Композиция (построение художеств. произв.)

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
КА КВ КЕ КЁ КЗ КИ КЙ КЛ КМ КН КО КП КР КС КТ КУ КХ КШ КЫ КЬ КЭ КЮ КЯ
КОА
КОБ
КОВ
КОГ
КОД
КОЖ
КОЗ
КОИ
КОЙ
КОК
КОЛ
КОМ
КОН
КОО
КОП
КОР
КОС
КОТ
КОУ
КОФ
КОХ
КОЦ
КОЧ
КОШ
КОЩ
КОЭ
КОЮ
КОЯ

Композиция (от лат. compositio — составление, сочинение),

  1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция (построение художеств. произв.) — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы Композиция (построение художеств. произв.), складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др.

  Композиция (построение художеств. произв.) в литературеорганизация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. Композиция (построение художеств. произв.) включает: расстановку и соотнесенность характеров (Композиция (построение художеств. произв.) как «система образов»), событий и поступков (Композиция (построение художеств. произв.) сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (Композиция (построение художеств. произв.) внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная Композиция (построение художеств. произв.)), подробностей обстановки, поведения, переживаний (Композиция (построение художеств. произв.) деталей).

  Приёмы и способы Композиция (построение художеств. произв.) весьма разнообразны. Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов, фактов, деталей, удалённых друг от друга в тексте произведения. Важнейшим аспектом Композиция (построение художеств. произв.) является также последовательность, в которой вводятся в текст компоненты изображаемого, — временная организация литературного произведения как процесс обнаружения и развертывания художественного содержания. И, наконец, Композиция (построение художеств. произв.) включает в себя взаимную соотнесенность разных сторон (планов, слоев, уровней) литературной формы. Наряду с термином «Композиция (построение художеств. произв.)» многие современные теоретики используют в том же значении слово «структура» (см. Структура художественного произведения).

Являя собой «... бесконечный лабиринт сцеплений...» (см. Л. Н. Толстой, О литературе, 1955, с. 156), Композиция (построение художеств. произв.) завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художественной формы, которая всегда содержательна. «Композиция — это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли… Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на неё похожа; её цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи» («Теория литературы», [кн. 3], 1965, с. 425).

  Каждое произв. сочетает как общие, «типовые» для данного рода, жанра или направления способы Композиция (построение художеств. произв.) (например, троекратные повторы в сказках, узнавание и умолчание в драмах «интриги», строгая строфическая форма сонета, ретардация в эпике и драме), так и индивидуальные, свойственные данному писателю или отдельному произведению (так, в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» ведущий принцип Композиция (построение художеств. произв.) персонажей и их системы — полярность, в том числе нарочито мнимая: Николай IШамиль).

  В современном литературоведении бытует и более локальное использование термина «К.». При этом единицей, компонентом Композиция (построение художеств. произв.) выступает такой «отрезок» произведения (текста), в пределах которого сохраняется один способ или ракурс изображения — динамическое повествование или статическое описание, характеристика, диалог, лирическое отступление и т.д. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная зарисовка портрета, психического состояния, воспроизведение разговора и т.д.). Еще более крупным и самостоятельным компонентом является сцена (в эпосе, драме). В эпосе она может состоять из ряда форм изображения (описание, повествование, монолог); в неё могут войти портрет, пейзаж, интерьер; но на всём её протяжении сохраняется один ракурс, выдерживается определённая точка зрения — автора или персонажа-участника, или стороннего наблюдателя-расказчика; иначе: каждая сцена «изображается» непременно чьими-то глазами. Именно сочетание форм изложения и определенных «точек зрения», их взаимосвязанность и единство и составляют Композиция (построение художеств. произв.) в этом смысле.

  Своеобразна Композиция (построение художеств. произв.) стихотворных произведений, особенно лирических; её отличают строгая соразмерность и взаимообусловленность метрико-ритмических единиц (стопа, стих, строфа), синтаксических отрезков и интонаций, а также непосредственно-смысловых единиц (тем, мотивов, образов; см. Стих, Стихотворение, Поэзия и Проза).

В литературе 20 в. усиливается активность композиционного начала, что отразилось в возникновении понятия монтаж (сначала применительно к кино, потом — к театру и литературе).

  В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.). Композиция (построение художеств. произв.) организует как внутренне построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.

  Композиция (построение художеств. произв.) в архитектуре имеет своей основой гармоническое соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. Композиция (построение художеств. произв.) определяет облик, планировочное и объемно-пространственное построение города в целом либо архитектурного ансамбля, отдельного здания или сооружения. Принципы Композиция (построение художеств. произв.) там, где они выступают в органическом единстве с художественно отраженными в них принципами конструкции, совместно образуют структурное соотношение нагрузки и опоры, архитектонику сооружения. Композиция (построение художеств. произв.) в изобразительном искусстве представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т.д. Типы Композиция (построение художеств. произв.) разделяются на «устойчивые» (где основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения) и «динамические» (где основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы), «открытые» (где преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю) и «закрытые» (где побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения). Устойчивые и закрытые типы Композиция (построение художеств. произв.) преобладают, например, в искусстве Возрождения, динамические и открытые — в искусстве барокко. В истории искусства большую роль сыграли как сложение общепринятых композиционных канонов (например, в древневосточном, раннем средневековом искусстве, в искусстве Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных жёстких канонических схем к свободным композиционным приёмам; так, в искусстве 19—20 вв. большую роль сыграло стремление художников к свободной Композиция (построение художеств. произв.), отвечающей их индивидуальным творческим особенностям.

  О Композиция (построение художеств. произв.) в музыке, т. е. о структуре музыкального произведения, см. Музыкальная форма.

2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение, конечный результат творческого труда композитора или художника.

  3) Сложное художественное произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная Композиция (построение художеств. произв.)).

  4) Сочинение музыки. В музыкальных учебных заведениях (училищах, консерваториях) преподается как особый учебный предмет (в советских музыкальных учебных заведениях носит название сочинения). Обучение композиции тесно связано с изучением таких музыкально-теоретических предметов, как гармония, полифония, инструментовка, анализ музыкальных произведений.

 

  Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы. Поэтика, 6 изд., М. — Л., 1931; Алпатов М. В., Композиция в живописи, М. — Л., 1940: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964, с. 433—34, [кн. 3], М., 1965, с. 422—42; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; его же, Анализ поэтического текста, Л., 1972; Успенский Б., Поэтика композиции, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Schmarzow А., Kompositionsgesetze in der Kunst des Mittelalters, Bd 1—2, Bonn — Lpz., 1920—22.

  В. E. Хализев, В. С. Турчин.

Так же Вы можете узнать о...


Чисана (Chisana), долинный ледник на северо-восточном склоне гор Врангеля (южная Аляска) в Сев.
Широколиственные леса, леса, образованные листопадными (летне-зелёными) деревьями с широкими листовыми пластинками.
Эйхорния, водяной гиацинт (Eichornia crassipes, прежде Е.
Эр-Риф, Риф, горная цепь в системе Атласских гор, на северо-западе Марокко.
Янаул, посёлок городского типа, центр ьского района Башкирской АССР.
Аденозинфосфорные кислоты ,нуклеотиды, моно-, дии трифосфорные эфиры аденозина, содержащие аденин, углевод рибозу и один (АМФ), два (АДФ) или три (АТФ) остатка фосфорной кислоты.
Альбумозы, устаревшее название продуктов гидролитического распада белка, наиболее близко стоящих к исходному белку (см.
Антонеску Ион Антонеску (Antonescu) Ион [2(14). 6.1882, Питешти, — 1.
Астахова Анна Михайловна [р. 22.6(4.7).1886, Кронштадт], русский советский фольклорист.
Балезино, посёлок городского типа, центр Балезинского района Удмуртской АССР.
Белокрылая морская свинья (Phocaeňoides dalli), млекопитающее семейства дельфинов.