Каббала

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КАА
КАБ
КАВ
КАГ
КАД
КАЕ
КАЖ
КАЗ
КАИ
КАЙ
КАК
КАЛ
КАМ
КАН
КАО
КАП
КАР
КАС
КАТ
КАУ
КАФ
КАХ
КАЦ
КАЧ
КАШ
КАЩ
КАЭ
КАЮ
КАЯ

Каббала (древнеевр., буквально — предание), мистическое течение в иудаизме. Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Уже трактат «Книга творения», созданный между 3 и 8 вв. и представляющий собой первый опыт абстрактного умозрения на древнееврейском языке, учит о 32 элементах мироздания, к которым относятся не только 10 первочисел (как в греческом пифагореизме), но и 22 буквы еврейского алфавита. Каббала в собственном смысле слова возникает в начале 13 в. среди евреев Испании и Прованса и развивается в сложных отношениях взаимосвязи и противоборства с арабско-еврейским философским движением в Андалусии. Основополагающий памятник Каббала — «Книга сияния», или «Зогар», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце 13 в. и принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон), который, однако, предпочёл выдать её за наследие талмудического мудреца 2 в. Симона бен Йохаи; она имеет характерную форму аллегорического толкования на библейские тексты. Каббала понимает бога как абсолютно бескачественную и неопределимую беспредельность («Эн-Соф»), как отрицание всего предметного. Однако это ничто есть одновременно всё в предметах, в которые оно изливает свою сущность, ограничивая для этого само себя (т. о., Каббала ставит на место учения о сотворении мира учение об эманации). Неопределимый Бог приходит к определённости в 10 «Сефирот», или стадиях своего смыслового саморазвёртывания, аналогичных «эонам» гностицизмаВенец», «Мудрость», «Разумение», «Милость», «Сила», «Сострадание», «Вечность», «Величие», «Основа», «Царство»); соотношение этих гипостазированных атрибутов бога изображалось в виде «древа Сефирот». В своей совокупности «Сефирот» образует космическое тело совершенного существа первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего в себе потенции мирового бытия (сравни гностический миф о божественном человеке, существовавшем до начала времён). Строго говоря, для Каббала нет ничего, кроме и вне бога, а потому зло может быть представлено в этой строго монистической системе лишь как модус самой божественной субстанции. Особый аспект Каббала составляет т. н. практическая Каббала, основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс истории (например, приближать пришествие Мессии), ибо каждому «возбуждению снизу» (от человека) не может не ответить «возбуждение сверху» (от Бога). Важнейший авторитет практической Каббала — Исаак (Ицхак бен-шломо Ашкинази) Лурия, по прозвищу Ари (1534—72); разработанная им система каббалистической теургии оказала влияние на такие мистические течения в иудаизме 17—19 вв., как саббатианство и хасидизм.

С 15 в. интерес к Каббала распространяется в кругах христианских учёных Европы, стремившихся синтезировать её с догмами христианства в рамках универсальной, всечеловеческой религии (Дж. Пико делла Мирандола, И. Рейхлин, Каббала Агриппа, А. Т. Парацельс и др.). Очень близко к Каббала подошёл Я. Бёме в своём учении о происхождении мирового конфликта из самой природы Бога. Поверхностное усвоение символов Каббала можно видеть в обиходе масонов. Влияние мистицизма Каббала прямо или опосредованно испытывали Г. Гегель, В. Соловьев, Н. Бердяев, Каббала Г. Юнг, М. Бубер.

  Марксизм рассматривает Каббала, как и др. течения западно-европейской мистики этой эпохи, как фантастическое отражение в общественном сознании кризисных явлений, которыми сопровождался переход от средневековья к новому времени.

 

  Лит.: Langer G., Liebesmystik der Kabbala, Münch., 1956; Scholem G., Major trends in Jewish mysticism, 4 print, N. Y. 1969, p. 119-286.

  С. С. Аверинцев.

Так же Вы можете узнать о...


Триммер (в авиации) Триммер (англ. trimmer, от trim, буквально — приводить в порядок) в авиации, небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля или элерона летательного аппарата.
Угары, отходы при переработке волокнистых текстильных материалов.
Усть-Лабинск, город (с 1958), центр ого района Краснодарского края РСФСР.
Физики твёрдого тела институт АН СССР (ИФТТ), научно-исследовательское учреждение, в котором ведутся исследования структуры и физических свойств кристаллов, процессов кристаллизации из жидкой и газообразной фаз, разработка методов получения сверхчистых веществ и новых конструкционных материалов.
Франк Сезар Огюст Франк (Franck) Сезар Огюст (10.12.1822, Льеж, – 8.
Хаханьян Григорий Давидович [29.12.1895 (10.
Хряк, кнур, самец свиньи, производитель. Половые инстинкты появляются к 4—5 мес.
Цусимский пролив, прежнее название юго-восточной части Корейского пролива между островами Цусима на З.
Чиуауа (город в Мексике) Чиуауа (Chihuahua), город на С. Мексики, административный центр штата Чиуауа.
Шильник (Subularia), род однолетних растений семейства крестоцветных.
Эволюция (философ.) Эволюция (от лат. evolutio — развёртывание), в широком смысле синоним развития; в более узком смысле — один из основных типов развития: медленные, постепенные количеств.
Эмин Иосиф (1726, Хамадан, — 2.8.1809, Калькутта), деятель армянского освободительного движения.
«Юнайтед стейтс стил» (United States Steel), металлургическая компания США; см.