Суриков Василий Иванович

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
СI СА СБ СВ СГ СД СЕ СЁ СЖ СИ СК СЛ СМ СН СО СП СР СС СТ СУ СФ СХ СЦ СЧ СШ СЪ СЫ СЬ СЭ СЮ СЯ
СУА
СУБ
СУВ
СУГ
СУД
СУЖ
СУЗ
СУИ
СУЙ
СУК
СУЛ
СУМ
СУН
СУО
СУП
СУР
СУС
СУТ
СУУ
СУФ
СУХ
СУЧ
СУШ
СУЩ
СУЫ
СУЭ
СУЮ

Суриков Василий Иванович [12(24).1. 1848, Красноярск, — 6(19).3.1916, Москва], русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869—75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893). Уже в годы учения, обращаясь к исторической живописи, Суриков Василий Иванович стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки фигур («Княжий суд», 1874, «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы», 1875, обе — в Третьяковской галерее). С 1877 жил в Москве, систематически совершал поездки в Сибирь, был на Дону (1893), на Волге (1901—03), в Крыму (1913). Посетил Германию, Францию, Австрию (1883—84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. Суриков Василий Иванович страстно любил русскую старину: обращаясь к сложным переломным эпохам в истории России, он стремился в прошлом народа найти ответ на волнующие вопросы современности. В 1880-е гг. Суриков Василий Иванович создал свои наиболее значительные произведения — монументальные исторические картины: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883; см. илл.), «Боярыня Морозова» (1887; все — в Третьяковской галерее). С глубиной и объективностью проницательного историка Суриков Василий Иванович раскрыл в них трагические противоречия истории, логику её движения, испытания, закалившие характер народа, борьбу исторических сил в петровское время, в эпоху раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в его картинах выступает борющаяся, страдающая, торжествующая народная масса, бесконечно разнообразная, богатая яркими типами, объединёнными в картинах в подлинно симфоническое созвучие. Суриков Василий Иванович показывает бурлящие в народе бунтарские силы; его влекут к себе могучие характеры (такие, как исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине «Утро стрелецкой казни», или проникнутая страстью и фанатичной убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноимённой картине), раскрывающиеся в бурных событиях русской истории. С большим мастерством Суриков Василий Иванович передавал облик площадей и улиц старой Москвы и заполняющие их толпы народа, с глубокой любовью к идеалу прекрасного, созданному народным творчеством, изображал одежды и утварь, вышивки, роспись, резьбу. В своих монументальных по форме картинах Суриков Василий Иванович создал новаторский тип композиции, при которой общее движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события; он добился удивительной гармонии полнозвучных чистых красок в пленэрной живописи. В его произведениях общий колорит, ритм цветовых пятен, фактура и направление движения мазка усиливают психологическую характеристику человека, а цвет порой приобретает почти символическое звучание. После смерти в 1888 жены Суриков Василий Иванович впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889—90) тяжёлое душевное состояние, Суриков Василий Иванович создал полотно «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей, Ленинград), запечатлевшее образ народа, полного удали, здоровья и веселья, В исторических картинах 1890-х гг. Суриков Василий Иванович обращается к иной проблематике, избирая в прошлом русского народа события, в которых он действует как единая, лишённая внутреннего трагического раскола сила, совершающая героические подвиги во славу Родины. В картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Русский музей; см. илл.) мысль Суриков Василий Иванович «две стихии встречаются» раскрыта в смелой удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сибирских племён. В картине «Переход Суворова через Альпы» (1899, Русский музей) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи Суриков Василий Иванович 1890-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах («Сибирская красавица». Портрет Е. А. Рачковской, 1891, Третьяковская галерея). В годы реакции Суриков Василий Иванович, верный демократическим традициям, работал (1909—10) над картиной «Степан Разин» (начата в 1903; Русский музей). Суриков Василий Иванович также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Патриотическое, правдивое творчество Суриков Василий Иванович, впервые с такой силой показавшее народ как движущую силу истории, стало новым этапом в мировой истории живописи. Имя Суриков Василий Иванович присвоено Московскому художественному институту, в Красноярске открыт Дом-музей Суриков Василий Иванович и сооружен ему памятник (бронза, гранит, 1954, скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани).

Суриков В. И. «Переход Суворова через Альпы». 1899. Русский музей. Ленинград. Суриков Василий Иванович.

Суриков В. И. «Переход Суворова через Альпы». 1899. Русский музей. Ленинград.

<a target=В. И. Суриков. Автопортрет. 1913. Третьяковская галерея. Москва. Суриков Василий Иванович." alt="В. И. Суриков. «Покорение Сибири Ермаком». 1895. Русский музей. Ленинград."

В. И. Суриков. Автопортрет. 1913. Третьяковская галерея. Москва. Суриков Василий Иванович.

В. И. Суриков. Автопортрет. 1913. Третьяковская галерея. Москва.

В. И. Суриков. «Покорение Сибири Ермаком». 1895. Русский музей. Ленинград.

Суриков В. И. «Боярыня Морозова». 1887. Фрагмент. Третьяковская галерея. Москва. Суриков Василий Иванович.

Суриков В. И. «Боярыня Морозова». 1887. Фрагмент. Третьяковская галерея. Москва.

Суриков В. И. «Покорение Сибири Ермаком». 1895. Фрагмент. Русский музей. Ленинград. Суриков Василий Иванович.

Суриков В. И. «Покорение Сибири Ермаком». 1895. Фрагмент. Русский музей. Ленинград.

В. И. Суриков. «Меншиков в Берёзове». 1883. Третьяковская галерея, Москва. Суриков Василий Иванович.

В. И. Суриков. «Меншиков в Берёзове». 1883. Третьяковская галерея, Москва.

Суриков В. И. «Сибирская красавица». Портрет Е. А. Рачковской. 1891. Третьяковская галерея. Москва. Суриков Василий Иванович.

Суриков В. И. «Сибирская красавица». Портрет Е. А. Рачковской. 1891. Третьяковская галерея. Москва.

Суриков В. И. «Взятие снежного городка». 1891. Русский музей. Ленинград. Суриков Василий Иванович.

Суриков В. И. «Взятие снежного городка». 1891. Русский музей. Ленинград.

Суриков В. И. «Степан Разин». 1903—07, 1909—10. Русский музей. Ленинград. Суриков Василий Иванович.

Суриков В. И. «Степан Разин». 1903—07, 1909—10. Русский музей. Ленинград.

Суриков В. И. «Боярыня Морозова». 1887. Фрагмент. Третьяковская галерея. Москва. Суриков Василий Иванович.

Суриков В. И. «Боярыня Морозова». 1887. Фрагмент. Третьяковская галерея. Москва.

Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни». 1881. Фрагмент. Третьяковская галерея. Москва. Суриков Василий Иванович.

Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни». 1881. Фрагмент. Третьяковская галерея. Москва.

 

  Лит.: В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева], М., 1960; В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Д. Сарабьянова], М., 1963; Кеменов В.Суриков Василий Иванович, Историческая живопись Сурикова. 1870—1880-е гг., М., 1963.

Так же Вы можете узнать о...


Бильгарциоз, заболевание мочевых путей и кишечника, вызываемое паразитированием глистов — трематод из семейства шистосоматид.
Вилагош (Vilagos), современная Ширия (Siria), крепость и населённый пункт к северо-востоку от г.
Гипостиль (от греч. hypostylos — поддерживаемый колоннами), обширное крытое помещение (зал храма или дворца), потолок которого опирается на многочисленные, часто поставленные колонны.
Динамиты (франц. dynamite, от греч. dynamis — сила), вторичные взрывчатые вещества, содержащие значительное количество жидких нитроэфиров.
Идиллия (беззаботное существование) Идиллия (греч. eidyllion), мирное, беззаботное, ничем не омрачаемое существование (иногда — в ироническом смысле).
Кедровая Падь, заповедник на западном берегу Амурского залива Приморского края, преимущественно в бассейне р.
Кремнийорганические лаки, лаки на основе кремнийорганических полимеров — полиорганосилоксанов (главным образом полиметилфенилсилоксанов).
Лусон (Luzon), крупнейший остров Филиппинского архипелага.
Модуль (в математике) Модуль в математике, 1) М. (или абсолютная величина) комплексного числаz = х + iy есть число Обесценение денег, см. в ст. Инфляция.
Петропавловск-Камчатский (в 1822—1924 — Петропавловский порт), город, центр Камчатской области РСФСР.
Пхеньянский электровозостроительный завод им Ким Джон Тхэ, крупное предприятие транспортного машиностроения КНДР.
Сватово, город (с 1938), центр Сватовского района Ворошиловградской области УССР.
Стабилизация тканей, то же, что термофиксация тканей.