Соната

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

Соната (итал. sonata, от sonare — звучать), один из основных жанров камерной инструментальной музыки. В классически законченном виде Соната, как правило, — 3-частное циклическое произведение с быстрыми крайними частями (первая — в т. н. сонатной форме) и медленной средней. Иногда в цикл включается также менуэт или скерцо.

  Термин «Соната» известен с 16 в.; первоначально Соната называли любую инструментальную пьесу, в отличие от кантаты как вокальной пьесы.

  К началу 17 в. сформировались 2 типа Соната: церковных Соната (sonata da chiesa) и камерная Соната (sonata da camera). Для церковных Соната характерны 4-частный цикл с определённой последовательностью темпов частей (медленно — быстро — медленно — быстро; или быстро — медленно — быстро — быстро), серьёзность музыки. Камерная Соната — свободное последование танцевальных номеров. Грань между этими видами Соната быстро стирается. В 17 в. получили распространение т. н. трио-сонаты для 2 или 3 исполнителей с сопровождением генерал-баса. Важнейшее положение занимали также Соната для одной скрипки и генерал баса, прежде всего у композиторов т. н. итальянской скрипичной школы — А. Вивальди, А. Корелли и др. Соната для скрипки с полностью выписанной и богато разработанной партией клавира появились у И. Соната Баха. В раннеклассический период (середина 18 в.) интенсивно формировался тип классической Соната (особенно в Соната для фортепиано К. Ф. Э. Баха и Д. Скарлатти). Он окончательно сложился в период венского классицизма (конец 18 в.) в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и др. Величайшей вершиной в развитии Соната явились сонаты Л. Бетховена (32 для фортепиано, 10 для скрипки и фортепиано, 5 для виолончели и фортепиано). Они выделяются глубиной содержания, широтой круга образов, яркой конфликтностью, порой почти симфоническими масштабами. Ряд сонат Бетховена представляет собой 4-частный цикл, воспроизводящий последовательность частей симфонии и квартета.

  В творчестве композиторов-романтиков происходило обогащение и переосмысление жанра классической Соната (преимущественно бетховенского типа). Большой вклад в развитие Соната внесли Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ и др. В их Соната усилилась тенденция к широкой симфонической трактовке жанра, углубилась контрастность образов. Стремление к единству цикла приводит к созданию одночастных Соната (впервые — в 2 Соната для фортепиано Ф. Листа).

  В конце 19 — начале 20 вв. яркие обновляющие тенденции проступают в Соната французских композиторов Г. Форе, П. Дюка, М. Равеля, К. Дебюсси, русских композиторов А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера. В 20 в. Соната остаётся одним из ведущих музыкальных жанров. Новые образы и средства выразительности существенно изменяют её облик. К выдающимся образцам современной музыки принадлежат сонаты Соната Соната Прокофьева (10 для фортепиано, 2 скрипичные), Д. Д. Шостаковича (2 для фортепиано, 2 скрипичные, виолончельная), П. Хиндемита (около 30 Соната почти для всех инструментов), Б. Бартока (6 Соната для различных составов). В 50—70-х гг. термин «Соната», как в далёком прошлом, порой понимается лишь как обозначение инструментальной пьесы (Соната для виолончели с оркестром К. Пендерецкого).

 

  Лит.: Попова Т., Соната, М., 1962; Bagge S., Die geschichtliche Entwicklung der Sonate, Lpz., 1880; Klauwell O., Geschichte der Sonate von ihren Anfängen bis zur Gegenwart, Köln — Lpz., 1899; Brandt E., Suite, Sonate and Symphonie, Braunschweig, 1923; Borrel E., La sonate. P., 1951.

  В. Б. Валькова.

 

Так же Вы можете узнать о...


Поли... (от греч. polys — многий, многочисленный, обширный), часть сложных слов, указывающая на множество, всесторонний охват или разнообразный состав чего-либо, например поликлиника, полифония.
Теланайпура (Telanaipura), Джамби, город и порт в Индонезии, на острове Суматра, на р.
Якорь (судовой) Якорь судовой, устройство для удержания судна и других плавучих средств при стоянке на открытой воде.
Газовое отопление, вид отопления, при котором в качестве топлива используются горючие газы, а отопительные приборы, приспособленные для сжигания газа, устанавливаются непосредственно в обогреваемых помещениях.
Карры (древ. город в Месопотамии) Карры (греч. Karrai, лат. Carrhae), древний город на северо-западе Месопотамии (ныне г.
Моро Жан Виктор Моро (Moreau) Жан Виктор (14.2.1763, Морле, Бретань, — 2.
Риволи (Rivoli), селение на р. Адидже, восточнее озера Гарда, в провинции Верона (Италия), в районе которого 13—15 января 1797 произошло сражение во время Итальянского похода Бонапарта 1796—97.
Феодальная рента, см. Земельная рента.
Атарактики (от греч. ataraktos — невозмутимый, спокойный), атарактические вещества, то же, что успокаивающие средства.
Дарендорф Ральф Дарендорф (Dahrendorf) Ральф (р. 1.5.1929, Гамбург), немецкий социолог (ФРГ).
Краус Вернер Краус (Kraub) Вернер (23.
Оркестровка, изложение или переложение музыкального произведения для оркестра; см.
Советы рабочих и солдатских депутатов, выборные политические организации рабочих и солдат России, возникшие в ходе Февральской революции 1917; после победы Октябрьской революции 1917 — органы власти трудящихся.
Шарикоподшипник ,подшипник качения, в котором телами качения являются шарики.
Варангер-фьорд (Varanger fjord), Варяжский залив, залив Баренцева моря у северных берегов Европы, между полуостровами Рыбачьим (СССР) и Варангер (Норвегия).
Изопоры (от изо... и греч. poros — ход, проход), изолинии вековых изменений составляющих земного магнетизма.
Масканьи Пьетро Масканьи (Mascagni) Пьетро (7.12.1863, Ливорно, — 2.
Проектирования металлургических заводов институт, Государственный союзный институт по проектированию металлургических заводов (Гипромез).