Растрелли Варфоломей ВарфоломеевичБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Растрелли (Rastrelli) Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) [1700, Париж (?), — 1771, Петербург], русский архитектор, глава русского барокко середины 18 в. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725—30. В 1730—63 придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732—33), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736—40) и Митаве (ныне Елгава, 1738—40); оба пункта на территории Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Растрелли Варфоломей Варфоломеевич к рус. архитектуре 1-й четверти 18 в. В зрелый период (1740—1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Растрелли Варфоломей Варфоломеевич под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. Новые качества в творчестве Растрелли Варфоломей Варфоломеевич сказались уже в первых крупных постройках 40-х гг. — деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741—44, не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747; построена в 1748—67 архитектором И. Ф. Мичуриным). В последней Растрелли Варфоломей Варфоломеевич, творчески используя традиции рус. зодчества 17 в., создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь. В 1747—52 Растрелли Варфоломей Варфоломеевич работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (см. Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Растрелли Варфоломей Варфоломеевич расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и «корпус под гербом», заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Растрелли Варфоломей Варфоломеевич характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний. В период строительства дворцов М. И. Воронцова (1749—57) и С. Г. Строганова (1752—54) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Растрелли Варфоломей Варфоломеевич Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Растрелли Варфоломей Варфоломеевич необычайную пластичность. Растрелли Варфоломей Варфоломеевич широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора. Растрелли Варфоломей Варфоломеевич перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752—57) в Царском Селе (см. Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Растрелли Варфоломей Варфоломеевич — Смольный монастырь (1748—54) и Зимний дворец (1754—62) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли. Дворцовая церковь в Петродворце. 1747—52. Растрелли Варфоломей Варфоломеевич." alt="Растрелли В. В. Павильон Эрмитаж в г. Пушкине. 1743—54 (совместно с М. Г. Земцовым)." Растрелли Варфоломей Варфоломеевич." alt="Растрелли В. В. Дворец М. И. Воронцова в Ленинграде. 1749—57." Растрелли В. В. Павильон Эрмитаж в г. Пушкине. 1743—54 (совместно с М. Г. Земцовым). Растрелли В. В. Смольный монастырь в Ленинграде. 1748—54. Растрелли В. В. Дворец М. И. Воронцова в Ленинграде. 1749—57. В. В. Расстрелли. Портрет работы художника П. Ротари. 1750-е гг. Русский музей. Ленинград.
Парадная лестница Большого дворца в Петродворце. 1747—52. (Фото 1940). Лит.: Виппер Б. Растрелли Варфоломей Варфоломеевич, В. В. Растрелли, в книга: История русского искусства, т. 5, М., 1960; Денисов Ю., Петров А., Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества, Л., 1963. Барокко. В. В. Растрелли, И. Ф. Мичурин. Андреевский собор в Киеве. 1748—67. Дворцово-парковый комплекс в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Дворец перестроен в 1752—57. Архитектор В. В. Растрелли. План. Андреевская церковь. 1748—67. По проекту архитектора В. В. Растрелли построена архитектором И. Ф. Мичуриным. Ленинград. Бывший дворец С. Г. Строганова. 1752—54. Архитектор В. В. Растрелли. Курдонёр Летнего дворца в Петербурге (1741—44, арх. В. В. Растрелли; не сохранился). Рисунок М. И. Махаева. Русский музей. Ленинград. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|