О. А. Петров.
Петров Осип Афанасьевич [3(15).11.1807, Елизаветград, ныне Кировоград, — 27.2(11.3).1878, Петербург], русский певец (бас), один из основоположников русской вокальной школы. В юности пел в церковном хоре. Затем работал во многих провинциальных труппах (в частности, в Полтаве совместно с М. С. Щепкиным, оказавшим на Петров Осип Афанасьевич большое творческое влияние). В 1830 дебютировал в партии Зарастро («Волшебная флейта» Моцарта) в Петербургском оперном театре (с 1860 Мариинский театр), на сцене которого пел до 1878. Разносторонность вокально-сценических данных (обладал голосом широкого диапазона — от густого баса до подвижного баритона) позволяла певцу исполнять такие разные партии, как Бертрам («Роберт-Дьявол» Мейербера), Фигаро («Севильский цирюльник» Россини), Каспар («Вольный стрелок» Вебера) и др. Новым этапом в творческой деятельности Петров Осип Афанасьевич явилась работа над русским репертуаром. Он был первым исполнителем партий Сусанина и Руслана («Иван Сусанин», 1836, и «Руслан и Людмила», 1842, Глинки; партия Руслана создавалась композитором в расчёте на голос Петров Осип Афанасьевич). В них (а позже и в Фарлафе из «Руслана и Людмилы») ярко раскрылись национальные черты таланта артиста. Совместная работа с Глинкой углубила мастерство певца (Глинка написал для Петров Осип Афанасьевич вокальные упражнения). Петров Осип Афанасьевич также впервые исполнил партии Мельника, Лепорелло («Русалка», 1856, «Каменный гость», 1872, Даргомыжского), Ивана Грозного («Псковитянка» Римского-Корсакова, 1873), Варлаама («Борис Годунов» Мусоргского, 1874). Сближение с М. Петров Осип Афанасьевич Мусоргским способствовало дальнейшему развитию реалистических тенденций искусства Петров Осип Афанасьевич
Лит.: Львов М., О. А. Петров, М. — Л., 1946; Стасов В. В., О. А. Петров, в кн.: Избр. соч., т. 1, М., 1952; Глинка М. И., Записки, Л., 1953.