Программная музыка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ПА ПЕ ПЁ ПИ ПЛ ПН ПО ПП ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПХ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЮ ПЯ
ПРА
ПРЕ
ПРЁ
ПРЖ
ПРИ
ПРО
ПРУ
ПРШ
ПРЫ
ПРЮ
ПРЯ

Программная музыка, род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности, которое имел в виду композитор («Утро» Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»), или на вдохновившее его литературное произведениеМакбет» Р. Штрауса — симфоническая поэма по драме Шекспира). Более подробные программы обычно составляются по литературным произведениям (симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова по одноименной сказке Сенковского), реже — вне связи с литературным прообразом («Фантастическая симфония» Берлиоза). Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и потому не раскрытое самой музыкой; этим она принципиально отличается от любого анализа или описания музыки; придать её музыкальному произведению может только его автор. В Программная музыка широко применяются музыкальная изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.

  Простейший вид Программная музыка — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).

  В Программная музыка используются методы развития, позволяющие «следовать» за сюжетом, не нарушая собственно-музыкальных закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип монотематизма, выдвинутый Ф. Листом; принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив), который одним из первых применил Г. Берлиоз; объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симфонической поэмы.

  Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. Программная музыка равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.

  Программная музыка известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений 18 в. — клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо, «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха. Ряд программных сочинений создан Л. Бетховеном — «Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др. Расцвет Программная музыка в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве (см. Романтизм), провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков — «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, симфонии «Фауст», «К “Божественной комедии” Данте», симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» и др. Листа. Крупный вклад в Программная музыка внесли и русские композиторы-классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» и фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского, симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и др. Программные сочинения написаны также А. К. Глазуновым, А. К. Лядовым, А. И. Скрябиным, С. В. Рахманиновым и др. Национальные традиции в области Программная музыка находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов — Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др.

 

  Лит.: Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952; Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952; Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271—349; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; KIauwell О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Sychra A., Die Einheit von absoluter Musik und Programmusik, «Beiträge zur Misik-wissenschaft», [Heft] 1, 1959; Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y., 1969.

  Ю. Н. Хохлов.

Так же Вы можете узнать о...


Квинтовый круг (муз.), графическая схема тональностей, показывающая степень их родства.
Краковское воеводство (Wojewodztwo Krakowskie), административная единица на Ю.
Литота (от греч. litotes — простота), 1) художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе, используемый для усиления изобразительно-выразительных свойств речи.
Механизмы речи, условное название системы психофизиологических предпосылок, позволяющих человеку строить осмысленные высказывания и понимать чужую речь.
Нерль (пос. гор. типа в Ивановской обл.) Нерль, поселок городского типа в Тейковском районе Ивановской области РСФСР.
«Памятники, изданные временною комиссиею для разбора древних актов» «Памятники, изданные временною комиссиею для разбора древних актов, высочайше учрежденной при Киевском военном, Подольском и Волынском генерал-губернаторе», собрание документов по истории Украины, Белоруссии и частично Литвы (т.
Порук Янис Екабович Порук, Порукс Янис Екабович [1(13).10.1871, Друвиенская волость, — 12(25).
Рилизинг-гормоны (от англ. release — освобождать), релизинг-гормоны, или факторы гипофизотропные, или высвобождающие, гормоны, нейрогормоны, образующиеся в гипоталамусе и действующие на клетки передней доли гипофиза, стимулируя или угнетая секрецию так называемых тропных гормонов в кровь.
Сименс Эрнст Вернер Сименс (Siemens) Эрнст Вернер (13.12.1816, Ленте, близ Ганновера, — 6.
Сула (река, приток р. Печоры) Сула, река в Архангельской области РСФСР, частично по границе с Коми АССР, левый приток Печоры.
Тулча (город в Румынии) Тулча (Tulcea), город и порт в Румынии, в дельте Дуная.
Футшток (от немецкого Fußstock), рейка (брус) с делениями, установленная на водомерном посту для наблюдений уровня воды в море, реке или озере.
Шарнирный механизм ,механизм, звенья которого образуют только вращательные кинематические пары (шарниры).
Янтарная кислота, этан-1,2-дикарбоновая кислота, HOOCCH2CH2COOH; бесцветные кристаллы, растворимые в спирте, эфире и воде tпл.
Арнштадт (Arnstadt), город в ГДР, в округе Эрфурт, в верховьях р.
Бобовник, миндаль низкий, миндаль степной (Amygdalus nana), кустарник семейства розовых.
Винилирование, введение винильной группы — СН=СН2, осуществляемое в одну стадию.
Гидротипия (от гидро... и греч. typos — отпечаток), фотографический метод изготовления цветных изображений с применением водорастворимых красителей.
Джамбул Джабаев [16(28).2.1846, Семиречье, — 22.