Тифлопедагогика

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТИА
ТИБ
ТИВ
ТИГ
ТИД
ТИЕ
ТИЗ
ТИЙ
ТИК
ТИЛ
ТИМ
ТИН
ТИО
ТИП
ТИР
ТИС
ТИТ
ТИУ
ТИФ
ТИХ
ТИЦ
ТИЧ
ТИШ
ТИЩ

Тифлопедагогика (от греч. typhlós — слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования, обучения и трудовой подготовки лиц с нарушением зрения (слепых от рождения, ослепших, частичновидящих, слабовидящих, слепоглухих).

  Первая школа для слепых открыта основоположником Тифлопедагогика французским педагогом В. Гаюи в 1784 в Париже, в России — в Петербурге в 1807. В 19 в. такие школы стали создаваться на благотворительные средства во многих странах. В России развитие Тифлопедагогика и системы образования слепых связано с именами К. К. Грота, А. И. Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых получали 3—4-летнее образование и ремесленную подготовку. Обучением было охвачено 4—5% слепых детей.

  В СССР школы для слепых уже в первые годы Советской власти включены в общую систему народного образования. С 30-х гг. организованы школы для слабовидящих. Для всеобщего обязательного обучения слепых и слабовидящих создана сеть специальных средних и восьмилетних общеобразовательных школ. Цели, задачи, содержание и дидактические принципы обучения в этих школах такие же, как и в массовых, но реализуются они с учётом специфических особенностей развития и обучения слепых и слабовидящих детей. В школах для слепых применяются учебники и др. литература, изданные по рельефно-точечной системе Л. Брайля, в школах для слабовидящих — учебники с крупным шрифтом.

  Советская Тифлопедагогика строится на основе общих принципов марксистско-ленинской педагогики и имеет целью развитие умственных и физических способностей детей, их общее среднее образование (овладение основами наук), формирование материалистическое мировоззрения, воспитание коммунистической морали, подготовку к жизни и труду. Советская Тифлопедагогика разрабатывает пути совершенствования содержания обучения, методы и принципы организации учебно-воспитательного процесса, структуру специальных школ и дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, организационные формы дифференцированного обучения и воспитания детей. Наиболее важная задача Тифлопедагогика — рациональное использование и развитие в процессе обучения сохранившихся у детей неполноценных функций зрения, создание условий его охраны, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в психическом и физическом развитии путём специально направленной коррекционно-педагогической работы, применение технических средств обучения (см. также Тифлотехника), коррекции и компенсации нарушенного зрения. Ведущая роль в процессе обучения отводится развитию мышления, речи, логической памяти, произвольного внимания, формированию наблюдательности, ориентации в пространстве, имеющих существенное значение для компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и неполноценном зрении.

  Тифлопедагогика опирается на данные смежных наук — общей педагогики, психологии, физиологической оптики, офтальмологии, педиатрии, школьной гигиены, физиологии высшей нервной деятельности, эргономики, тифлотехники.

  Центр советской Тифлопедагогика — НИИ дефектологии АПН СССР. Теоретические и практические вопросы Тифлопедагогика разрабатываются также в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена и др. педагогических институтах.

  Научные центры в области Тифлопедагогика организованы в Великобритании, СФРЮ, ГДР, СРР, ЧССР, ФРГ, США, Швеции, Японии и др.

 

  Лит.: Дети с глубоким нарушением зрения, под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер, М., 1967; Слабовидящие дети, под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой и М. Б, Эйдиновой, М., 1967; Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих, под ред. М. И. Земцовой, М., 1969; Кулагин Ю. А., Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых, М., 1969; 3емцова М. И., Учителю о детях с нарушениями зрения, М., 1973; Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников, «Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена», 1968, т. 344, 1970, т. 420; Мещеряков А. И., Слепоглухонемые дети, М.. 1974.

  М. И. Земцова.

Так же Вы можете узнать о...


Понтрягин Лев Семенович [р. 21.8(3.9).1908, Москва], советский математик, академик АН СССР (1958; член-корреспондент 1939), Герой Социалистического Труда (1969).
Рубениды, династия армянских царей в Киликийском армянском государстве, правившая в 1080—1375.
Соломон, царь Израильско-Иудейского царства в 965—928 до н.
Тли (Aphidinea), надсемейство растительноядных насекомых из отряда равнокрылых.
Франклин Майлс Стелла Франклин (Franklin) Майлс Стелла (14.10.1879, ферма Талбинго, Новый Южный Уэльс, – 19.
Шиллер Фердинанд Каннинг Скотт Шиллер (Schiller) Фердинанд Каннинг Скотт (16.
Акатуйская тюрьма, каторжная тюрьма в царской России.
Бевин Эрнест Бевин (Bevin) Эрнест (9.3.1881, Уинсфорд, — 14.
Верне (Vernet), семья французских живописцев 18—19 вв.
Гира Людас Константинович Гира (Gira) Людас Константинович [15(27).8.1884, Вильнюс, — 1.
Дольмен (франц. dolmen, от бретонского tol — стол и men — камень), древнее погребальное сооружение, один из видов мегалитических построек (см.
Ипостась (от греч. hypostasis — лицо, сущность), первоначально философский термин, введённый последователями Аристотеля в значениях «индивидуальное» и «реально существующее»; заимствованный христианскими богословами, разрабатывавшими христианскую догматику (в Новом завете понятие И.