«Молодая Польша» (в искусстве)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
МА МБ МВ МГ МД МЕ МЁ МЖ МЗ МИ МК МЛ МН МО МП МР МС МТ МУ МХ МЦ МШ МЫ МЬ МЭ МЮ МЯ
МОА
МОБ
МОВ
МОГ
МОД
МОЕ
МОЖ
МОЗ
МОИ
МОЙ
МОК
МОЛ
МОМ
МОН
МОО
МОП
МОР
МОС
МОТ
МОУ
МОФ
МОХ
МОЦ
МОЧ
МОШ
МОЩ
МОЭ
МОЮ
МОЯ

«Молодая Польша» («Młoda Polska»), условное название периода в развитии польской литературы и пластических искусств 1890—1918 и совокупности неоромантических тенденций в польской литературе и пластических искусствах конца 19 — начала 20 вв. Наряду с литературой «Молодая Польша» (в искусстве)в это время успешно развивалось и реалистическое направление (Б. Прус, Э. Ожешко, М. Конопницкая, С. Жеромский, В. Реймонт и др.). Эстетическая программа «Молодая Польша» (в искусстве) как совокупности неоромантических тенденций (в литературе — импрессионизм и символизм), сформулированная в журнальных выступлениях А. Гурского, С. Пшибышевского, З. Пшесмыцкого, была противоречивой: с одной стороны, она отражала мистические и элитарные настроения части творческой интеллигенции, а с другой — индивидуалистический протест против капиталистического строя, буржуазной культуры. Художественная практика ряда писателей (С. Выспяньский, Я. Каспрович, К. Тетмайер и др.) отмечена попытками найти точки соприкосновения программы «Молодая Польша» (в искусстве) с принципами социально заострённого гуманистического искусства.

  В области пластических искусств движение «Молодая Польша» (в искусстве) объединило художников, которые выступили против господствовавших консервативных течений, стремясь к поискам новых выразительных средств; для некоторых из них было характерно обращение к народным темам и народным художественным традициям. Какой-либо общей, определённой и целостной художественной программы это движение не выдвинуло. В русле «Молодая Польша» (в искусстве) сосуществовали такие разнородные стилевые течения, как импрессионизм (живописцы Ю. Панкевич, Л. Вычулковский, Я. Станиславский), символизм в его различных проявлениях (живописцы Ф. Рущиц и Я. Мальчевский) и «модерн» (живописцы и графики С. Выспяньский, Ю. Мехоффер, В. Войткевич, К. Фрыч и др.), который характеризуется тяготением его мастеров к созданию национального стиля монументально-декоративного искусства и универсализмом их художественных устремлений. Эпоха «Молодая Польша» (в искусстве) способствовала подъёму польской скульптуры, также испытавшей в это время влияние импрессионизма и стиля «модерн» (К. Лящка, В. Шимановский, К. Дуниковский). Для архитектуры времени «Молодая Польша» (в искусстве) характерны использование мотивов народного деревянного зодчества, что выразилось в возникновении т. н. стиля Закопане (архитектор С. Виткевич), а также распространение стиля «модерн», приобретавшего порою национально-романтическую окраску (архитекторы Т. Стрыеньский и Ф. Мончиньский). Одно из достижений эпохи «Молодая Польша» (в искусстве) — бурное развитие декоративно-прикладного искусства, сочетающего элементы стиля «модерн» и народные мотивы (оформление книг, журналов, интерьеров, проектирование мебели и металлических изделий, ковроделие; творчество Выспяньского, Фрыча, В. Ястшембовского).

 

  Лит.: Витт В. В., Литература 1890—1918 гг., в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Literatura okresu Młodej Polski, t. 1—3, Warsz., 1967—73; Rogatko В., Utopia Młodej Polski, Łódź, 1972; Dobrowolski Т., Sztuka Młodej Polski, Warsz., 1963; Sztuka Młodej Połski. Katalog wystawy, Kraków, 1965; WaIIis М., Secesja, [Warsz.], 1967.

 

Так же Вы можете узнать о...


Пра, река в Рязанской области РСФСР, левый приток р.
Розебом Хендрик Биллем Бакхёйс Розебом (Roozeboom) Хендрик Биллем Бакхёйс (24.
Сицилийский пролив, второе название Тунисского пролива.
Сцепление генов, совместная передача двух или более генов от родителей потомкам.
«У цзин» (буквально – пять канонов), конфуцианское пятикнижие, состоящее из древних кит.
Хаттушаш, см. Хаттусас.
Шинаканы (букв. — селяне, крестьяне), название основного трудящегося населения раннесредневековой Армении, первоначально юридически свободного.
Авиационная база, см. в статье База.
Атланта (Atlanta), город в США, административный центр штата Джорджия.
Бормашина, медицинский аппарат, которым приводится во вращение режущий инструмент (бор — стержень с укрепленной в нём стальной, алмазной или карборундовой головкой, карборундовый камень, диск и т.
Военнообязанный, в СССР гражданин, состоящий в запасе Вооружённых Сил СССР.
Голдовский Евсей Михайлович [7(20).1.1903, Никополь, — 27.
Дисперсные системы, образования из двух или большего числа фаз (тел) с сильно развитой поверхностью раздела между ними.
Иваси, дальневосточная сардина (Sardinops sagax melanosticta), рыба семейства сельдевых.
Категории семян, группы семян разной сортовой ценности, характеризуемые предельными нормами (в %) сортовой чистоты или типичности; см.
Косоглазие, отклонение зрительной оси одного из глаз от совместной точки фиксации, ведущее к утрате бинокулярного зрения.
Линейная эрозия, размыв горных пород и почв водой, текущей по устойчивым руслам; Л.
Месета (Meseta), Иберийская, плоскогорье в Испании и Португалии.
Неман (река) Неман, литов. Нямунас, белорус. Нёман, Неманец, река в БССР, Литовской ССР (частью по границе с Калининградской области РСФСР).