Новгородская школа

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НОА
НОБ
НОВ
НОГ
НОД
НОЕ
НОЖ
НОЗ
НОИ
НОЙ
НОК
НОЛ
НОМ
НОН
НОО
НОП
НОР
НОС
НОТ
НОУ
НОЧ
НОЯ

Новгородская школа (2-я треть 12 — начале 16 вв.), одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Новгородская школа, сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (Софийский собор, 1045—1050; Георгиевский собор Юрьева монастыря, начат в 1119) при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице, 1198; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185—92; Георгия в Старой Ладоге, 2-я половина 12 в.). В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы «Устюжское благовещение», Третьяковская галерея, Москва, и «Ангел Златые власы», Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства — главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов. Связь с народным творчеством, мажорная красочность и обобщенность, декоративная графичность отличают ряд икон 13 — начала 14 вв. («Еван, Георгий и Власий», Русский музей). С конца 13 — начала 14 вв. зодчие Новгорода, ставшего крупнейшим культурным центром Руси, стремятся усилить выразительность архитектурной композиции, используя иногда элементы романского стиля, применяя трёхлопастные завершения фасадов (церкви: Николы на Липне, 1292; Успения на Волотовом поле, 1352, см. Волотово). В стройных торжественных сооружениях 2-й половины 14 — начала 15 вв. (Федора Стратилата церковь, 1360—61; Спаса на Ильине церковь, 1374) известная нарядность, свободное использование декоративных элементов сочетаются с тектонической ясностью объёма. Фрески церквей Спаса на Ильине улице (1378, Феофан Грек), Федора Стратилата на Ручье (2-я половина 14 в.), Успения на Волотовом поле (между 1363 и 1390) поражают одухотворённой патетикой, стремительностью и свободой движения, драматической экспрессией письма; линейно-графические иконописные приёмы ощущаются во фресках церквей Спаса на Ковалеве (1380), Рождества на кладбище (1380—1390-е гг.). В иконописи конца 14—15 вв. отразились народные представления и верования, события истории города («Флор и Лавр», «Битва новгородцев с суздальцами» — в Третьяковской галерее); замечательны в ней артистическая выразительность строгих, обобщённых линий, сияющая чистота красок, лаконизм и чёткость силуэтов. В миниатюре и декоративном искусстве Новгородская школа велика роль плетёного орнамента, бытовых и юмористических фигур. В середине 15 в. в церковной архитектуре развиваются архаические тенденции. С конца 15 в. искусство Новгорода теряет своеобразие и развивается в общем русле русской культуры.

Новгородская школа. Инициал из Евангелия. 2-я половина 13 в. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград. Новгородская школа.

Новгородская школа. Инициал из Евангелия. 2-я половина 13 в. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.

Новгородская школа. Церковь Успения на Волотовом поле, близ Новгорода. 1352. План. Новгородская школа.

Новгородская школа. Церковь Успения на Волотовом поле, близ Новгорода. 1352. План.

Феофан Грек. «Голова ангела» из композиции «Троица». Фреска в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (фрагмент). 1378. Новгородская школа.

Феофан Грек. «Голова ангела» из композиции «Троица». Фреска в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (фрагмент). 1378.

Церковь Георгия в Старой Ладоге. 2-я половина 12 в. Новгородская школа.

Церковь Георгия в Старой Ладоге. 2-я половина 12 в.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручье в Новгороде. 1360—61. Новгородская школа.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручье в Новгороде. 1360—61.

«Битва новгородцев с суздальцами» («Чудо от иконы “Знамение”»). Икона (фрагмент). Последняя четверть 15 в. Третьяковская галерея. Москва. Новгородская школа.

«Битва новгородцев с суздальцами» («Чудо от иконы “Знамение”»). Икона (фрагмент). Последняя четверть 15 в. Третьяковская галерея. Москва.

«Еван, Георгий и Власий». Икона. 2-я половина 13 в. Русский музей. Ленинград. Новгородская школа.

«Еван, Георгий и Власий». Икона. 2-я половина 13 в. Русский музей. Ленинград.

«Устюжское благовещение». Икона. Между 1119 и 1130. Третьяковская галерея. Москва. Новгородская школа.

«Устюжское благовещение». Икона. Между 1119 и 1130. Третьяковская галерея. Москва.

 

«Три волхва на конях» из композиции «Рождество Христово». Фреска в церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (фрагмент). Между 1363 и 1390. Новгородская школа.

«Три волхва на конях» из композиции «Рождество Христово». Фреска в церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (фрагмент). Между 1363 и 1390.

  Лит.: Лазарев В. Н., Искусство Новгорода, М., 1947; его же, Новгородская иконопись, М., 1969; История русского искусства т. 2, М., 1954; Всеобщая история архитектуры, т. 3, 6, М., 1966—68; Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода, М., 1968.

Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. 1198; росписи — 1199. Внутренний вид апсиды (снимок сделан до 1941). Новгородская школа.

Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода. 1198; росписи — 1199. Внутренний вид апсиды (снимок сделан до 1941).

  М. И. Андреев.

«Чудо Георгия о змие». Фреска в церкви Георгия в Старой Ладоге. Около 1167. Новгородская школа.

«Чудо Георгия о змие». Фреска в церкви Георгия в Старой Ладоге. Около 1167.

 

Так же Вы можете узнать о...


Придворная певческая капелла, см. Ленинградская академическая капелла им.
Серийное производство, тип организации производства, характеризующийся одновременным изготовлением на предприятии широкой номенклатуры однородной продукции, выпуск которой повторяется в течение продолжительного времени.
Тиме Иван Августович [11(23).7.1838, Златоустовский завод, — 5.
Хока-сиу языки, одна из семей американоиндейских языков в классификации Э.
Ямашев Хусаин Мингазетдинович [6(18).1.1882, г.
Беломорская культура, неолитическая культура, распространённая в 3—2-м тысячелетии до н.
Всеобщей истории Институт Академии наук СССР, научно-исследовательское учреждение, изучающее историю зарубежных стран Европы и стран Америки.
Диагональ (ткань) Диагональ, плотная ткань из хлопчатобумажной или шерстяной кручёной пряжи.
Кайманы, общее название 3 родов пресмыкающихся (Caiman, Melanosuchus и Paleosuchus) семейства аллигаторов.
Кроноцкое озеро, озеро на восточном побережье полуострова Камчатка, к З.
Менданья де Нейра Альваро Менданья де Нейра (Mendaña de Neira) Альваро (1541 или 1545 — 18.
Оогамия (от греч. ōon — яйцо и gamos — брак), тип полового процесса, при котором в ходе оплодотворения сливаются, образуя зиготу, резко различные по размеру, форме и поведению половые клетки — гаметы.
Противовоспалительные средства, лекарственные препараты, подавляющие воспалительные реакции.
Система геологическая, основное подразделение международной стратиграфические шкалы, отвечающее естественному этапу в развитии земной коры и органического мира Земли.
Транспептидация, протекающая в живых клетках реакция переноса остатков аминокислоты или пептида от одного соединения (обычно пептида) к другому.
Цианея (Cyanea capillata), крупная морская медуза из класса сцифоидных.