учреждения до 1917"> учреждения до 1917"> учреждения до 1917">

СССР. Научные учреждения Научные учреждения до 1917

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
НА НГ НД НЕ НЁ НЗ НИ НК НО НР НС НУ НЧ НЫ НЬ НЭ НЮ НЯ
НАА
НАБ
НАВ
НАГ
НАД
НАЕ
НАЁ
НАЖ
НАЗ
НАИ
НАЙ
НАК
НАЛ
НАМ
НАН
НАО
НАП
НАР
НАС
НАТ
НАУ
НАФ
НАХ
НАЦ
НАЧ
НАШ
НАЯ

Научные учреждения до 1917

  Советский Союз — страна давних научных традиций. Деятельность многих центров знаний, первые из которых возникли на территории СССР ещё в средние века, вошла в историю мировой культуры. Среди них обсерватория в Мерве (9 в.), «Дом мудрости» в Бухаре (10 в.), «Дом науки» в Хорезме (11 в.), обсерватория Улугбека (15 в.) близ Самарканда, университеты: Гладзорский (13—14 вв.) и Татевский (14—15 вв.) в Армении, Икалтойская (11 в.) и Гелатская (12 в.) академии в Грузии. Крупными культурными центрами были школы князя Владимира в Киеве (10 в.), Ярослава Мудрого в Новгороде (11 в.).

  С начала 16 в. в органах государственного управления России — приказах складывались группы специалистов, как русских, так и приглашаемых из-за границы, накапливались сведения по отдельным отраслям знания. К концу 17 в., например, Аптекарский приказ располагал значительным штатом, разнообразным по специальностям и квалификации (лекари, «химисты», «алхимисты», ученики и т. п.), богатой специальной библиотекой (в 18 в. вошла в состав библиотеки Академии наук). При нём работал Аптекарский огород. В этом приказе изучали свойства трав, создавали руководства и труды по фармакологии и медицине, обучали лекарей и аптекарей. Пушкари, металлурги, «зелейники» и другие мастера Пушкарского приказа осваивали работу с различными сплавами и взрывчатыми веществами. Приказ располагал обширной библиотекой по вопросам фортификации, гидравлики, баллистики и т. п.

  Появление собственно научных учреждений — исследовательских и научно-образовательных по основному содержанию своей работы — связано с государственными преобразованиями 1-й четверти 18 в. Потребности государства в освоении природных богатств, в развитии экономически необходимых отраслей прикладного естествознания и техники, о в создании собственных кадров специалистов заставили правительство Петра I осуществить систему важных общекультурных и научных мероприятий. По инициативе государства были предприняты первые экспедиции по изучению страны: Каспийского моря (1720); 1-я Камчатская (1725—30); Сибирская (1720—1727) и др. Созданы Петербургский аптекарский огород (1714, с 1823 — Ботанический сад); научная библиотека (1714, позднее — библиотека АН, открыта для публичного пользования в 1728); Кунсткамера (основана в 1714, открыта в 1719) — первый в России естественнонаучный музей.

  В 1724 в Петербурге была основана Академия наук (начала работать в декабре 1725: см. Российская академия наук). На АН была возложена забота о развитии научных исследований и образования, об организации и проведении необходимых государству научно-технических работ. В 18 в. с АН была связана вся научная и культурная жизнь страны. Действовавший в составе АН Академический университет подготовил первые кадры отечественных учёных. В АН сосредоточилось географическое и естественнонаучное изучение страны: 2-я Камчатская (Великая северная) экспедиция 1733—43; комплексные (т. н. академические) экспедиции, охватившие Европейскую Россию, Урал и Сибирь 1768—74, и научно-картографические работы. При АН формировались новые исследовательские учреждения. В её состав вошли: Кунсткамера, физический кабинет (1725), обсерватория (30-е гг.), географический департамент (1729), химическая лаборатория (1748, по инициативе М. В. Ломоносова), мастерские, где создавались инструменты и приборы, испытывались изобретения и конструкции. В 1755 был открыт Московский университет, ставший вскоре одним из крупнейших центров науки и просвещения. Пополнилась сеть высших специальных училищ. В 1765 возникло первое русское научное обществоВольное экономическое общество. В 1783 с целью изучения и совершенствования русского литературного языка основана Российская академия. Во 2-й половине 18 в. появились научные учреждения в Прибалтике: астрофизическая обсерватория (1753), ботанический сад и зоологический музей (80-е гг.) в Вильно (Вильнюс), астрономическая обсерватория в Митаве (Елгава).

  В 1-й половине 19 в. в науке наметилась тенденция к углублённому изучению процессов и явлений природы, определению их внутреннего единства. Появились новые математические, физические, химические, биологические и другие научные дисциплины. Возрастала потребность в объединении учёных. Процесс создания новых научных учреждений, диктовавшийся развитием страны и русской науки, постоянно тормозился крепостническим строем, непоследовательным и противоречивым отношением правящих кругов к научной работе.

  Ведущим научным учреждением страны оставалась АН. Расширился состав её подразделений. Пополнялись созданные при АН музеи (азиатский, ботанический, зоологический, минералогический, этнографический, нумизматический). В 1841 в АН была включена Российская академия (отделение русского языка и словесности, ОРЯС). Значительным событием стало создание Главной астрономической обсерватории (Пулковской, 1839) и Главной физической обсерватории (основана в 1849 при Министерстве финансов), в которых работали учёные АН. Потребность в образованных чиновниках, врачах, агрономах и др., особенно остро выявившаяся после реформы государственного управления и создания министерств (1802), вызвала рост числа учебных заведений. Были созданы лицеи, университеты в Дерпте, Казани, Харькове, Петербурге, Киеве; основаны учебные институты: лесной, корпуса инженеров путей сообщения, практический технологический; возобновил работу (1828) главный педагогический институт.

  С начала 19 в. возникали научно-организационные подразделения при государственных ведомствах: военно-топографический отдел генерального (главного) штаба (1812, основан в 1797 как Депо карт), учёный комитет горного ведомства (1834), сельскохозяйственный учёный комитет министерства государственных имуществ (1857) и др. Они контролировали подготовку специалистов, организовывали необходимые научные изыскания (в ведомственном масштабе). Большую роль в развитии науки и культуры стали играть научные общества, создававшиеся в крупных губернских городах (преимущественно университетских). В научной жизни Москвы видное место заняли научные общества при Московском университете: истории и древностей российских (1804), медицинских и физических наук (1804), московское испытателей природы (1805), любителей российской словесности (1811) и др. В Петербурге активно работали минералогическое общество (1817, при Горном училище), физико-медицинское (1805), лесное (1834). Подобные общества появились в Прибалтике, Белоруссии, на Украине: рижское естествоиспытателей (1805), дерптское врачебное (1811), виленское научно-медицинское (1805), белорусское вольное экономическое (Минск, 1824), филотехническое (Харьков, 1811) и др. Первоначально их основной функцией было объединение учёных в целях взаимной информации, однако постепенно они начали брать на себя также и организацию исследований, выпуск литературы и т. п., превращаясь в центры научной работы.

  К середине 19 в. число учреждений, проводивших научные исследования, возросло почти в 4 раза по сравнению с конца 18 в. Сложилась сеть научных учреждений, практически не изменявшаяся вплоть до 1917: АН с её подразделениями, обсерватории, научные подразделения высших учебных заведений, учёные комитеты ведомств, научные общества.

  Во 2-й половине 19 в. научная деятельность развивалась в обстановке быстрого роста капитализма. Подъём промышленного и сельскохозяйственного производства после отмены (1861) крепостного права вызвал появление новых высших учебных заведений — Петровской земледельческой и лесной академии в Москве, Рижского политехнического института, Московского высшего технического училища, Харьковского технологического института, Петербургского электротехнического института и др. Научная жизнь всё больше сосредоточивалась в высшей школе. В университетах и вновь созданных специальных учебных заведениях формировались научные школы и направления. Было учреждено несколько новых научно-административных органов ведомств: Статистический комитет Министерства внутренних дел (1852), Геологический комитет (1882), Главное гидрографическое управление морского ведомства (1885).

  Исследовательская работа протекала в тяжёлых условиях. Испуганный ростом революционного движения, царизм не останавливался перед закрытием и разгромом университетов, запрещением научных обществ. «Казённые» исследовательские учреждения были бедны и малочисленны, новые росли крайне медленно, старые почти не расширялись. В АН, например, за этот период были открыты всего 3 небольшие лаборатории (физиологическая, особая зоологическая, анатомии и физиологии растений). В 1860—1900 было создано около 100 научных организаций, в основном небольшие метеостанции, опытные участки, архивы, музеи и т. п. и лишь несколько крупных естественнонаучных учреждений: Институт экспериментальной медицины (1890; существовал главным образом на частные средства), Институт экспериментальной ветеринарии (1898), Главная палата мер и весов (1893, по инициативе Д. И. Менделеева). Позже, в 1914, к ним прибавилась Центральная научно-техническая лаборатория военного ведомства, разрабатывавшая вопросы вооружения и военного производства.

  Отличительной чертой развития науки этого времени была тесная связь научной и передовой общественной мысли, стремление учёных к решению не только исследовательских, но и важных для страны экономических, а также общественно-политических проблем. Наиболее характерным типом организации исследовательских работы стали научные общества. Крупными центрами науки стали Русское географическое общество (1845), общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1864), Московское математическое общество (1867), Русское физико-химическое общество (1878), общества естествоиспытателей в Петербурге, Казани, Томске, Харькове (кон. 60-х гг.). 70—80-е гг. — время становления первых научно-технических обществ: Русского технического (1866), политехнических обществ в Москве, Риге, Петербурге и др. Своеобразной формой организации науки стали съезды учёных. В 1867—1913 состоялось 13 съездов естествоиспытателей и врачей. В 80—90-х гг. это движение охватило представителей других отраслей знания — археологов, историков, деятелей техники. В конце 19 — начале 20 вв. съезды, как и научные общества, сыграли большую роль в объединении и организации научных сил, в популяризации естественнонаучных и технических знаний.

  В 1900-х гг. при ряде научных учреждений (Академии наук, учёных комитетах ведомств) стали возникать проблемные комиссии: сейсмическая, магнитная и полярная при АН, Комиссия по алюминию при Геологическом комитете и др. Они были формой приспособления научных учреждений к решению новых проблем, попыткой координировать научные работы, осуществлявшиеся разрозненно. Самой крупной подобной организацией стала Комиссия по изучению естественных производительных сил России при АН (КЕПС, 1915), поставившая задачу организации и проведения исследований природных ресурсов, объединения учёных, создания научных институтов.

  Накануне Октябрьской революции 1917 в стране насчитывалось около 300 научных учреждений, включая комитеты, комиссии, высшие учебные заведения и т. п. Почти все они были сосредоточены в Москве, Петербурге и нескольких крупных городах западных и центральных губерний. На территории Урала, Сибири и Дальнего Востока работало всего 4 высших учебных заведения: технологический институт и университет (1888) в Томске, Восточный институт во Владивостоке, университет в Перми (1916); несколько сельскохозяйственных и лесных опытных участков, краеведческих организаций. В Средней Азии не было ни одного высшего учебного заведения, здесь работали обсерватория (1873, Ташкент), метеорологическая (в Ташкенте, Ашхабаде, Красноводске, Кушке), сейсмическая (в Ташкенте, Самарканде и др.) и энтомологическая (в Ташкенте) станции, музеи; Мургабское опытное поле и Репетекская песчано-пустынная станция в Туркмении (1912); краеведческие и научные общества, в том числе Среднеазиатское учёное общество, общество естествоиспытателей и врачей Туркестанского края в Ташкенте и др. На территории Кавказа также не было высших учебных заведений, весьма немногочисленны были научные учреждения: Кавказский (этнографический) музей (1853), Тбилисская магнитометеорологическая обсерватория, местные отделения Русского географического общества и Геологического комитета, ботанические сады в Сухуми, Тбилиси, Батуми. Научная деятельность на периферии была чрезвычайно ограниченной. Немногочисленные кружки и общества охватывали лишь узкий круг интеллигенции. Характерной чертой организации науки в предреволюционные годы была разобщённость исследований. Научные учреждения в центре и на местах работали фактически без всякой связи и согласования.

 

  Научные учреждения
Научные учреждения до 1917
Развитие научных учреждений после Великой Октябрьской социалистической революции
Международные научные связи Академии наук СССР
Так же Вы можете узнать о...


Анархо-синдикализм, течение в рабочем движении, находящееся под идеологическим и политическим влиянием анархизма.
Аргамак (тюрк.), старинное название породистых верховых лошадей в странах Ближнего и Среднего Востока.
Атропин, алкалоид, содержащийся в растениях семейства паслёновых (белена, красавка, дурман и др.
Балханский залив, внутренний мелководный залив Красноводского залива Каспийского моря.
Белгород-Днестровский (до 1944 — Аккерман) город в Одесской области УССР.
Биметалл (от би... и металл), металлический материал, состоящий из 2 слоев разнородных металлов или сплавов (например, сталь и алюминий, сталь и ниобий, алюминий и титан, титан и молибден и др.
Бонго Альбер Бернар Бонго (Bongo) Альбер Бернар (р. 30.12.1935, Леве), государственный деятель Габона.
Буза (тюрк.), напиток, приготовленный из проса, гречневой или овсяной муки так же, как пиво, но только без хмеля.
Вальцы мельничные, валки мельничные, основной рабочий орган вальцовых станков.
Вертолётный двигатель ,авиационный двигатель, предназначенный для привода одного или нескольких несущих винтов вертолёта.