Морган Льюис ГенриБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Л. Г. Морган. Морган (Morgan) Льюис Генри (21.11.1818, Орора, Нью-Йорк, — 17.12.1881, Рочестер, Нью-Йорк), американский этнограф и археолог, историк первобытного общества, прогрессивный общественный деятель. Член Национальной АН США (1875). По образованию юрист, занимался адвокатурой, позднее — также коммерцией. С ранних лет интересовался бытом индейцев-ирокезов. Основал общество для изучения индейцев и оказания им помощи (1840), выступал против ограбления, дискриминации и истребления индейцев в США. В 1847 был усыновлен ирокезским племенем сенека под именем «Тот, Кто является Мостом» (между индейцами и белыми). Первый крупный труд Морган Льюис Генри, посвященный индейцам-ирокезам, «Лига ирокезов» (1851) поныне остаётся важнейшим исследованием об этих племенах. В последующих трудах (основной из них — «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», 1877, рус. пер., 2 изд., 1934) Морган Льюис Генри выступал преимущественно как историк первобытного общества, утверждавший идеи прогресса и единства исторического пути человечества. Центральное место в его учении заняло положение о роде как универсально-исторической основной ячейке первобытного общества. С этим связаны положения о развитии собственности от коллективных форм к частным и об эволюции семьи и брака от групповых форм к индивидуальным. Морган Льюис Генри разработал также научную периодизацию первобытной истории, подразделив её на периоды дикости и варварства, а каждый из них — на три подпериода. Крупнейший представитель эволюционизма в этнографии, Морган Льюис Генри фактически сумел отойти от него и, по словам Ф. Энгельса, «...в границах своего предмета самостоятельно вновь открыл марксово материалистическое понимание истории...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 97). Вокруг концепции Морган Льюис Генри до сих пор идёт борьба между прогрессивным и реакционным течениями этнографической науки. Данные современной этнографии и археологии показывают, что ряд частных положений Морган Льюис Генри требует уточнения, но созданное им учение о первобытном обществе сохраняет своё значение и продолжает развиваться марксистской наукой.
Соч.: Дома и домашняя жизнь американских туземцев, пер. с англ., Л., 1934.
Лит.: Маркс К., Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, Морган Льюис Генри, 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Косвен Морган Льюис Генри О., Л. Г. Морган. Жизнь и учение, 2 изд., Л., 1935; Семенов Ю. И., Учение Моргана, марксизм и современная этнография, «Советская этнография», 1964, № 4. А. И. Першиц.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|