«Союз»

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СОА
СОБ
СОВ
СОГ
СОД
СОЕ
СОЖ
СОЗ
СОИ
СОЙ
СОК
СОЛ
СОМ
СОН
СОО
СОП
СОР
СОС
СОТ
СОУ
СОФ
СОХ
СОЦ
СОЧ
СОШ
СОЮ
СОЯ

«Союз», наименование серии советских многоместных космических кораблей для полётов по орбите вокруг Земли; программа их разработки и запусков начиная с 1967. «Союз» предназначен для решения широкого круга задач в околоземном космическом пространстве: отработки процессов автономной навигации, управления, сближения, стыковки и проверки принципов создания и обслуживания околоземных орбитальных станций; изучения воздействии условии длительного космического полета на организм человека; проверки принципов использования пилотируемых космических кораблей для исследования Земли в интересах народного хозяйства проведения научно-технических и научных экспериментов в космическом пространстве.

Основные характеристики. Масса корабля (максимальная) — 6,8 т, длина (максимальная) — 7,5 м, диаметр (максимальный) — 2,72 м, диаметр жилых отсеков — 2,2 м, размах панелей с солнечными батареями — 8,37 м, суммарный объем жилых отсеков — 10 м3. Космический корабль «Союз» состоит из 3 основных отсеков (рис. 1), которые механически соединяются с помощью пиротехнических узлов. В состав корабля «Союз» входят: система ориентации и управления движением в полете и при спуске; система двигателей причаливания и ориентации; сближающе-корректирующая двигательная установка; системы радиосвязи, электропитания, стыковки, радионаведения и обеспечения сближения и причаливания с помощью оптических средств; система приземления и мягкой посадки; комплекс систем обеспечения жизнедеятельности; система управления бортовым комплексом аппаратуры и оборудования.

  Т. производят в виде листов, пластин и плит, используемых для изготовления изделий чаще всего механической обработкой (например, подшипники скольжения, электрораспределительные панели, реже шестерни, втулки). Изделия из пропитанного наполнителя производят также прессованием в пресс-форме, намоткой (трубы, цилиндры, профили), послойной выкладкой с последующим контактным формованием (<контейнеры, протезы, например рук и ног, лодки) и др. См. также Пластические массы.

Рис. 1. Общий вид космического корабля «Союз-19»: а — вид сбоку; б — вид в плане; 1 — андрогинный периферийный стыковочный агрегат; 2 — антенны УКВ-радиостанции (121,75 Мгц); 3 — антенны радиотелевизионной системы; 4 — орбитальный модуль; 5 — спускаемый аппарат; 6 — бортовые огни ориентации; 7 — двигатели причаливания и ориентации; 8 — проблесковые световые маяки; 9 — датчик солнечной ориентации; 10 — приборно-агрегатный отсек; 11 — двигатели ориентации; 12 — антенны радиотелеметрии; 13 — антенны связи с Землёй; 14 — сближающе-корректирующий двигатель; 15 — датчик ионной ориентации; 16 — панели солнечных батарей; 17 — антенны командной радиолинии и траекторных измерений; 18 — визир-ориентатор; 19 — иллюминаторы; 20 — люк для посадки экипажа в корабль; 21 — антенны УКВ-радиостанции «Аполлон» (259,7 Мгц и 296,8 Мгц).

Основные отсеки. Спускаемый аппарат (СА) служит для размещения экипажа на участке выведения «Союз» на орбиту, при управлении кораблём в полёте по орбите, во время управляемого спуска в атмосфере, парашютирования, приземления. СА — герметичный отсек, оснащенный двумя боковыми обзорными иллюминаторами и одним иллюминатором с оптическим визиром-ориентатором. Корпус снаружи покрыт теплозащитой, а внутри — теплоизоляцией в сочетании с декоративной обшивкой. В СА размещены пульт космонавтов, ручки управления кораблём, приборы и оборудование основных и вспомогательных систем, контейнеры для возвращаемой научной аппаратуры и резервный запас (продукты, снаряжение, медикаменты и др.) для экипажа. Для обеспечения полёта по программе ЭПАС предусмотрен пульт управления совместимыми (работающими на одинаковых частотах) радиостанциями и внешними огнями. Для передачи цветного телевизионного изображения на Землю установлены специальные светильники и дополнительные узлы крепления телекамер.

  Орбитальный модуль (ОМ) используется в качестве рабочего отсека при проведении научных экспериментов, для отдыха экипажа и перехода его в др. космический корабль. ОМ выполнен из 2 оболочек — полусфер, соединённых цилиндрической вставкой, имеет 3 обзорных иллюминатора, один из которых расположен на крышке люка-лаза стыковочного устройства. В нижней части отсека имеется люк, соединяющий ОМ с СА, а также боковой люк для посадки экипажа в корабль на стартовой площадке. В ОМ расположены пульт управления, приборы и оборудование основных и вспомогательных систем, научная аппаратура.

  Приборно-агрегатный отсек (ПАО) предназначен для размещения основной аппаратуры, оборудования и систем, обеспечивающих орбитальный полёт. Он состоит из переходной, приборной и агрегатной секций. В переходной секции, выполненной в виде форменной конструкции, соединяющей С А с приборной секцией, установлено 10 двигателей причаливания и ориентации с тягой 100 н (10 кгс) каждый, топливные баки и система подачи однокомпонентного топлива. В герметичной приборной секции, имеющей форму цилиндра с двумя днищами, размещены приборы системы ориентации и управления движением, управления бортовым комплексом аппаратуры и оборудования корабля, радиосвязи с Землёй и программно-временного устройства, радио-телеметрии, единого электропитания. Агрегатная секция выполнена в виде цилиндрической оболочки, соединённой с конической оболочкой, заканчивающейся базовым шпангоутом, предназначенным для установки корабля на ракету-носитель. Снаружи агрегатной секции расположен большой радиатор-излучатель системы терморегулирования, 4 двигателя причаливания и ориентации с тягой 100 н (10 кгс) каждый, 8 двигателей ориентации с тягой 10 н (1 кгс) каждый, нижние узлы крепления солнечных батарей. В агрегатной секции размещена сближающе-корректирующая двигательная установка, состоящая из основного и дублирующего двигателей с тягой по 4 кн (400 кгс), топливных баков и системы подачи двухкомпонентного топлива. В районе базового шпангоута установлены антенны радиосвязи и телеметрии, ионные датчики системы ориентации и часть батарей системы единого электропитания корабля. Солнечные батареи выполнены в виде 2 «крыльев» из 3 створок каждое. На концевых створках батарей размещены антенны радиосвязи, телеметрии и цветные бортовые огни ориентации. Все отсеки корабля снаружи закрыты экранно-вакуумной теплоизоляцией зелёного цвета. При выведении на орбиту искусственного спутника Земли (ИСЗ) на участке полёта в плотных слоях атмосферы корабль закрыт сбрасываемым головным обтекателем, оснащенным двигательной установкой аварийного спасения системы.

Стыковочное устройство (устанавливается в случаях использования «Союз» в качестве транспортного корабля одноразового применения) выполняет следующие функции: поглощение (демпфирование) энергии соударения кораблей; первичную сцепку; выравнивание и стягивание кораблей; жёсткое соединение конструкций кораблей и создание герметичного стыка; расстыковку и разделение кораблей. Конструктивно состоит из 2 частей, размещенных на соединяемых объектах: активного стыковочного агрегата, устанавливаемого на транспортном корабле и снабженного механизмом для осуществления всех действий по стыковке, и пассивного стыковочного агрегата, устанавливаемого на орбитальной станции или др. корабле. Каждая часть стыковочного устройства выполнена в виде 2 автономных узлов — стыковочного механизма (на активном агрегате) и его ответной части (на пассивном агрегате); стыковочного шпангоута с расположенными на нём дополнительными механизмами. Стыковочный механизм на активном агрегате выполняет основные функции по соединению объектов до соприкосновения стыковочных шпангоутов. Ответная, пассивная часть представляет собой приёмный конус, в который при стыковке входит штырь стыковочного механизма (рис. 2). В эксперименте по программе ЭПАС было испытано принципиально новое, технически более совершенное стыковочное устройство (андрогинный периферийный агрегат стыковки, см. рис. 1), качественно отличающееся от всех предшествующих, выполненных по схеме «штырь — конус», с помощью которых ранее осуществлялись стыковки как сов., так и амер. космических кораблей (см. в ст. Стыковка).

Рис. 2. Общий вид космического корабля «Союз-4» с активным стыковочным узлом: 1 — штанга (штырь); 2 — антенны радиотехнической системы сближения; 3 — рабочие места космонавтов; 4 — антенны радиотелеметрических систем; 5 — панели солнечных батарей; 6 — приборно-агрегатный отсек; 7 — спускаемый аппарат; 8 — орбитальный модуль. «Союз».

Рис. 2. Общий вид космического корабля «Союз-4» с активным стыковочным узлом: 1 — штанга (штырь); 2 — антенны радиотехнической системы сближения; 3 — рабочие места космонавтов; 4 — антенны радиотелеметрических систем; 5 — панели солнечных батарей; 6 — приборно-агрегатный отсек; 7 — спускаемый аппарат; 8 — орбитальный модуль.

Основные системы. Система ориентации и управления движением корабля предназначена для управления его положением в пространстве: построения различных видов ориентации; длительного сохранения ориентированного положения, т. е. поддержания ориентации; стабилизации корабля при выдаче реактивного импульса сближающей корректирующей двигательной установки; управления процессом сближения с др. космическим кораблём. Система может работать как в автоматическом режиме, так и в режиме ручного управления. Бортовая аппаратура получает энергию от централизованной системы электропитания с солнечными батареями (полезная площадь 14 м2). После стыковки корабля с орбитальной станцией батареи используются в общей системе электропитания.

  Комплекс систем жизнеобеспечения включает систему регенерации атмосферы СА и ОМ, запасы пищи и воды, ассенизационно-санитарное устройство. Регенерация обеспечивается веществами, поглощающими углекислый газ с одновременным выделением кислорода. Специальные фильтры поглощают вредные примеси. Экипаж работает в скафандрах на участках выведения корабля на орбиту, стыковки и расстыковки кораблей, спуска с орбиты. На остальных участках скафандры хранятся в ОМ, уложенные в полётные сумки. При работе условия для жизнедеятельности создаются вентиляцией скафандров кабинным воздухом от вентиляционных установок СА.

  Комплекс радиотехнических средств предназначен для определения параметров орбиты корабля, приёма команд с Земли, двухсторонней телефонной и телеграфной связи с Землёй в различных диапазонах длин волн, передачи на Землю телевизионных изображений обстановки в отсеках и внешней обстановки, наблюдаемой через иллюминаторы.

  Система терморегулирования поддерживает температуру воздуха в жилых отсеках в пределах 15—25 °С и относит. влажность в пределах 20—70%; температуру воздуха в приборном отсеке — 0—40 °С.

Сведения о запусках. За 1967—75 было выведено на орбиту ИСЗ 18 пилотируемых кораблей «Союз» (см. табл.). Полёты советских космических кораблей «Союз» (1967—76)

Наименование корабля

Дата запуска и возвращения на Землю

Продолжительность полёта, сут

Экипаж

Начальные параметры орбиты

высота в перигее, км

высота в апогее, км

наклонение, град

период обращения, мин

«Союз-1»

23.4—24.4.67

свыше 1

Комаров В. М.

201

224

51,7

88,6

«Союз-2»

25.10—28.10.68

около 3

беспилотный

185

224

51,7

88,5

«Союз-3»

26.10—30.10.68

около 4

Береговой Г. Т.

205

225

51,7

88,6

«Союз-4»

14.1—17.1.69

около 3

Шаталов В. А.

173

225

51,7

88,25

«Союз-5»

15.1—18.1.69

свыше 3

Волынов Б. В., Елисеев А. С., Хрунов Е. В.

200

230

51,7

88,7

«Союз-6»

11.10—16.10.69

около 5

Шонин Г. С., Кубасов В. Н.

186

223

51,7

88,36

«Союз-7»

12.10—17.10.69

около 5

Филипченко А. В., Волков В. Н., Горбатко В. В.

207

226

51,7

88,6

«Союз-8»

13.10—18.10.69

около 5

Шаталов В. А., Елисеев А. С.

205

223

51,7

88,6

«Союз-9»

1.6—19.6.70

около 18

Николаев А. Г., Севастьянов В. И.

207

220

51,7

88,59

«Союз-10»

23.4—25.4.71

около 2

Шаталов В. А., Елисеев А. С., Рукавишников Н. Н.

208

246

51,6

89,0

«Союз-11»

6.6—30.6.71

около 24

Добровольский Г. Т., Волков В. Н., Пацаев В. И.

185

217

51,6

88,3

«Союз-12»

27.9—29.9.73

свыше 2

Лазарев В. Г., Макаров О. Г.

194

249

51,6

88,6

«Союз-13»

18.12—26.12.73

около 8

Климук П. И., Лебедев В. В.

225

272

51,6

89,22

«Союз-14»

3.7—19.7.74

около 16

Попович П. Р., Артюхин Ю. П.

255

277

51,6

89,7

«Союз-15»

26.8—28.8.74

свыше 2

Сарафанов Г. В., Демин Л. С.

254

275

51,6

89,6

«Союз-16»

2.12—8.12.74

около 6

Филипченко А. В., Рукавишников Н. Н.

177

223

51,6

88,4

«Союз-17»

11.1—9.2.75

около 30

Губарев А. А., Гречко Г. М.

293

354

51,8

90,7

«Союз-18»

24.5—26.7.75

около 63

Климук П. И. Севастьянов В. И.

193

247

51,6

88,6

«Союз-19»

15.7—21.7.75

около 6

Леонов А. А., Кубасов В. Н.

186

221,2

51,8

88,5

«Союз-20»*

17.11.75—16.2.76

около 92

беспилотный

343

367

51,6

91,4

  Примечание. 5 апреля 1975 произведён запуск космического корабля типа «Союз» (экипаж В. Г. Лазарев и О. Г. Макаров), который не вышел на расчётную орбиту, совершил мягкую посадку на Землю.

  *Для «Союза-20» параметры даны после стыковки его с орбитальной станцией «Салют-4».

  На кораблях «С.-4» и «С.-5» проводились автоматическое сближение, ручное причаливание и стыковка 2 пилотируемых космических кораблей с образованием на орбите ИСЗ первой экспериментальной космической станции общей массой 12 924 кг. Во время полёта (после стыковки) А. С. Елисеев и Е. В. Хрунов в скафандрах вышли в космическое пространство и осуществили переход из одного корабля в другой. На кораблях «С.-6», «С.-7», «С.-8» проведён групповой полёт и выполнена программа научно-технических экспериментов, включая испытания способов сварки металлов в условиях глубокого вакуума и невесомости, проведены навигационные наблюдения, взаимное маневрирование, осуществлено взаимодействие кораблей между собой и с наземными командно-измерительными пунктами, одновременное управление полётом 3 кораблей. На корабле « С.-9» совершен полёт (424 ч), который положил начало разработке и проверке в космосе средств, необходимых для длительных полётов без создания на борту корабля искусственной тяжести. На корабле «С.-13» с помощью установленной на борту системы телескопов «Орион-2» проведены астрофизические наблюдения и спектрографирование в УФ диапазоне участков звёздного неба. На кораблях «С.-1», «С.-3», «С.-10», «С.-11», «С.-12», «С.-14», «С.-15» проводились отработка режимов работы бортовой аппаратуры и испытания новых и усовершенствованных систем как в одиночных полётах, так и совместно со станциями типа «Салют». Для отработки конструкции и бортовых систем «Союз» было запущено несколько беспилотных кораблей «Союз». В соответствии с сов. программой подготовки к совместному полёту «Союз» — «Аполлон» проведены 2 полёта беспилотных кораблей типа «Союз» («Космос-638» 3 апреля 1974 и «Космос-672» 12 августа 1974). 2—8 декабря 1974 осуществлен полёт «С.-16» (А. В. Филипченко и Н. Н. Рукавишников), аналогичного кораблю «С.-19», на котором был совершен полёт по программе ЭПАС. Проводились испытания бортовых систем, модернизированных в соответствии с требованиями совместного полёта: нового стыковочного агрегата, системы ориентации и управления движением, комплекса систем жизнеобеспечения. Отработаны также режимы работы бортовой аппаратуры и действия экипажа при решении задач, идентичных задачам совместного полёта.

  Осуществлены 2 экспедиции на кораблях «С.-17» и «С.-18» на орбитальную станцию «Салют-4». В ходе длительных космических полётов (около 30 и 63 сут) проведён большой комплекс исследований Солнца, планет и звёзд в широком диапазоне спектра электромагнитных излучений. Впервые («С.-18») выполнено комплексное фотои спектрографическое исследование полярных сияний, а также редкого явления природы — серебристых облаков. Проведены комплексные исследования реакций организма человека на действия факторов длительного космического полёта. Испытаны различные средства профилактики неблагоприятного действия невесомости. Самостоятельной частью программы полёта («С.-18») явились технические эксперименты по отработке новых систем и приборов перспективных космических кораблей и долговременных орбитальных станций. Осуществлен полёт корабля «С.-19» по программе ЭПАС, в ходе которого дважды была осуществлена стыковка кораблей (17 и 19 июля 1975) и проведены 5 совместных научно-технических экспериментов: искусственное солнечное затмение, УФ-поглощение, зонообразующие грибки, микробный обмен, универсальная печь. Осуществление совместного сов.-амер. эксперимента явилось важным шагом в развитии международного сотрудничества в исследовании и освоении космического пространства в мирных целях.

 

  Лит.: Освоение космического пространства в СССР, [т. 1—7], М., 1971—76.

  Г. А. Назаров, Е. Ф. Рязанов.

Так же Вы можете узнать о...


Андреевка (пос. гор. типа в Донецкой обл.) Андреевка, посёлок городского типа в Тельмановском районе Донецкой области УССР.
Бассейновый реактор, разновидность исследовательского реактора.
Брызгун (Toxotes jaculator), рыба семейства Toxotidae отряда окунеобразных.
Внушение (психологич.) Внушение, в широком смысле слова — воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека, помимо (а иногда и против) его воли и сознания, определённого состояния (например, бодрости, уверенности), чувства (например, страха), отношения (к объекту, к самому себе, к своему состоянию), либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности.
Гертвиг Рихард Гертвиг, Хертвиг (Hertwig) Рихард (23.9.1850, Фридберг, — 3.
Данидин, Данедин (Dunedin), город в Новой Зеландии, на юго-восточное побережье о.
Дьенбьенфу (Diên Bien Phu), уезд на северо-западе Вьетнама (центр Мыонгтхань), где 13 марта — 7 мая 1954 произошло решающее сражение в ходе Войны сопротивления вьетнамского народа 1945—54, закончившееся победой Вьетнамской народной армии (ВНА).
Израилов Танхо Селимович [р. 30.12.1917 (12.
Карл-Маркс-Штадт (город в ГДР) Карл-Маркс-Штадт (Karl-Marx-Stadt) [до 1953 — Хемниц (Chemnitz)], город в ГДР, на несудоходной р.
Коммунистическая партия Туниса, см. Тунисская коммунистическая партия.
Куратов Иван Алексеевич [6(18).7.1839, с. Кибра, ныне с.