Пакистан XIV. Архитектура и изобразительное искусствоБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
XIV. Архитектура и изобразительное искусство На территории Пакистан раскопками открыты остатки энеолитических сельских поселений 4—3-го тыс. до н. э. (Амри, Рана-Гхундаи и др.) с домами из камня и сырцового кирпича, руины каменных плотин, террас. Найдены гончарные изделия с росписью, металлические украшения, глиняные статуэтки женщин и животных. Одно из ранних регулярно спланированных городских поселений обнаружено в местечке Кот-Диджи (к Ю. от Хайрпура, примерно 3-е тыс. до н. э.). В долине р. Инд открыты города Мохенджо-Даро и Хараппа, центры одной из древнейших в мире высокоразвитых городских цивилизаций — хараппской (около середины 3 — середины 2-го тыс. до н. э.). После упадка цивилизации Хараппы следующий важный этап развития художественной культуры также прослеживается в районе Инда. Средоточием её явилась северная область Гандхара. Здесь к 1 в. сложилось своеобразное искусство, достигшее высокого развития в период расцвета Кушанского царства. От этого времени сохранились остатки гражданских (в Таксиле и др.) и культовых сооружений — ступ, чайтья, буддийских монастырей (Дхармараджика и Джаулиан в Таксиле и др.). Ступы украшались скульптурой (рельефы, лепнина, статуи Будды, бодхисатв, гениев и др.), а также росписями (60 скальных ступ в Мингоре, близ Сайду). Арабы, захватившие в 8 в. Синд, не оставили значительных памятников. Лишь близ Карачи обнаружены остатки города-порта Банбхора с массивными каменными укреплениями и мечетью. Коренные изменения наблюдаются после 11 в., когда в бассейне Инда окончательно закрепились мусульманские феодалы, выходцы с Ближнего и Среднего Востока, и наступил период активного проникновения в местную культуру привнесённых извне художественных традиций и религии ислама. Проявляются новые для Пакистан типы сооружений: мечети, минареты, мавзолеи. Возникают многочисленные укрепленные резиденции, оборонительные сооружения в стратегически важных городах и пунктах (в Мултане, Пешаваре, Лахоре). Массовые здания — глинобитные или из сырцового кирпича, с деревянным каркасом. Монументальные постройки возводятся главным образом из обожжённого кирпича, в их отделке широко применяются панели, заполненные мозаичными узорами из плиток синего, белого, зелёного и жёлтого цветов, резьба по дереву. В культовой архитектуре 13—15 вв. заметно влияние крепостного зодчества (мавзолей Рукни-Алам в Мултане, 14 в., с наклонными стенами и мощными бастионами). Большое строительство развернулось в 16—17 вв. при Великих Моголах. Города обносились массивными стенами с башнями и воротами, окружались кольцом садов. Вне городских стен сооружались мощные форты с дворцами, правительственными и культовыми зданиями. В крупнейший укрепленный город-резиденцию превратился Лахор. Значительные постройки 16—17 вв. сохранились в Татте: мечеть Шах-Джахана, мавзолеи кладбища на холме Макли — Мирза Иса Хана и др. В связи с тем что ислам осуждал воспроизведение живых существ, развитие скульптуры тормозилось, изображения животных и человека распространены были преимущественно в миниатюрной живописи. Наивысшего расцвета в 16—17 вв. достигла могольская миниатюра (см. Могольская школа). В 18 в. с общим упадком страны, вызванным распадом Могольской империи и вторжением иранских и афганских завоевателей, наметился упадок в развитии местной архитектуры и изобразительного искусства, усилившийся в период английского колониального господства (середине 19 в.— 1947). Многие старинные города и ремесленные центры угасают. Во 2-й половине 19 в. возникают и развиваются города, в которых строятся сооружения новых типов: порты, вокзалы, муниципалитеты. В конце 19 — 1-й половине 20 вв. заметно подражание постройкам 17 в. с их куполками, аркадами, орнаментной резьбой по камню или цветными глазурованными плитками. В строительстве принимают участие английские зодчие. Они привносят в архитектуру формы английской неоклассики и неоготики. После образования Пакистан (1947) в стране интенсивно развивается строительство. Проявляются новые города (Даудхейль, Новый Кхаур), регулярно распланированные, застроенные главным образом малоэтажными домами с внутренними двориками. Строится новая столица Исламабад. Продолжается строительство мечетей и мавзолеев в традиционных формах, с использованием современных конструкций. Развивается изобразительное искусство. На традиции могольской миниатюры и древнейших индийских росписей опираются живописцы А. Р. Чугтаи, А. Бакш, Ф. Рахамини и др. Реалистическое направление европейского толка представляют художники Гулги и др. На путь подражания западному модернизму стали живописцы Ш. Али, Садекуайн, живописец и скульптор З. Агха. Декоративно-прикладное искусство представлено такими древнейшими видами кустарного производства, как обработка металла, гончарство, ковроделие, вышивка, резьба по кости и дереву. Пакистан. Мечеть Махабат Хана в Пешаваре. 1630.
Лит.: Короцкая А. А., Архитектура Пакистана, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 11, М., 1973; Painting in Pakistan, Karachi, [s. 1. —]; Rajput A. B., Architecture in Pakistan, Karachi, 1963; Jalal Uddin Ahmed, Art in Pakistan, 3 ed., Karachi, 1964; Muslim architecture and art treasuries in Pakistan, Karachi, 1965. А. А. Короцкая.
Пакистан, Исламская Республика Пакистан. Государственный герб Пакистана. Флаг государственный. Пакистан. 1. Общие сведенияII. Государственный строй III. Природа IV. Население V. Исторический очерк VI. Политические партии, профсоюзы VII. Экономико-географический очерк VIII. Вооружённые силы IX. Медико-географическая характеристика X. Просвещение XI. Наука и научные учреждения 1. Естественные и технические науки 2. Общественные науки 3. Научные учреждения XII. Печать, радиовещание, телевидение XIII. Литература XIV. Архитектура и изобразительное искусство XV. Музыка XVI. Кино |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|