Шопен Фридерик Францишек

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ША ШВ ШЕ ШЁ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШХ ШЫ ШЭ ШЮ ШЯ
ШОВ
ШОГ
ШОИ
ШОЙ
ШОК
ШОЛ
ШОМ
ШОН
ШОП
ШОР
ШОС
ШОТ
ШОУ
ШОШ

Ф. Шопен. Шопен Фридерик Францишек.

Ф. Шопен.

Шопен (Chopin) Фридерик Францишек [22.2 (по др. сведениям, 1.3).1810, Желязова-Воля, близ Варшавы,—17.10.1849, Париж], польский композитор и пианист. Сын французского эмигранта Никола Шопен Фридерик Францишек, участника Польского восстания 1794, и польки Ю. Кшижановской. Первые уроки игры на фортепьяно получил у сестры — Людвики Шопен Фридерик Францишек С 1816 учился у чешского пианиста и композитора В. Живного в Варшаве. Пианистическое и композиторское дарование Шопен Фридерик Францишек проявил очень рано: в 1817 написал 2 полонеза в духе М. К. Огиньского, в 1818 впервые выступил публично. Учась в лицее (1823—26), продолжал совершенствоваться в игре на фортепьяно, концертировал, изучал теорию композиции под руководством Ю. Эльснера (с 1822), затем по его классу окончил Главную школу музыки (учился в ней в 1826—29) в Варшаве. Творческое развитие Шопен Фридерик Францишек проходило в условиях подъёма польской национальной культуры. В студенческие годы он сблизился с передовой интеллигенцией и революционно настроенной молодёжью. В 1825—29 в поездках по различным районам Польши знакомился с народным творчеством и бытом. В 1828 посетил Берлин, в 1829 — Вену, где выступил как пианист и композитор, исполнив среди других своих сочинений «Вариации на тему Моцарта» для фортепьяно с оркестром. Варшавский период жизни (до ноября 1830) сыграл решающую роль в творческом формировании Шопен Фридерик Францишек На родине, восприняв опыт Огиньского, Эльснера., М. Шимановской, Ф. Лесселя, К. Курпиньского, Ф. Островского и др., он создал два концерта для фортепьяно с оркестром (1829—30), фортепьянное трио (1829), «Большую фантазию» на польские народные темы для фортепьяно с оркестром (1830), краковяк («Большое концертное рондо») для фортепьяно с оркестром (1828), сонату (1828), ряд полонезов и мазурок, ноктюрн ми минор (1827) и первые из 12 «Больших концертных этюдов» (1829—30 закончены в Париже, где Шопен Фридерик Францишек завершил и другие циклы фортепьянных пьес). В сочинениях, написанных в Польше, ощутима национальная, народная основа, выраженная складом мелодии, характером ритмики, связанной с польскими танцами (мазур, полонез) и особенностями гармонической фактуры, и строением форм. В них полностью проявилось интонационное своеобразие его музыки — широкое применение приёмов переменности, особенно в сфере субдоминанты, «славянской кварты» (чередование натуральной и повышенной IV ступеней), — характерное и для зрелых сочинений Шопен Фридерик Францишек На основе национальных танцев он создавал и поэтичные фортепьянные миниатюры, и большие концертные пьесы с оркестром, насыщая их чертами поэмности. На родине он начал также писать песни на слова польских поэтов; из нескольких десятков сохранились лишь 19 (опубликованы посмертно).

  Рубежным событием в жизни и творчестве Шопен Фридерик Францишек было Польское восстание 1830—31, заставшее его в Вене, откуда он направился в Париж через Мюнхен и Штутгарт (там Шопен Фридерик Францишек узнал о падении Варшавы). В Вене и Штутгарте (1830—31) созданы (или начаты) 1-е скерцо (1831—32), 1-я баллада (1831—35), «Революционный этюд» до минор (1831), ставший вскоре знаменитым (одна из улиц Варшавы называется Улицей Революционного этюда), и другие сочинения (многие закончены в Париже). С сентября 1831 Шопен Фридерик Францишек постоянно жил в Париже, до конца своих дней сохранив духовные связи с Польшей. В 1832 Шопен Фридерик Францишек начал триумфальные концертные выступления в Париже, где он встречался с крупнейшими деятелями литературы и искусства Франции и других стран (Ф. Лист, Г. Берлиоз, В. Беллини, Дж. Мейербер; Г. Гейне и Э. Делакруа). В 1834—35 Шопен Фридерик Францишек совершил поездку по Рейну с Ф. Гиллером и Ф. Мендельсоном (в 1835 познакомился в Лейпциге с Р. Шуманом). В 1835—36 выезжал на чешские курорты, в конце 1838 — на о. Мальорка с Ж. Санд (неоднократно проводил в сё имении Ноане летние месяцы); разрыв в 1847 отношений с Ж. Санд вызвал ухудшение здоровья Шопен Фридерик Францишек и ускорил его смерть. В 1848 он гастролировал в Великобритании. Умер Шопен Фридерик Францишек в Париже, где и находится его могила; сердце композитора, согласно его предсмертной воле, перевезено сестрой Шопен Фридерик Францишек в Варшаву и замуровано в одной из колонн в костёле Св. креста.

  В наиболее значительных произв. Шопен Фридерик Францишек парижского периода преобладают героико-драматические, трагедийные образы, основанные на горьких раздумьях над поражением Польского восстания; музыка насыщается особенной страстностью и глубиной переживаний, конфликтностью, силой и широтой образов; вместе с тем углубляются черты национального своеобразия. Важнейшей темой становится воспевание патриотический порывов и надежд, гибель которых вызывает скорбные чувства. Трагическая кульминация творчества Шопен Фридерик Францишек 30-х гг. — знаменитый «Похоронный марш» («Монблан музыкальных Альп», по выражению А. В. Луначарского), созданный в 1837 и в 1839 включенный в качестве 3-й части в сонату си-бемоль минор. Этот марш, сочетающий высокую трагедийность с проникновенной лирикой, вошёл в погребальный ритуал во всём мире. Патриотические, национальные идеи нашли особенно яркое выражение в фортепьянной сонате си минор, в полонезах, отличающихся эмоциональным богатством, — то рыцарственно-праздничных (полонез ля-бемоль мажор), то трагических (фа-диез минор). Национальное начало рельефно выступает также в многочисленных мазурках, над которыми Шопен Фридерик Францишек работал с юности, развивая их метроритмическую основу, подчёркивая своеобразие польской танцевальной музыки и достигая мелодического и эмоционального разнообразия — от блестящей танцевальности до элегии; среди них есть и изящные зарисовки польского быта (Шопен Фридерик Францишек называл мазурки «картинками»), и краткие взволнованные рассказы о судьбах родины. Специфика польской танцевальной музыки сказывается и в вальсах Шопен Фридерик Францишек, насыщенных глубоким содержанием (они повлияли на формирование т. н. парижского вальса). Своеобразна трактовка им жанров фортепьянных пьес. Он превратил прелюд (в т. ч. цикл из 24 фортепьянных прелюдий во всех тональностях, сочинены в 30-е гг., изданы в 1839) из «введения» к фуге или к другим произведениям в самостоятельную инструментальную миниатюру, обладающую значительным, сконденсированным эмоциональным содержанием; это образные зарисовки, отражающие различные настроения. Жанр ноктюрна был значительно развит Шопен Фридерик Францишек, наполнившим его контрастами и драматизмом. Новое, более глубокое содержание композитор внёс также в жанр экспромта, переосмыслил характер скерцо, введя в него патетику, фантастику, эмоциональную переменчивость. Новую трактовку получил жанр этюда, в котором сложные виртуозные задачи, относящиеся ко всем видам фортепьянной техники, полностью подчинены образности, выразительности музыкального содержания. Творчество Шопен Фридерик Францишек — одно из величайших достижений польской и мировой художественной культуры. Основоположник польской музыкальной классики, Шопен Фридерик Францишек поднял национальное музыкальное искусство на высочайший художественный уровень благодаря огромному композиторскому и исполнительскому таланту и мастерству, новаторскому развитию народных традиций, претворению опыта мастеров национальной и мировой музыкальной культуры (особенно ценил музыку И. С. Баха и В. А. Моцарта), прогрессивным идейным взглядам, высокому интеллекту, этико-эстетическим и политическим убеждениям (возлагал надежды на народ и его освободительные устремления). Его сочинения — высшее воплощение в искусстве человеческих чувств громадного диапазона (от высокой трагедийности до проникновенного лиризма). Вдохновенный пианист, Шопен Фридерик Францишек создал оригинальный исполнительский стиль, отмеченный напевностью, изяществом, сочетающий виртуозный блеск с глубиной и задушевностью. Новаторство Шопен Фридерик Францишек было понято немногими его современниками — прежде всего Ф. Листом и Э. Делакруа (создавшим несколько портретов Шопен Фридерик Францишек), а также М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, мастерами «Могучей кучки» и последующими поколениями русских композиторов. С 1927 в Варшаве проводится международный конкурс пианистов имени Шопен Фридерик Францишек; среди его лауреатов — многие советские пианисты (1-ю премию на 1-м конкурсе получил Л. Н. Оборин). В Варшаве создано общество им. Фридерика Шопена, которое занимается большой концертной, научно-исследовательской, издательской и организационной деятельностью.

 

  Соч.: Correspondance de Frédéric Chopin, v. 1—3, P., 1953—60; Korespondencja Fryderyka Chopina, t. 1—2, Warsz., 1955; Письма, 2 изд., т. 1, М., 1976.

 

  Лит.: Пасхалов В., Шопен и польская народная музыка, Л.— М., 1949; Лист Ф., Ф. Шопен, 2 изд., М., 1956; Соловцов А., Фридерик Шопен, 2 изд., М., 1960; Фридерик Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов, М., 1960; Ивашкевич Я., Шопен, пер. с польск., М., 1963 (Жизнь замечательных людей); Бэлза И., Фридерик Францишек Шопен, 2 изд., М., 1968 (в польск, пер.: Fryderyk Franciszek Chopin, Warsz., 1969); Кремлев Ю., Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества, 3 изд., М, 1971; Karlowicz М.; Niewydane datychezas pamiatki po Chopinie, Warsz., 1904; Szymanowski K., Fryderyk Chopin, Warsz., 1925; Hoesick F., Chopin. Zycie i tworczosc, t. 1—4, Krakow, 1962—68; Michalowski К., Bibliografia chopinowska 1849—1969, Krakow, 1970; Ekier J., Wstep do Wydania narodowego dziel Fryderyka Chopina, cz, 1. Zagadnienia edytorskie, Warsz., 1974.

  И. Ф. Бэлза.

 

Так же Вы можете узнать о...


Кремнийорганические клеи, композиции на основе кремнийорганических полимеров.
Отсек судна, пространство внутри корпуса судна, ограниченное водонепроницаемыми поперечными и продольными переборками.
Средние специальные учебные заведения СССР, готовят кадры со средним специальным образованием для промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, различных отраслей культуры, здравоохранения — организаторов труда низовых рабочих звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, непосредственных исполнителей квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующих теоретических знаний; осуществляют также повышение квалификации этих кадров.
Эйфель (часть Рейнских Сланцевых гор) Эйфель (Eifel), западная часть Рейнских Сланцевых гор, к С.
Войнич Этель Лилиан Войнич (Voynich) Этель Лилиан (11.5.1864, Корк, Ирландия, — 28.
Капитул (от позднелат. capitulum), 1) кафедральный К.
Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии (МИИГАиК), ведёт свою историю от основанной в 1779 в Москве землемерной школы (впоследствии Межевой институт).
Русская плита, часть Восточно-Европейской платформы, расположенная между Балтийским и Украинским щитами, Уралом и Тиманским кряжем и покрытая мощным чехлом осадочных отложений.
Хагани Ширвани Афзаладдин Ибрагим Али оглы (1120, Шемаха, — 1199, Тебриз), азербайджанский поэт-мыслитель.
Бернский Интернационал, международная организация, основанная на проходившей 3—10 февраля 1919 конференции в Берне (Швейцария) лидерами социал-демократических партий, стоявшими на позициях социал-шовинизма, оппортунизма и центризма.
Елва, Ёлва, Иолва, Июлва, река в Коми АССР, правый приток р.
Ложные сооружения, окопы, траншеи, ходы сообщения, укрытия для боевой техники с установленными в них макетами артиллерийских орудий, ракет, танков, боевых машин, а также ложные переправы, мосты и др.
Полиперсональное спряжение (от поли... и лат.
Тиранский пакт 1926, см. в ст. Албано-итальянские договоры и соглашения.
Аксенёнок Георгий Александрович (р. 18.11.1910, Полоцк), советский юрист, член-корреспондент АН СССР (1966), специалист в области земельного и колхозного права.
Гоголев Иван Михайлович (р. 18.1.1930, г. Вилюйск), якутский советский писатель.
Кондоиди Павел Захарович (24.6.1710, Корфу, — 30.
Обязательное обучение, см. в ст. Всеобщее обучение и в разделах о народном образовании в отдельных странах.
Слизевики, группа (отдел) бесхлорофильных, преимущественно сапрофитных, организмов; то же, что миксомицеты.