус. музей). Тонкий рисовальщик, владевший уверенным, чётким штрихом, Кустодиев Борис Михайлович выполнил циклы иллюстраций к произведениям классиков и современных авторов (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923), работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.

Б. М. Кустодиев. «Купчиха». 1915. Русский музей. Ленинград. Кустодиев Борис Михайлович.

Б. М. Кустодиев. «Купчиха». 1915. Русский музей. Ленинград.

 

Б. М. Кустодиев. Автолитография Г. С. Верейского. 1921. Фрагмент. Кустодиев Борис Михайлович.

Б. М. Кустодиев. Автолитография Г. С. Верейского. 1921. Фрагмент.

  Лит.: Воинов В., Б. М. Кустодиев, Л., 1925; Эткинд М., Б. М. Кустодиев, Л. — М., 1960; Лебедева В. Е., Б. М. Кустодиев, М., 1966; Б. М. Кустодиев. Письма. Статьи, заметки, интервью..., [Л., 1967].

  В. Е. Лебедева.

Так же Вы можете узнать о...


Горадиз, посёлок городского типа в Физулинском районе Азербайджанской ССР, на левобережье Аракса.
Громов Валериан Иннокентиевич [р.27.2(10.3).
Дашкова Екатерина Романовна [17(28).3.1743 или 1744, Петербург, — 4(16).
Джавахетское нагорье, нагорье в Закавказье (Грузинская ССР), часть Южно-Грузинского нагорья, находящаяся к Ю.
Дневальный, лицо суточного наряда в воинской части.
Духовные учебные заведения, готовят служителей религиозных культов и дают теологическое образование.
Жижка Ян Жижка (Žižka) Ян (около 1360, Троцпов, Южная Чехия, — 11.
Здолбунов, город (с 1939), центр ского района Ровенской области УССР.
Игумен (от греч. hegumenos, буквально — идущий впереди, ведущий), настоятель или помощник настоятеля православного монастыря.
Интенсивность труда, степень напряжённости труда, т.