Симфоническая музыка

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СИА
СИБ
СИВ
СИГ
СИД
СИЕ
СИЗ
СИИ
СИЙ
СИК
СИЛ
СИМ
СИН
СИО
СИП
СИР
СИС
СИТ
СИУ
СИФ
СИХ
СИЦ
СИШ
СИЭ

Симфоническая музыка, музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. К Симфоническая музыка относят и сочинения, в которых привлекаются хор, певцы-солисты, но инструментальное начало господствует; понятие «Симфоническая музыка» распространяют и на произведения для солирующего инструмента или инструментов и оркестра (см. Концерт). Жанры Симфоническая музыка разнообразны и включают как крупные, нередко многочастные произведения, так и миниатюры. Важнейшие жанры — симфония, увертюра (самостоятельная концертная пьеса или вступление к опере), концерт, сюита, симфоническая поэма, фантазия. К Симфоническая музыка могут быть причислены и оркестровые эпизоды оперы — симфонические картины, интермеццо. Привлечение симфонического оркестра — высшего, наиболее развитого инструментального состава — определяет большие возможности Симфоническая музыка в воплощении самого значительного и богатого содержания. Лишь условно к Симфоническая музыка относят произведения, возникшие до появления симфонического оркестра и предназначавшиеся для исполнения др. оркестровыми и ансамблево-оркестровыми составами. Это популярные в 17 в. и 1-й половине 18 в. старинная танцевальная сюита, кончерто гроссо, ранние разновидности оперной увертюры, серенада, дивертисмент. Формирование симфонического оркестра, сложившегося к концу 18 в., проходило параллельно с созданием новых, характерных для Симфоническая музыка жанров, и в первую очередь симфонии. Видная роль в этом принадлежит мангеймской школе и в особенности венской классической школе, представителями которой были И. Гайдн, В. А. Моцарт (2-я половина 18 в.) и Л. Бетховен (конец 18 — 1-я четверть 19 вв.). Основы Симфоническая музыка были заложены Гайдном, в творчестве которого произошло полное обособление ансамблевой и собственно оркестровой музыки. Важнейший вклад внесли Моцарт и Бетховен. Творчество Бетховена составляет высочайшую вершину в развитии мировой Симфоническая музыка В его симфониях, а также увертюрах и концертах запечатлены величественные художественные концепции, нашло глубокое отображение типическое для эпохи содержание. Для этих сочинений Бетховена характерен особый тип музыкального развития (представленный также его квартетами, фортепианными сонатами и др.), необычайно последовательного и логичного, раскрывающего художественный замысел через противопоставление контрастных тематических элементов и их активную разработку, т. е. такой тип развития, который дал основания виднейшему сов. музыкальному учёному Б. В. Асафьеву выдвинуть особое понятие симфонизма.

  В симфоническом творчестве многих композиторов-романтиков — Ф. Мендельсона-Бартольди, Г. Берлиоза, Ф. Листа и др. — большое значение приобретает музыкальную программность (см. Программная музыка). Наряду с программной симфонией культивируется и программная увертюраособенности у Мендельсона). Возникает и новый жанр программной симфонической поэмы, созданный Листом и в последующее время представленный многими сочинениями К. Сен-Санса, Р. Штрауса, а также композиторов новых национальных школ — Б. Сметаны, А. Дворжака, Я. Сибелиуса и др. В области программной симфонии вслед за Г. Берлиозом и Ф. Листом большой вклад внёс Г. Малер. Параллельно развивается и непрограммная Симфоническая музыка

  Важнейшее место Симфоническая музыка занимает в творчестве русских композиторов: основоположника рус. классического симфонизма М. И. Глинки, представителей «новой русской музыкальной школы» («Могучей кучки») М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, а также П. И. Чайковского, в последующее время — А. К. Глазунова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Они создали много значительных сочинений в самых разнообразных жанрах Симфоническая музыка Традиции русской Симфоническая музыка наследуют и развивают сов. композиторы, представители различных национальных школ. В их Симфоническая музыка находит отображение новое, отвечающее сов. эпохе содержание. Крупнейшие мастера сов. симфонической музыки — Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.

 

  Лит.: Советская симфоническая музыка. Сб. ст., М., 1955; Попова Т. В., Симфоническая музыка, М., 1963; Соллертинский И., Исторические типы симфонической драматургии, М., 1963; Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель, 2 изд., Л., 1967; UIrich Н., Symohonic music..., N. Y., 1952; Konzertbuch. Orchestermusik, hrsg. von K. Schönewolf, Tl 1—2, В., 1958—60.

 

 

Так же Вы можете узнать о...


Протезирование, 1) вид лечебной помощи. 2) Медико-техническая дисциплина, разрабатывающая систему мероприятий, направленных на восстановление утраченных форм и (частично) функций отдельных органов у больных и инвалидов с целью их реабилитации.
Сальта (провинция в Аргентине) Сальта (Salta), провинция на северо-западе Аргентины.
Сосна (род деревьев) Сосна (Pinus), род хвойных вечнозелёных деревьев и (реже) стелющихся кустарников семейства сосновых.
Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности социалистических предприятий, комплексное изучение производственной деятельности предприятий и объединений с целью разработки мероприятий по повышению её эффективности; то же, что анализ хозяйственной деятельности социалистических предприятий (экономический анализ работы предприятий).
Фёдоров Евгений Петрович [р.15(28).12.1911, Стрельна, ныне Ленинградского горсовета], дважды Герой Советского Союза (7.
Чарушин Николай Аполлонович [23.12.1851(4.1.
Эррио Эдуар Эррио (Herriot) Эдуар (5. 7. 1872, Труа, департамент Об, — 26.
Антипатр (греч. Antiраtros) (397—319 до н. э.
Билинейная форма, форма (т. е. однородный многочлен) 2-й степени от двух групп переменных x1, x2,.
Видунас Вилюс Видунас (псевдоним; настоящая фамилия Стороста) Вилюс (22.
Гильдейские школы, начальные школы, создававшиеся в городах Западной Европы в 13—14 вв.
Диалектическая логика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
И (народ в Китае) И, ицзу (самоназвание «чёрных И» — носу, других И — ачжэ, аси и др.