Токвиль АлексисБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Токвиль (Tocqueville) Алексис (29.7.1805, Вернёй, ныне Вернёй-сюр-Сен, департамент Ивелин, — 16.4.1859, Канн), французский социолог, историк и политический деятель. Родился в аристократической семье. В 1831—1832 в США изучал пенитенциарную (тюремно-исправительную) систему. Неоднократно посещая Великобританию, установил личные связи с английскими либералами. В 1835 опубликовал книгу «О демократии в Америке» (рус. пер. 1897), принёсшую Токвиль Алексис широкую известность. С 1838 член Академии моральных и политических наук, с 1841 Французской академии. В 1839 член Палаты депутатов. В 1848 избран в Учредительное, в 1849 — в Законодательное (вице-председатель) собрания. Министр иностранных дел (1849). Один из лидеров консервативной Партии порядка. В 1851 за подпись под петицией о предании суду Луи Бонапарта заключён в Венсеннский замок. После освобождения отошёл от политической деятельности. В книге «О демократии в Америке» Токвиль Алексис, осознавая неизбежность буржуазно-демократических преобразований, рассматривает соотношение в буржуазного обществе свободы и равенства, взаимодействие политической власти и общества в целом. Подчёркивая негативные элементы буржуазного эгалитаризма, Токвиль Алексис считал его источником деспотизма. По Токвиль Алексис, политическая централизация как оружие равенства в борьбе с привилегиями феодальной аристократии, соединяясь с административной централизацией и бюрократизацией, резко усиливает власть государства. С другой стороны, равенство рождает индивидуализм, который замыкает людей в рамках частной жизни и создаёт тем самым благоприятную почву для деспотизма. «Извращённая склонность» к равенству низводит всех до уровня массы и приводит к «равенству в рабстве». Вопрос об осуществлении тенденций деспотизма, по Токвиль Алексис, во многом зависит от прочности общинных учреждений и организаций, находящихся между государством и индивидом. Противостоять этим тенденциям, по Токвиль Алексис, могут некоторые институты, например существующие в США: федеративная форма государства, региональное разнообразие, свобода политических и гражданских ассоциаций и т.д. В книге «Старый порядок и революция» (1856, рус. пер. 1918) пытался выявить преемственность между прошлым и «новым порядком» и утверждал, что и без революции была возможна ликвидация феодального режима. Для понимания истоков Великой французской революции Токвиль Алексис исследовал архивные материалы предреволюционного периода. Либерально-консервативные идеи Токвиль Алексис оказали большое влияние на буржуазно общественную мысль (И. Тэн, Ж. Сорель, Ф. Теннис, М. Вебер, К. Манхейм).
Соч.: Euvres completes, t. 1—12, P., 1951—64; в рус. пер. — Воспоминания, М., 1893.
Лит.: Mayer I., Alexis de Tocqueville, N. Y.; 1940; Nisbet R., The sociological tradition, N. Y., 1967. Н. Н. Стрельцов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|