Мейерхольд Всеволод Эмильевич

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МЕА
МЕБ
МЕВ
МЕГ
МЕД
МЕЕ
МЕЖ
МЕЗ
МЕИ
МЕЙ
МЕК
МЕЛ
МЕМ
МЕН
МЕО
МЕП
МЕР
МЕС
МЕТ
МЕФ
МЕХ
МЕЦ
МЕЧ
МЕШ
МЕЩ

Мейерхольд Всеволод Эмильевич [28.1(9.2).1874, Пенза, — 2.2.1940, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Член КПСС с 1918. Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 поступил на юридический факультет Московского университета, в 1896 — на 2-й курс драматического класса Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества; по окончании в 1898 вошёл в труппу Московского Художественного театра. Наиболее значительные роли Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Треплев, Тузенбах («Чайка», «Три сестры» Чехова), Иоганнес («Одинокие» Гауптмана), Мальволио, принц Арагонский («Двенадцатая ночь», «Венецианский купец» Шекспира). В 1902 Мейерхольд Всеволод Эмильевич ушёл из МХТ; до 1905 возглавлял организованное им «Товарищество новой драмы» (Херсон, Николаев, Тбилиси), где выступил и как режиссёр. Здесь начала формироваться художественная программа Мейерхольд Всеволод Эмильевич, связанная с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актёрского действия живописно-декоративному началу. Эта программа получила обоснование в работе Мейерхольд Всеволод Эмильевич в Студии на Поварской (Москва, 1905), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные Мейерхольд Всеволод Эмильевич спектаклиСмерть Тентажиля» Метерлинка и «Шлюк и Яу» Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых Мейерхольд Всеволод Эмильевич осуществлял свои интересные идеи. Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906—07 Мейерхольд Всеволод Эмильевич был главным режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александринском театре (с 1908), Мейерхольд Всеволод Эмильевич ставил уже иную задачу — возрождение принципов «театра прошлых эпох»; стремился к сочетанию трагического гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях «Дон Жуан» Мольера, «Маскарад» Лермонтова), что имело важное значение для его дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы Мейерхольд Всеволод Эмильевич в Студии на Бородинской (с 1914, Петербург), где Мейерхольд Всеволод Эмильевич поставил «Незнакомку» и «Балаганчик» Блока.

  Протест против буржуазно-мещанского эпигонского натурализма привёл Мейерхольд Всеволод Эмильевич в первые же годы после Октябрьской революции 1917 к выдвижению идей «Театрального Октября», направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности полемики против академических театров нередко были ощутимы в деятельности Мейерхольд Всеволод Эмильевич в советское время. Однако наиболее значительные спектакли возглавлявшегося им в 1920—1938 театра (см. Мейерхольда имени театр) были направлены на создание искусства, связанного с революционной современностью как своим содержанием, так и присущей им динамической формой. Они были близки поэтике В. В. Маяковского, его трактовке театра как соединения «трибуны» и «зрелища». Это характерно для спектаклей «Мистерия-Буфф», «Клоп» и «Баня» Маяковского, «Зори» Верхарна, «Мандат» Эрдмана, «Последний решительный» Вишневского, «Вступление» Германа. Работая над произведениями классической драматургии, Мейерхольд Всеволод Эмильевич стремился к заострённому социально-обличительному и ярко-зрелищному раскрытию пьесы, властно подчиняя сценическое воплощение своему режиссёрскому видению, порой не останавливаясь даже перед перемонтировкой текста [«Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя, «Горе уму» («Горе от ума») Грибоедова и др.].

  Мейерхольд Всеволод Эмильевич осуществлял свои искания и в музыкальном театре. В предреволюционные годы он ставил оперы в петербургском Мариинском театре («Орфей и Эвридика» Глюка, 1911), а в 1935 дал новое сценическое прочтение «Пиковой дамы» Чайковского (Малый оперный театр, Ленинград).

  В 1922—24 Мейерхольд Всеволод Эмильевич был художественным руководителем московского Театра Революции. После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938) К. С. Станиславский привлек Мейерхольд Всеволод Эмильевич к работе в руководимом им оперном театре.

  Творческие поиски Мейерхольд Всеволод Эмильевич оказали большое влияние на советский и зарубежный театр.

 

  Соч.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1—2, Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1968.

 

  Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1958, с. 108—16, 373—407; Маяковский В. В., Полн. собр. соч., т. 12, Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1959; Волков Н., Мейерхольд, т. 1—2, Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Л., 1929: Гвоздев А. А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920—1926), Л., 1927; Алперс Б., Театр социальной маски, Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Л., 1931; Ростоцкий Б., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1960: Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1967; Рудницкий К. Л., Режиссёр Мейерхольд, [Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1969].

В. Э. Мейерхольд. Мейерхольд Всеволод Эмильевич.

В. Э. Мейерхольд.

Сцена из спектакля «Клоп» В. В. Маяковского. 1929. Режиссёр В. Э. Мейерхольд. Мейерхольд Всеволод Эмильевич.

Сцена из спектакля «Клоп» В. В. Маяковского. 1929. Режиссёр В. Э. Мейерхольд.

Сцена из спектакля «Последний решительный» Вс. Вишневского. 1931. Режиссёр В. Э. Мейерхольд. Мейерхольд Всеволод Эмильевич.

Сцена из спектакля «Последний решительный» Вс. Вишневского. 1931. Режиссёр В. Э. Мейерхольд.

  Б. И. Ростоцкий.

Так же Вы можете узнать о...


Ливингстона водопады, серия (около 32) порогов и водопадов, которые образует р.
Лугонес Аргуэльо Леопольде Лугонес, Лугонес Аргуэльо (Lugones Arguello) Леопольдо (13.
Малайско-полинезийские языки, австронезийские языки, языковая семья, включающая языки четырёх традиционно выделяемых групп: индонезийские, полинезийские, меланезийские и микронезийские языки.
Матрикул (от латинского matricula — список), устаревшее название зачётной книжки студента.
Металлорежущий станок, машина для обработки резанием металлических и др.
Многоатомные спирты ,спирты жирного ряда с несколькими группами — ОН в молекуле; так же, как и другие многоатомные соединения, содержащие в молекуле более одной функциональной группировки, подразделяются на двухатомные (гликоли), трёхатомные (глицерины), четырёхатомные (тетриты), пятиатомные (пентиты), шестиатомные (гекситы) и т.
Мотта Джузеппе Мотта (Motta) Джузеппе (29.12.1871, Айроло, Тессин, — 23.
Нариманов Нариман Кербалай Наджаф оглы [2(14).
Нешавские статуты 1454, Нешавские привилеи, привилегии, полученные шляхтой от польского короля Казимира IV под г.
Нью-Хэмпшир (New Hampshire), штат на северо-востоке США, в Новой Англии, граничит с Канадой.
Ольха (Alnus), род листопадных однодомных раздельнополых деревьев или кустарников семейства берёзовых.
Отморожение, холодовая травма, повреждение тканей организма в результате действия холода.
Партер (в садово-парковом иск-ве) Партер в садово-парковом искусстве, открытая часть сада или парка с газонами, цветниками, водоёмами, бордюрами из кустарника.
Петельная машина ,швейная машина для обмётки петель.
Плюккер Юлиус Плюккер (Plucker) Юлиус (16.7.1801, Эльберфельд, — 22.
Понапе (Ponape), остров в Тихом океане, в группе Сенявина острова.