Мейерхольд Всеволод ЭмильевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мейерхольд Всеволод Эмильевич [28.1(9.2).1874, Пенза, — 2.2.1940, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Член КПСС с 1918. Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 поступил на юридический факультет Московского университета, в 1896 — на 2-й курс драматического класса Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества; по окончании в 1898 вошёл в труппу Московского Художественного театра. Наиболее значительные роли Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Треплев, Тузенбах («Чайка», «Три сестры» Чехова), Иоганнес («Одинокие» Гауптмана), Мальволио, принц Арагонский («Двенадцатая ночь», «Венецианский купец» Шекспира). В 1902 Мейерхольд Всеволод Эмильевич ушёл из МХТ; до 1905 возглавлял организованное им «Товарищество новой драмы» (Херсон, Николаев, Тбилиси), где выступил и как режиссёр. Здесь начала формироваться художественная программа Мейерхольд Всеволод Эмильевич, связанная с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актёрского действия живописно-декоративному началу. Эта программа получила обоснование в работе Мейерхольд Всеволод Эмильевич в Студии на Поварской (Москва, 1905), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные Мейерхольд Всеволод Эмильевич спектакли («Смерть Тентажиля» Метерлинка и «Шлюк и Яу» Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых Мейерхольд Всеволод Эмильевич осуществлял свои интересные идеи. Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906—07 Мейерхольд Всеволод Эмильевич был главным режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александринском театре (с 1908), Мейерхольд Всеволод Эмильевич ставил уже иную задачу — возрождение принципов «театра прошлых эпох»; стремился к сочетанию трагического гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях «Дон Жуан» Мольера, «Маскарад» Лермонтова), что имело важное значение для его дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы Мейерхольд Всеволод Эмильевич в Студии на Бородинской (с 1914, Петербург), где Мейерхольд Всеволод Эмильевич поставил «Незнакомку» и «Балаганчик» Блока. Протест против буржуазно-мещанского эпигонского натурализма привёл Мейерхольд Всеволод Эмильевич в первые же годы после Октябрьской революции 1917 к выдвижению идей «Театрального Октября», направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности полемики против академических театров нередко были ощутимы в деятельности Мейерхольд Всеволод Эмильевич в советское время. Однако наиболее значительные спектакли возглавлявшегося им в 1920—1938 театра (см. Мейерхольда имени театр) были направлены на создание искусства, связанного с революционной современностью как своим содержанием, так и присущей им динамической формой. Они были близки поэтике В. В. Маяковского, его трактовке театра как соединения «трибуны» и «зрелища». Это характерно для спектаклей «Мистерия-Буфф», «Клоп» и «Баня» Маяковского, «Зори» Верхарна, «Мандат» Эрдмана, «Последний решительный» Вишневского, «Вступление» Германа. Работая над произведениями классической драматургии, Мейерхольд Всеволод Эмильевич стремился к заострённому социально-обличительному и ярко-зрелищному раскрытию пьесы, властно подчиняя сценическое воплощение своему режиссёрскому видению, порой не останавливаясь даже перед перемонтировкой текста [«Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя, «Горе уму» («Горе от ума») Грибоедова и др.]. Мейерхольд Всеволод Эмильевич осуществлял свои искания и в музыкальном театре. В предреволюционные годы он ставил оперы в петербургском Мариинском театре («Орфей и Эвридика» Глюка, 1911), а в 1935 дал новое сценическое прочтение «Пиковой дамы» Чайковского (Малый оперный театр, Ленинград). В 1922—24 Мейерхольд Всеволод Эмильевич был художественным руководителем московского Театра Революции. После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938) К. С. Станиславский привлек Мейерхольд Всеволод Эмильевич к работе в руководимом им оперном театре. Творческие поиски Мейерхольд Всеволод Эмильевич оказали большое влияние на советский и зарубежный театр.
Соч.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1—2, Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1968.
Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1958, с. 108—16, 373—407; Маяковский В. В., Полн. собр. соч., т. 12, Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1959; Волков Н., Мейерхольд, т. 1—2, Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Л., 1929: Гвоздев А. А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920—1926), Л., 1927; Алперс Б., Театр социальной маски, Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Л., 1931; Ростоцкий Б., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1960: Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1967; Рудницкий К. Л., Режиссёр Мейерхольд, [Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1969]. В. Э. Мейерхольд. Сцена из спектакля «Клоп» В. В. Маяковского. 1929. Режиссёр В. Э. Мейерхольд. Сцена из спектакля «Последний решительный» Вс. Вишневского. 1931. Режиссёр В. Э. Мейерхольд. Б. И. Ростоцкий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|